• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

"Додому" и "Мої думки тихі". Как новые лица украинского кино стали триумфаторами "Золотої дзиги-2020"

Украинская киноакадемия определила лауреатов "Золотої дзиги-2020"

Награда национальной кинопремии "Золота дзига". Фото: УНИАН
Награда национальной кинопремии "Золота дзига". Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Четвертая "Золота дзига" в этом году из-за карантина проходила в онлайн-формате. Церемонию демонстрировали на Youtube-канале Украинской киноакадемии.

В длинном списке оказалось 88, в коротком - 28 фильмов. "Дзигу" вручали в 23 номинациях.

Лучший полный метр, сценарий, женская роль (Ирма Витовская-Ванца) и "Открытие года" - "Мої думки тихі" (режиссер - Антонио Лукич).

Лучшая режиссерская работа - Нариман Алиев ( "Додому").

Лучшая работа художника-постановщика (Владлен Одуденко), грим (Алла Леонова), дизайн костюмов (Антонина Белинская) - "Захар Беркут".

Лучшая операторская работа (Вадим Ильков), мужская роль второго плана (Виктор Жданов), звук (Борис Петер) - "Вулкан" (режиссер - Роман Бондарчук).

Лучшая музыка и лучшая песня: Фрик-кабаре Dakh Daughters в мюзикле Алены Демьяненко "Гуцулка Ксеня".

Реклама на dsnews.ua

Лучшая женская роль второго плана - Наталья Сумская ( "Чорний ворон").

Лучшая мужская роль - Ахтем Сеитаблаев ("Додому").

Лучший документальный фильм - "Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго" ( режиссер - Надежда Парфан).

Лучший короткометражный анимационный фильм - "Кохання" (Никита Лыськов).

Лучший короткометражный игровой фильм - "У нашій синагозі" (режиссер - Иван Орленко).

Лучший монтаж (Татьяна Ходаковская, Владимир Запрягалов), визуальные эффекты (Артем Сушильников, Дмитрий Овчаренко) - "Фокстер і Макс".

Премия зрительских симпатий (победитель определяется зрительским голосованием) - "Крути 1918" (реж. Алексей Шапарев).

Награду за вклад в развитие кинематографа получила актриса Ада Роговцева.

Здесь бросается в глаза любопытная закономерность: лидерами среди лауреатов являются дебюты - "Мої думки тихі", "Додому", "Вулкан", "Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго". Кроме того, среди фаворитов оказалось авторское кино, в то время как жанровые произведения, рассчитанные на массовую аудиторию - "Захар Беркут", "Чорний ворон", "Фокстер і Макс", "Гуцулка Ксеня", - получили второстепенные премии.

Ниже я расскажу о пяти наиболее интересных, по моему мнению, фильмах-лауреатах.

В безусловные лидеры с четырьмя "Дзигами" вырвались "Мої думки тихі", уже отмеченные специальным призом жюри конкурса "На Восток от Запада" Карловарского фестиваля.

"Мої думки тихі" - о долговязом 25-летнем звукорежиссере Вадиме (Андрей Лидаговский), который планирует уехать в Канаду. Самый короткий путь к эмиграции - по заказу диаспорного бизнесмена для компьютерной игры "Ноев ковчег" записать голоса закарпатских животных, главное - пение редкой птицы: "крижня метушливого". Все просто; но тут в события врывается мать героя (отмеченная "Дзигой" Ирма Витовская-Ванца).

Первое, что надо сказать: это комедия. Второе и почти невероятное - это комедия смешная, причем смешная до колик. Первые 20 минут хохот в зале стоит непрерывно. Герой, который за весь фильм ни разу не изменяет очень сосредоточенного выражения лица, или провоцирует забавные ситуации, или вляпывается в них, иногда в буквальном смысле по уши. Мать просто-таки одержима опекой над своим непутевым гением - на грани Эдипова комплекса, но сама не менее забавна в попытках обустроить свое или его счастье. Параллельно развивается сюжет с мифическим крижнем и с разного рода традициями, в частности, религиозными. В конце концов, кажется, не так важно, запишет ли Вадим ту птицу, как то, поймет ли он, что "крижень метушливий", эта вечно тревожная птица, - это и есть его беззаветно любящая мать.

Нариман Алиев родился в крымском селе Петровка в 1992 г. Учился на режиссера в частном "Институте экранных искусств" и в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. В профессию вошел с "Крымским историями" - короткометражным триптихом, снятым на полуострове "Вернуться на рассвете" (2013), "Тебя люблю" (2014), "Без тебя" (2015). "Без тебя" был отобран в конкурс Generation 14+ в Берлине, а "Додому" - в конкурс Каннского фестиваля "Особый взгляд".

Материал для сюжетов Алиева - традиционная крымско-татарская семья в состоянии раскола. В "Додому" смерть Назима Бекирова, добровольца, павшего в ООС на Донбассе, сводит рассоренных сына и отца - Алима (Рэмзи Билялов) и Мустафу (Ахтем Сеитаблаев). Отец хочет вернуть младшего в Крым, где уже построен дом, а старшего - похоронить в родной земле. Алим присоединяется к поездке не вполне по своей воле.

