Следуем за покупателем

Рынок стрит-фуд торговли растет на 20% ежегодно. Однако чтобы на нем выжить, нужно предложить не просто новый продукт, но и обладать мобильностью. То

 Рынок стрит-фуд торговли растет на 20% ежегодно. Однако чтобы на нем выжить, нужно предложить не просто новый продукт, но и обладать мобильностью. То есть иметь возможность без финансовых потерь сменить локацию.

Арабские кебабы, выпечка из слоеного теста, бельгийские вафли, орешки, пончики, кофе, немецкие колбаски, горячая кукуруза, фреши… Пей, ешь, наслаждайся — и делай все это на ходу. Когда в 2006 году "ВД" изучала рынок цивилизованной уличной торговли, эксперты оценили его объем на уровне $500-700 млн, сделав акцент на быстрых темпах роста — 30% в год (подробнее — см. "Ходовой фуд", "ВД" №33, 2006 г.). Таким образом, к началу 2011-го емкость рынка превысила $1,5  млрд. И он по-прежнему манит новых игроков. Каждый старается предложить что-то эдакое, чтобы быть первым в своей товарной категории, а не вторым — в чужой. Наиболее востребованная в последнее время "фишка", кроме уникального продукта — торговая точка должна быть мобильной. Впервые о мобильных стрит-фудах "ВД" писала летом 2009-го (подробнее — см. "Заколесились", "ВД" № 24, 2009 г.). "ВД" решила исследовать самые интересные формы мобильного стрит-фуда — торговля кофе, орешками и вареной кукурузой — и отследить модели их развития.

Кофейные колеса
Эра кофе "на колесах" пришла в Киев три года назад с открытием первой мобильной кофейни "Кава Nova". И сейчас такой формат торговли ароматным напитком динамично развивается. Количество мобильных кофеен за 2010 год выросло на 50%. На данный момент только в Киеве их насчитывается более 30-ти.

Первая "Кава Nova" представляла собой трехколесный мотороллер, оснащенный техникой, необходимой для приготовления кофе. Тогда Александру Шостаку, собственнику "Кава Nova", старт обошелся в $15-20 тыс. "Сейчас одна точка на базе автомобиля Fiat стоит $30 тыс. Окупается она в среднем за 1,5-2 года", — говорит он. Причем автомобили полностью автономны и не требуют ни водо-, ни энергоснабжения.

Естественно, Шостак "обзавелся" не только франчайзи, но и последователями. Некоторые постарались удешевить проект, оборудовав кофе-аппаратами отечественные авто. Так, компания "АлексКонкорд" предлагает автокофейню под ключ на базе "Таврии Пикап" за ?12 тыс. Кто-то пробует экономить на кофе-машинах…

Наибольшего удешевления смог добиться Юрий Бутенко, владелец бизнес-проекта "Кофейный бархат", оснастив кофейным аппаратом стильную тележку на колесиках. Франшиза под его ТМ обойдется всего лишь $4,5 тыс., а точка должна окупиться за полгода. Однако появилось существенное "но". Торговая точка частично потеряла свою мобильность. Для ее работы нужно подключиться к электросети.

Но г-н Бутенко не унывает. "Натуральный кофе является тем продуктом, который употребляют люди всех возрастов и социальных классов, поэтому круг потенциальных клиентов достаточно широк — от студентов до пенсионеров, — говорит он. — А конкурентами, как ни странно, остаются киоски, в которых многие покупают кофе и чай по привычке". Но вот на кого "западет" неокученный потребитель: на автомобили или на тележки, сказать сложно. Пока что у первых явное численное преимущество. Сейчас существует не менее 10  ТМ автокофеен, а вот "Кофейный бархат" пока что один.

Просто Щелкунчик
"Очень успешной оказалась торговля на выставке цветов, проходившая в августе на Певческом поле в Киеве. Прибыль за десять дней с двух тележек  — 16 700 грн. А сейчас там же проходит выставка динозавров. Еще бльшую прибыль ожидаю", — такую запись в сентябре прошлого года на своей странице в ЖЖ сделал Александр Кобылинский, руководитель проекта "Сладкие орешки". Однако предпринимателю пришлось изрядно повозиться, чтобы в Украине появились винтажные тележки, торгующие миндалем, кешью и фундуком.

