"Это война!". Как в Польше протестуют против запрета абортов

В Польше почти неделю бушуют протесты против практически полного запрета абортов

Протесты против ужесточения законов об абортах в Польше / Getty Images

"Мы будем стремиться к тому, что даже очень тяжелые беременности, когда ребенок обречен на смерть, сильно деформирован, должны завершиться родами, чтобы ребенок мог быть окрещен, носил имя и был похоронен", — эти слова, сказанные главой правящей в Польше консервативной партии "Право и справедливость" Ярославом Качиньским в 2016 году, перестали быть декларацией намерений и воплотились в жизнь. 22 октября Конституционный суд Польши признал неконституционным право на аборт в случаях патологий и смертельных болезней у плода. И так очень жесткое законодательство в сфере прерывания беременности в Польше стало самым радикальным в Европе. 

Шестой день в десятках польских городов продолжаются акции протеста. Несмотря на запрет массовых собраний из-за пандемии коронавируса, митингующие скандируют "Позор!", устраивают сидячие забастовки, перекрывают улицы, срывают мессы в костелах (католическая церковь всецело поддерживает ужесточение абортивного законодательства). Активисты держат в руках плакаты с нарисованной металлической вешалкой — символом подпольных абортов. "ДС" рассказывает, как Польша пришла к практически полному запрету прерывания беременности и что происходит в стране сейчас.

"Абортивный компромисс"

После свержения коммунистического строя в Польше разгорелась серьезная общественная дискуссия относительно запрета абортов. Католическая церковь, которая имеет огромное влияние в стране, вместе с традиционалистами отстаивала запрет на прерывание беременности с единственным исключением — если аборт может спасти жизнь беременной женщине. В то же время, более либеральные политики выступали против таких радикальных мер и настаивали, что женщина имеет право сделать аборт, если находится в "трудных жизненных условиях". 

Результатом дискуссии стал так называемый "абортивный компромисс" — в 1993 году был принят "Закон о планировании семьи, защите человеческого плода и условиях для легального аборта". Согласно этому документу, прервать беременность можно только в трех случаях:

  • если жизнь беременной женщины находится под угрозой и аборт может ее спасти;
  • если беременность стала результатом изнасилования или инцеста;
  • если плод имеет серьезные пороки развития.

Кроме того, согласно закону, средства экстренной контрацепции (предотвращающие зачатие таблетки, которые нужно выпить в течение 24 часов после незащищенного секса) должны продаваться исключительно по рецепту.

Однако компромисс на то и компромисс, что все участники дискуссий остались им недовольны. Правые политики и католики постоянно выносили на повестку дня вопрос об ужесточении закона о планировании семьи и делали попытки ввести уголовную ответственность для сделавших аборт женщин. В свою очередь, их противники так же регулярно говорили о том, что закон необходимо смягчить и разрешить женщинам прерывать беременность по своему усмотрению.

В Польше люди вышли на протесты из-за запрета абортов / Getty Images

Нелегальные аборты и медицинский туризм

Что оставалось делать полькам, желающим прервать беременность? По-сути, было три варианта. Во-первых, можно было найти нелегальный медицинский кабинет, где делают подпольные аборты. Однако с каждым годом такие крайние меры становятся все менее популярными — процедура стоит очень дорого, и часто для женщины намного дешевле выехать в соседнюю страну для прерывания беременности. Этот путь стал более доступным после вступления Польши в Евросоюз и шенгенскую зону — теперь для заграничной поездки не нужно было оформлять визу. Польские правозащитники говорят, что аборты за границей стали настолько массовыми, что впору говорить не о "абортном туризме", а об "абортной миграции". 

Третий путь для прерывания беременности в Польше — заказ из-за границы специальных таблеток для аборта. К примеру, такие препараты можно приобрести у международных организаций Women Helps Women и Women on Web. Однако посылки с лекарствами довольно часто задерживают на польской границе, поэтому желающие прервать беременность женщины заказывают сразу несколько препаратов у разных организаций, чтобы до получателя дошла хотя бы одна посылка.

При этом польские власти пытаются пресечь оборот абортивных таблеток. Поэтому хоть женщина, прерывающая беременность, и не подлежит уголовному наказанию, но если посылку вскроют и опознают медицинский препарат, покупательницу могут вызвать для дачи показаний. Таким образом службы пытаются идентифицировать людей, которые продают таблетки, или клиники, в которых предоставили информацию о таких препаратах.

