• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Вместо Путина. Зачем Сыроед делает из АТОшников охранников Аушвица

Скандал, разразившийся вокруг вице-спикера от "Самопомочи" Оксаны Сыроед, есть лишь продолжение эмоциональной, но по сути своей исключительно пиарной и спекулятивной дискуссии о терминах в стиле "У нас не АТО, а война"
Фото: leopolis.news
Фото: leopolis.news
Реклама на dsnews.ua

Казалось бы, за три года войны все терминологические дискуссии должны были исчерпать себя. Более того, в высших эшелонах власти уже давно признали, что от термина АТО пора отказаться, а соответствующий законопроект со дня на день должен появиться в парламенте. Но некоторым любителям патриотического пиара никак не удается воздерживаться от спекулятивных заявлений на этот счет.

Вице-спикер Оксана Сыроед - соратница львовского мэра Андрея Садового (того самого, который мусорные проблемы города объясняет исключительно местью власти за изобличения "зрады" на Донбассе) умудрилась взбудоражить и общество и политикум заявлением о том, что, дескать, Вооруженные силы Украины используются на Донбассе неконституционным способом.

Естественно политические оппоненты, присутствующие на заседании комитета нацбезопасности, где и прозвучал спич вице-спикера, не возмутится такими словами Сыроед не смогли и высказали все, что они думают на этот счет прямо на заседании. Не остались в стороне и СМИ, которые растиражировали скандальное заявление. Но на этом история не закончилась и следующим утром Сыроед получила новую порцию "плюшек" от целой делегации представителей "Народного фронта" и БПП во главе с комбатом Юрием Березой, который назвал вице-спикера, ни много ни мало, сумасшедшей и потребовал от "Самопомочи" дать происходящему политическую оценку.

В этой ситуации и "Самопомич", и лично Сыроед могли бы просто промолчать, в конце концов "зашквар" на лицо - вице-спикер вполне в духе кремлевских агиток обвиняет собственную страну в ведении на Донбассе "карательной операции". Но политсила Садового решила и дальше гнуть свою линию, несмотря на то, что больше всех от подобных внутриукраинских разборок радуются в Москве.

Вначале коллега Сыроед Тарас Пастух пояснил ее правовую позицию, дескать "Конституция обязывает принимать решение президента об использовании ВСУ, а Верховная Рада дает согласие на использование их для отпора агрессии". Соответственно, до тех пор, пока Верховная Рада не признает Россию агрессором, мы "подставляем солдата, который может привлекаться по международному законодательству к ответственности".

А позже в кулуарах и сама Сыроид подлила масла в огонь, привязав к этому задержанного в Италии ветерана АТО Виталия Маркива, а всех воинов АТО приравняла чуть ли не к охранникам Аушвица. "Сегодня в Италии судят украинца Маркива, который был в АТО, по законам мирного времени. А государство ничего не может сказать в его защиту, потому что нет соответствующего законодательства... Нам надо сделать так, чтобы каждый солдат, пока будет жить, был бы защищен... через 10-20 лет к ребятам могут прийти с обвинениями", - заявила Сыроед.

Как подобная позиция, по которой и АТО незаконно и все ее участники формально преступники, согласуется с патриотическим имиджем "Самопомочи" - вопрос праздный. Видимо Сыроед настолько увлеклась оппонированием Банковой, что готова ради этого подыгрывать хоть черту. А вот на том, что все сказанное ей - это чистой воды спекуляция, можно остановиться поподробней.

Реклама на dsnews.ua

Во-первых, весной 2014 года и правда существовала некая коллизия, которая не предполагала участия Вооруженных сил в антитеррористических операциях, однако парламент уже давно внес соответствующие изменения и в закон о ВСУ, и в закон о борьбе с терроризмом, о чем вице-спикер должна бы знать.

Что касается нормы Конституции о том, что ВСУ можно использовать исключительно по решению президента, одобренного Верховной Радой, то такого прямого требования в Конституции просто нет. Эта процедура касается объявления войны, заключения мира и отражения внешней агрессии, а нужно ли разрешение парламента на использование ВСУ в антитеррористических мероприятиях - вопрос как минимум дискуссионный с точки зрения права.

Во-вторых, Виталий Маркив, которого Сыроед приводит как пример жертвы, обвиняется в Италии не в том, что принимал участие в АТО в качестве солдата ВСУ, а в убийстве конкретного итальянского гражданина. Сколь бы абсурдным не было это обвинение к правовым основаниям проведения АТО оно не имеет вообще никакого отношения.

Ну, и в-третьих, "прийти" к нашим ветеранам АТО через 10-20 лет могут либо россияне в случае полной оккупации Украины Путиным, либо его украинские прихвостни. И в том, и в другом случае ничего общего с законом это иметь не будет и, если те или другие получат власть в Украине, то они все равно "придут", даже если сегодня срочно примут, все что требует Сыроед, а ее лично назначат главой Генштаба.

Если же говорить о возможности наказания ветеранов АТО с точки зрения закона, то их можно будет привлечь лишь за совершение военных преступлений или преступлений против человечности, например, за участие в этнических чистках или убийствах мирных жителей. За юридическую казуистику верховной власти рядовые солдаты и офицеры ответственности нести не могут по определению. Именно поэтому охранника Аушвица сегодня судить можно, а рядового Вермахта - нет.

Что же касается Сыроед, то ей стоило бы более тщательно продумывать слова перед их произнесением, а если и вырвалась какая-то глупость, то не стоит возводить ее в абсолют. А если очень уж хочется пиариться на патриотизме, то лучше посильно помочь бойцам на передовой, а не делать из них "карателей". Для этого у них уже есть Путин.

    Реклама на dsnews.ua