Впервые подобные тележки Александр Кобылинский увидел во время туристической поездки в Санкт-Петербург. Однако условия по приобретению франшизы, предложенные россиянами, не устроили украинца. "Они сначала долго не отвечали, потом долго думали, а потом сказали, что хотят за франшизу $25 тыс. У меня тогда не было таких денег, да и это было слишком жирно. Уехал я оттуда, несолоно хлебавши", — вспоминает Кобылинский.

В итоге, в 2009 году он принял решение запускать собственный проект. На производство пяти тележек и закупку сырья ушло примерно $7 тыс., которые окупились где-то за три месяца. Оборот за прошлый год составил 500 тыс. грн.
Время старта пришлось как раз на ноябрь, но в холодное время года орешки не "пошли", поскольку руки мерзнут, а в перчатках есть их неудобно. Но собеседник "ВД" ничего не потерял — мобильность бизнеса позволила без каких-либо убытков свернуть данную уличную точку, чтобы переместить тележку на более прибыльное место. И уже в январе 2010  года компания "Сладкие орешки" открыла первую стационарную точку в торговом центре "Дрим-Таун". Окупилась она буквально за два-три месяца, принося 4-5  тыс.  грн. прибыли ежемесячно.

Но ситуация значительно ухудшилась, когда рядом с тележкой орешков открылись другие представители фастфуда. Прибыль уменьшилась в два-три раза, и по окончанию срока аренды точка закроется. "Когда я за­думывал этот бизнес, то рассчитывал именно на торговые центры. Но, как оказалось, все зависит от количества других торговцев. Нужна не только хорошая проходимость людей, но и отсутствие каких-либо других точек из стрит-фуд формата", — замечает собеседник "ВД".

К началу мая г-н Кобылинский планирует поставить в парках города не менее 10-ти тележек. "Возле Арки Дружбы народов гуляет молодежь, попивающая пиво — это не моя целевая аудитория. Моими потенциальными клиентами являются родители с детьми. Их можно поймать возле Кукольного театра или, например, около Музея воды. И, конечно же, в Ботаническом саду и на Певческом поле",  — говорит предприниматель. Если же публика не заинтересуется подобным товаром в одной точке города, то тележка с орешками легко перекочует в другую. Ведь они даже не жарятся на месте, а привозятся уже расфасованными в бумажные пакетики.

Российская компания "Сладкий миндаль", с которой Кобылинский не договорился, основана еще в 2005 году. Но выходить на украинский рынок пока что не собирается. "Это бизнес среднего уровня. Перевозить все оборудование в Украину будет очень дорого. Возможны лишь продажа концепции своего развития и секреты приготовления орешков",  — высказал свою точку зрения Роман Кирилович, главный редактор сайта franch.biz. В то же время "Сладким орешкам" удалось продать 10 франшиз, стоимостью 10  тыс.  грн. каждая. И Кобылинский уже придумал новый формат продвижения продукции. Он разработал полочки для орешков, которые можно поставить на любую барную стойку. И  тоже хочет продавать их по франшизе за смешные 2 тыс. грн.

Спецпроект для Хрущева
Попкорн плотно укоренился в кинотеатрах. Но за их пределами его активно теснит вареная кукуруза. И снова все те же тележки, но на этот раз они оснащены пароваркой для приготовления кукурузы, а рядом стоит морозильная камера для хранения замороженных кукурузных зерен.

С начала 2011 года в этом сегменте единолично правит бал компания Corn House. А  ведь в конце 2010-го в Украине была еще и компания "Кукурузник", позже переименованная в Mr Corn. В мае 2010-го ее владелец Игорь Карлов заявлял, что планирует развивать сеть, сделав ставку на локализацию проекта. Приоритетными областями для развития были выбраны Донецкая и прилегающая к ней области, а также Крым. Однако на момент написания статьи от руководства компании был получен ответ, что фирма закрыта: без объяснений, почему это произошло. Возможно, именно географические ограничения и стали роковыми. Потому как Corn House как раз делает ставку на географическую экспансию. Уже ведутся переговоры с потенциальными франчайзи из России, Казахстана, Беларуси, Молдовы.

