• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Год #MeToo. Движение за права женщин превратилось в "Коза Ностру"

"Подумаешь, а может нам легче стало", - заявляют приверженцы #MeToo на то, что не все обвинения в адрес мужчин достоверны и справедливы
Реклама на dsnews.ua

"Если женщина не права - попроси у неё прощения", - казалось бы, эта фраза осталась в далеком прошлом, когда дамы были не прочь, чтоб им уступали место, открывали перед ними дверь и подавали руку. Но теперь она актуальна как никогда. Женщины могут говорить что угодно, а мужчины должны заткнуться и слушать. Но это касается исключительно сексуальной сферы, где все-таки хотелось бы руководствоваться собственными вкусами, предпочтениями и даже извращениями, а не становиться одним из участников партийного собрания.

Прошел почти год с того времени, как славная организация #MeToo вывела на чистую воду Харви Вайнштейна и зарвавшемуся эротоману пришлось с позором покинуть кинематограф. Но для существования целого движения одного-двух или даже сотни домогателей недостаточно. Поэтому ограничительные рамки стали расширяться: наряду с вполне настоящими сексуальными преступниками носительницы хэштега стали осуждать мужчин, которые не так улыбнулись, не туда посмотрели или просто попались им под горячую руку. С #MeToo стало удобно избавляться от конкурентов, сводить счеты и просто привлекать внимание сочувствующих.

Тяжелее всего приходится даже не тем, кого голословно обвиняют, а людям, пытающимся скорректировать шаги "феминистического" движения - напомнить о презумпции невиновности, например. Тем женщинам, которые говорят, что в Голливуде они не столкнулись с харрасментом или не хотят выставлять на всеобщее обозрение свои личные истории, еще хуже: их обвиняют в замалчивании, предательстве, стокгольмском синдроме. Временами все это превращается в достоевщину. "Мы себя компрометировали, а вы нет", - говорят отступницам.

Важный момент: участники движения, судя по всему, мало понимают, что такое равноправие и демократия. Недавно любящая мать написала в твиттере, что боится отпускать на свидания своего сына, пока свирепствует #MeToo. Ведь каждая девушка может обвинить парня в насилии. Свой твит женщина украсила хэштегом #HimToo: "Это мой сын. Он в числе первых окончил обучение в лагере для новобранцев. Он был награждён премией USO (военная награда). Он был первым в школе. Он джентльмен, который уважает женщин. Он не пойдёт на свидания из-за нынешней ситуации с ложными обвинениями в сексуальных домогательствах со стороны радикальных феминисток с корыстными целями. Мой голос за него. #HimToo".

Это сообщение не стало для пособников #MeToo сигналом задуматься. Они просто превратили его в мем: вспомнили всех киношных маньяков, эдипов комплекс, так что после непродолжительной травли женщина была вынуждена удалить свой аккаунт.

Основатели #MeToo говорят, что их хэштег предназначен и для мужчин в том числе. Но так ли это? Когда молодой актер рассказал о сексуальных домогательствах со стороны Азии Ардженто, та использовала те же аргументы, которые ранее использовал обвиненный в харрасменте Дональд Трамп: они лгут, полная фальсификация, меня хотят скомпрометировать. При этом у женщин, упрекающих президента США, доказательства сводятся в основном к тому, что, будучи владельцем конкурса красоты, он смотрел на них как на мясо. В случае Ардженто есть фото пары в постели, а также выплаченные парню отступные.

Реклама на dsnews.ua

Немного нечестно. Почему-то считается, что любой мужчина должен немедленно захотеть вступить в связь с дамой, как только она предложит. Это вроде как признак мужественности. Но почему-то мы хотим, чтоб в одном случае тестостерон работал, а в другом нет. К мужчинам пристают, но в силу как раз тех самые гендерных стереотипов, они об этом не говорят - они просто обязаны втихаря гордиться тем, что востребованы. Но согласно данным Центра по контролю за заболеваниями, каждый шестой мужчина испытал сексуальное насилие, связанное с физическим контактом в его жизни. Считается, что если мужчины сильнее физически, то им легче противостоять харрасменту. Это не всегда так. Существуют причины психологические, когда парень не хочет обидеть девушку. И физиологические: когда организм реагирует, хотя контакт нежелателен.