Сеитаблаев отталкивается от привычного для себя амплуа крутого бойца, отчасти даже домашнего тирана, чтобы получить ближе к финалу образ угасающего патриарха, которого грызут неизлечимая болезнь и вина перед сыновьями. Алим - бунтарь по велению возраста; тем мучительнее, страшнее его резкое взросления. Билялов - непрофессионал, и все же, пусть инстинктивно, находит нужные интонации.

Внутренняя свобода приходит к Алиму как осознание того, что все это невозможное и необходимое путешествие было не просто инициацией в состояние взрослых, а принятием гораздо более тяжелой и высшей роли главы рода, которая уже не под силу отцу.

Свой первый полный метр "Вулкан" Роман Бондарчук, 37-летний херсонец, давно живущий в Киеве, начал снимать из-за рокового стечения обстоятельств. Сначала собирался сделать документальную зарисовку о бывшем директоре рыбхоза, жизнелюбе и шутнике Владимире Арсиенко, однако тот скончался при невыясненных обстоятельствах. На основе собранного материала был написан новый сценарий.

Вова (Виктор Жданов) в "Вулкане" - также экс-директор рыбхоза. Разведен, живет в доме на берегу Каховского водохранилища с матерью и дочерью, может задержать дыхание под водой не менее чем на 10 минут, находится в поиске верного заработка: то продает "молекулярный клей", то выкапывает старые железки с миноискателем. Внезапно ему на голову сваливается заблудившийся Лукас - переводчик-фиксер миссии ОБСЕ, потерявший и вверенных ему иностранцев, и собственные документы.

Бондарчук, все свои фильмы снимающий на Херсонщине, влюблен в родные пейзажи. Долгим кадром держит плывущий под медитативное пение корабль, по любому поводу переносит камеру в степь, останавливает взгляд на выжженных солнцем руинах и травах, снова и снова пускает в кадр море, которое на самом деле и не море вовсе, а гигантское водохранилище, сбившее эту местность с толку раз и навсегда. Локации - это отдельный герой, это фронтир, прямо как в вестернах о Диком Западе. Лукас тут чужой вдвойне: и географически, и классово. Однако, исчезнув со всех "радаров", он становится своим - настоящим ковбоем - или индейцем - в этом странном мире. "Вулкан", таким образом, - весьма причудливый роман взросления.

Надежда Парфан (род. 1986, Ивано-Франковск) ранее изучала культурологию в Киево-Могилянской академии, писала статьи, организовывала акции протеста, возглавляла фестиваль кино и урбанистики "86". Мать Надежды работает в коммунальном предприятии "Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго". Еще на этом предприятии есть профсоюзный хор, поющий песни. И вот, собственно, на пересечении этих двух фактов - любви Надежды к кино и существования хора в столь прозаическом учреждении и родился фильм.

Героем Надежда сделала председателя профсоюза Ивана Васильевича. Чем он только не занимается помимо работы - даже соревнованиями по перетягиванию каната, - но хор, в котором поют бухгалтеры и ремонтники, слесари и диспетчеры, точно не является общественной нагрузкой, а скорее делом жизни интеллигентного коммунальщика.

Для ремонтно-водопроводных будней режиссер находит отдельный визуальный язык, показывая все эти приборы, котельные, подвалы и трубы в манере, которая могла бы подходить мистическому триллеру. Есть место и для комизма: очень колоритны телефонные ламентации разъяренных потребителей и потребительниц тепла и горячей воды, которые это тепло не всегда получают.

А противовес - конечно, песни. Лирические, веселые, воинственные, меланхоличные. Дополнительное художественное измерение в этом ржавом и по-своему забавном инферно.

Наконец, отдельно хочется остановиться на экранизации одноименного рассказа Кафки "У нашій синагозі" Ивана Орленко. Наше кино уже знает попытки совладать с Кафкой на экране - "Сельский врач", "Певица Жозефина и мышиный народ" (режиссер - Сергей Маслобойщиков). Однако Орленко удалось найти действительно уникальный подход, и дело здесь не только в черно-белом изображении. По сюжету мальчик пытается разгадать, что за таинственное существо живет в синагоге, регулярно пугая женщин. Раввин рассказывает ему историю странного создания, и в процессе рассказа выясняется, что оба героя пребывают не во времени Кафки, а в начале 1940-х, в гетто, и это их последние мгновения перед расстрелом. В 19-минутной новелле режиссеру удалось вместить и кафкианский абсурд, и катастрофу Холокоста, и трагизм человеческого бытия - при том, что профессионального кинообразования у Ивана нет.

Учитывая вышесказанное, итог краток: украинское кино сделало это. Вырастило из своего количества недвусмысленное качество. Обзавелось собственным неповторимым лицом.

Впрочем, если нынешнее правительство будет продолжать ту линию культурной политики, которой оно придерживается сейчас, о нынешнем разнообразии можно будет забыть.

    Реклама на dsnews.ua