Согласно официальным данным, в 2019 году в Польше было сделано 1116 легальных абортов, однако правозащитники утверждают, что на самом деле эти цифры должны быть выше в десятки раз. В частности, общественная организация "Федерация женщин и планирования семьи" уверяет, что в год в от 80 до 120 тыс. польских женщин делают аборты вне официальной системы. Проверить точность таких данных практически невозможно, но правозащитники утверждают, что их данные базируются на опросах общественного мнения, из которых следует, что 25-33% женщин хотя бы раз в жизни делали аборт, а также данными, которые были собраны до введения запрета на прерывание беременности.

Женщины в костюмах служанок из романа-антиутопии канадской писательницы Маргарет Этвуд "Рассказ служанки"" принимают участие в акции против ужесточения закона об абортах / Getty Images

Ужесточение абортивного законодательства

После того, как в 2015 году к власти в Польше пришла партия "Право и справедливость", вопрос ужесточения запрета на аборты стал подниматься чаще. В 2016 году Сейм рассмотрел в первом чтении и передал для дальнейшего обсуждения проект гражданской инициативы "Стоп абортам". Этот документ предлагал полностью запретить прерывание беременности, кроме случаев угрозы жизни матери, а также ввести криминальную ответственность и для женщин, сделавших аборт, и для врачей, которые им в этом помогали. Такая законодательная инициатива вызвала негодование общественности: в Польше начались массовые протесты, которые получили название "Черный понедельник". Женщины по всей стране надевали черные одежды, которые символизировали траур по их репродуктивным правам, и выходили на улицы. Акции дали свои плоды — проект закона был отклонен.

Однако уже через год, осенью 2017 года фонд "Жизнь и семья" внес в Сейм похожую законодательную инициативу — отличием служило только отсутствие пункта о криминальной ответственности. Главным требованием документа был запрет на проведение аборта в случае выявления пороков в развитии плода — а именно по такой причине в Польше делали 98% легальных операций. Свою позицию представители фонда обосновывали тем, что законопроект "устраняет евгеническую предпосылку, которая на практике означает отбор и разрешение на убийство детей с подозрениями на болезни или инвалидность".

Документ долгое время оставался без внимания, однако представители "Права и справедливости" внезапно решили вынести его на обсуждение весной 2020-го года: в самый разгар эпидемии коронавируса и за месяц до проведения президентских выборов. Но Сейм решил не обострять ситуацию и после активного обсуждения отправил проект закона на доработку. 

Однако у традиционалистов был запасной план: 119 депутатов, представляющих правящую партию, еще в 2019 году подали заявление в Конституционный суд. Они требовали признать неконституционным пункт "Закона о планировании семьи" 1993 года об абортах в случае тяжелого и неотвратимого порока плода. В ходе рассмотрения дела представители "Права и справедливости" указали, что любое решение Сейма можно пересмотреть и отменить, в то время как решение Конституционного суда является более надежным. 

22 октября Конституционный суд Польши признал таким, что не соответствует главному закону, положение о прерывании беременности в случае пороков у плода. Свою позицию судьи объяснили тем, что, согласно Конституции, права человека должны быть защищены с момента его зачатия — вне зависимости от наличия болезней или дефектов. Решение поддержали 11 судей, двое выступили против.

Огромная толпа протестующих против ужесточения законов об абортах на улице Кракова

Массовые протесты в Польше

Из-за карантинных мер, введенных из-за пандемии коронавирусной болезни, массовые собрания запрещены — Польша находится в "красной" эпидемиологической зоне. Поэтому пока Конституционный суд рассматривал дело тысячных демонстраций никто не проводил — активисты ограничивались небольшими митингами и автопробегами.

Однако когда суд принял свое решение, активисты вышли на улицу, несмотря на запрет — протесты продолжаются и сегодня. Многотысячные митинги состоялись во многих польских городах, самыми активными были акции в Варшаве, Гданьске, Познани и Кракове. На улицы вышли не только женщины — их поддержали и многие мужчины. 

Люди несли в руках плакаты с надписями "Хотелось бы сделать аборт правительству", горящие свечи и черные зонтики. Также активисты скандировали "Позор!", "Садисты, мы придем за вами!" и "Это война!". Одним из способов выразить несогласие с действиями Конституционного суда стало перекрытие дорог — в субботу митингующие заблокировали движение в 50 польских городах. 

Также свой гнев демонстранты направили на католическую церковь. В воскресенье митингующие срывали традиционные мессы, наносили граффити на стены храмов, забегали в костелы во время проповеди, выкрикивали лозунги. Масштабная акция протеста состоялась и возле дома главы "Права и справедливости" Ярослава Качиньского, который был одним из идеологов запрета на аборты. Акция переросла в стычки с полицией, 15 человек были арестованы.

Демонстрации в Польше и не думают утихать, несмотря на опасность заболеть коронавирусом и противостояние властей. У полек уже есть опыт успешных протестов против ограничения репродуктивных прав и отступать они не собираются.