Пойми меня

На сегодняшний день нежелательные прикосновения, комментарии и взгляды оцениваются наравне с изнасилованием. Вместо того, чтобы продвигать феминистическую повестку, #MeToo делает ровно обратное: превращает женщин в инфантильных истеричек, которые не могут отличить половой акт от поцелуя. Термин "сексуальное домогательство" возник в 1975 году. В каждой стране свои определения этого понятия и соответствующие наказания или их отсутствие. Но в целом предполагается, что вслед за домогательством, возможно, последует насилие.

Движение MeToo существует примерно с 2006 года - именно тогда афроамериканская активистка Тарана Берк стала использовать фразу "я тоже", смысл которой на самом деле ужасен. Априори предполагается, что все женщины подвергаются сексуальному давлению. В октябре 2017 года, благодаря интернету, словосочетание стало вирусным, а множество мужчин лишилось работы и карьеры. Кроме того ряд кинематографистов были вынуждены пожертвовать движению свои гонорары от съемок у того или иного "неблагонадежного" режиссера или продюсера. Вот так на смену сайентологии, которая много лет третировала Голливуд исподтишка, пришло нечто громкое, официальное и не допускающее никаких возражений или критики.

Заработать на движении решили и доки от косметической промышленности. Например, фирменный бренд Hard Candy Cosmetics заявил, что вся его продукция всегда была посвящена женщинам, а значит они заодно с #MeToo. Тем самым представители Hard Candy показали, что для них данный хэштег - это товарный знак, который поддерживает исключительно дам. Впрочем, идея применять хэштег на губных помадах и лаках для ногтей не понравилась общественности, и владельцу кампании Джерому Фаличу пришлось сказать, что все деньги от продаж, естественно, пойдут в фонд движения.

Интересно, что если в прошлом веке происходила коммерциализация секса (журнал Playboy, например), то теперь его как будто хотят превратить в сферу чего-то запретного. Тот же кинематограф на протяжении многих лет выстраивал нормы сексуального культурного поведения, в конце концов, порно и БДСМ пришли фактически в каждый дом. И вот в прошлом году произошел своеобразный откат - причем #MeToo тщательно скрывает, какие именно формы флирта приемлемы. Пока никто толком не знает, как будет звучать язык согласия.

Вторая проблема - стигматизация обвиненных. Нужно обладать какой-то высшей формой эмпатии, чтобы догадаться, как та или иная девушка воспримет твое поведение. Хэштег показал, что женщины думают о сексе гораздо больше, чем мужчины и любой сигнал воспринимают, как сексуальный.

Что касается профессиональной сферы, то, несмотря на все требования занимать высокие должности наравне с мужчинами, на деле все наоборот. Начальнику-мужчине теперь безопаснее сотрудничать с представителями своего пола. Собеседования с дамами стараются проводить при свидетелях. Это одно из последствий #MeToo. Хотя его представители настолько ловкие, что по итогу могут добиться того, чтобы обвиненные парни жертвовали движению и весь свой бизнес.

Shitty Media Men и маккартизм

Мужской мир еще толком не понимал, как реагировать на #MeToo - просто делал круглые глаза. А между тем параллельно появился "Список дерьмовых мужчин" - таблица, созданная Мойрой Донеган. Журналистка призывала анонимно писать про сексуальные нарушения. Причем имена обвиненных мог прочесть каждый, а обвинители оставались неизвестными.

Донеган утверждает, что изначально список предназначался для внутреннего пользования и его целью было предупредить женщин, кого из мужчин следует избегать. Но в наше время любая информация быстро становится достоянием общественности. Ряд парней из Shitty Media Men потеряли работу - обвинения не подтвердились, но их репутация была испорчена. Большинство же претензий, попавших в список, выглядели странными: кто-то из мужчин выпил на рабочем месте, кто-то неудачно пошутил, еще один тайно удалил презерватив во время секса - в целом собрание сочинений слухов и сплетен.