На данный момент по всей Украине работают 94 точки компании Corn House (стоимость франшизы $4 тыс.). Сеть продает порядка 85 тыс. порций в месяц. Особым плюсом горячей кукурузы является ее запах. "Кукуруза готовится на месте, прямо перед человеком. Она распространяет вокруг точки вкусный запах, который и привлекает покупателей. Если я смогу обеспечить на своих точках с орешками запах, то это увеличит продажи на 30-50%",  — уверен Александр Кобылинский. "Наш продукт максимально демократичен. Практически все жители Украины любят кукурузу, — утверждает Алексей Жук, директор департамента развития и маркетинга компании Corn House. — К тому же продукт готовится непосредственно при покупателе с соблюдением санитарных и гигиенических норм". Более того, чтобы подтвердить качество продукции, компания прошла сертификацию по ISO 9001-2001. Хотя далеко не каждый представитель малого бизнеса готов раскошелиться на эту дорогостоящую процедуру.

Подытожим
За последний год рынок стрит-фуда все больше смещается в сторону брендированного формата торговли. "Стрит-фуд франшизы всегда пользуются спросом. Популярны недорогие  — до $10 тыс., так как они являются наиболее доступными для открытия собственного бизнеса. А с наступлением сезона (апрель-май) франшизы уличной еды обычно занимают передовые позиции в рейтингах внимания. На сегодня стрит-фуды в нашем рейтинге "Самые популярные сферы бизнеса по количеству просмотров" занимают второе место, уступив лидерство одежде и обуви", — говорит Роман Кирилович.

"Кроме того, такой бизнес — это бизнес на каждый день. Франчайзер дает покупателю уже готовую точку, аренда за которую может и вовсе отсутствовать. Плюс управление такой точкой и все процессы приготовления довольно просты", — объясняет Евгения Кривонос, онлайн-консультант Ассоциации франчайзинга Украины.
По словам Романа Кириловича, в сфере украинского стрит-фуда вероятно появление новых направлений, скопированных в Европе и США. Также сейчас активно растет количество точек, торгующих фрешами. Только в столице их уже насчитывается чуть меньше 50-ти.

Ольга Насонова, генеральный директор компании "Ресторанный консалтинг"
— К Евро-2012 возможно появление новых форматов стрит-фуда. Например, к нам из Германии могут прийти донар-кебабы. Нечто подобное в Украине делает компания "Зер-Гут". Но для такого бизнеса необходимо иметь мясной цех — у нас это оформлять затруднительно. Из Франции может прийти бизнес по выпечке гречневых блинов, готовящихся на месте. Сейчас у нас есть разные ТМ, производящие блины, но обычные. Вполне возможно, что кто-то местных игроков возьмется освоить нишу быстрых суши, как это сделали во Франции и Польше. А привлекательный тайский и китайский стрит-фуд вряд ли приживется. Там все готовят на месте, используя для этого газовые баллоны. По нашим нормам это очень трудно реализуемо. Вообще в Украине слово стрит-фуд — это синоним низкого уровня качества. Большая часть отечественного стрит-фуда за пределами гигиены, санитарных и других норм. Украине еще расти и расти в этом формате торговли.

Виталий Кулаков, адвокат, старший партнер адвокатской фирмы ADVICE
— Согласно нормам и правилам, посвященным передвижной торговле, не имеет значения, что это — тележка, авто или же другой передвижной объект. Главное, это средство может передвигаться с одной точки на другую как и когда захочет. Но при этом предприниматель должен иметь при себе все необходимые регистрационные и разрешительные документы, не нарушать правил дорожного движения и не торговать в запрещенных местах (например, пивом возле школы). Особенно важен патент, выдаваемый для таких субъектов по месту регистрации, а также санитарный паспорт на передвижное средство, который выдается по месту осуществления торговли. Таким образом, предприниматель может выбрать любой район для работы, выполнив при этом все нормативные предписания.