В конце концов, на Мойру Донеган подали в суд. Один из фигурантов списка, американский писатель Стивен Эллиотт сказал, что посадит Донеган в долговую яму. Из-за ее затеи продажи его книг упали, хотя обвинения были беспочвенными. Мойра написала трогательное эссе, в котором говорила, что ее коллеги немного перешли черту, но она не раскаивается - ведь намерения были благими.

Если даже опустить тот момент, что и мужчины, и женщины могут вести себя одинаково плохо, а секс - это, прежде всего, дело не только добровольное, но и конфиденциальное, все равно придется сказать о граблях, на которые Голливуд наступает не впервые. В 50-е годы прошлого века антикоммунистические настроения в США достигли своего апогея, и особенно остро реагировала киноиндустрия - доносы, увольнения, обвинительные статьи в прессе и даже судебные разбирательства. Сегодняшнее движение очень напоминает времена маккартизма. Только тогда всюду мерещились коммунисты, а сегодня сексуальные насильники. Все осложняется тем, что #MeToo объявило и полицию, и суды оплотом патриархата. А значит, дамы из движения сами выступают и прокурорами, и судьями.

Кинематографисты против

Первой женщиной в Голливуде, которая публично заявила о сексуальном насилии, была Мэрилин Монро. Исследователи и биографы до сих пор расходятся во мнении, насколько искренней была актриса. Но ясно одно - ММ использовала сообщение о насилии в свою пользу.

Когда Монро умерла, студия стала искать ей замену. Еще в 1956 году на экраны вышла картина "Куколка", в которой юная героиня, хотя и осознает свою сексуальность, но не до конца понимает, что именно испытывают окружающие мужчины. Главную роль сыграла Кэрролл Бейкер - вскоре она создала образ женщины, которая не прочь почувствовать любовь из-под палки. В то время в Европе даму с дуальным отношением к сексу воплощала Катрин Денев: в "Отвращении", "Тристане" и, особенно, "Дневной красавице" мы слышим "нет", которое следует трактовать как "да". Впоследствии Денев снимется в картине "Теща", где зрелая женщина вместо того, чтобы вспоминать, как ее домогались много лет назад, вызывает приступы страсти у молодого мужа своей дочери.

Большой кинематограф всегда имел дело с фантазиями, недоговоренностями и противоречиями. Фильм, в котором герой в первом эпизоде предлагает героине заняться сексом, а потом мы видим, как все происходит по взаимному согласию - это немного другой жанр, предназначенный для локального просмотра. #MeToo повлияло не только на то, что многие талантливые киношники потеряли работу - изменились и сами киноленты. Женские персонажи заменили мужских, какие-то сюжетные линии из фильмов прошлых лет теперь выглядят просто недопустимыми. Неудивительно, что Катрин Денев и ряд других актрис выступили с письмом, которое пыталось остановить волну ненависти, запущенную #MeToo.

Философ Славой Жижек сравнил это движение с революционным переворотом, где никак не обойтись без жертв, а политическая легитимация основана на статусе жертвы. Режиссер Михаэль Ханеке заявил, что считает сексуальное насилие преступлением, но #MeToo инициирует отвратительную истерию. Обвинения основаны не на фактах, а предрассудках отдельных людей. Так же он добавил, что в сегодняшнем социальном климате невозможно создание таких картин, как "Империя чувств" Нагисы Осимы - а это обедняет кинематограф.

Интересно, что против псевдо-феминисток из #MeToo выступают и настоящие феминистки - их ненавидят больше других. Писательница Маргарет Этвуд ("Рассказ служанки") считает обвинения под хэштегом предлогом для новой формы угнетения. И сравнивает апологетов #MeToo с "Коза Нострой", которая изначально возникла как сопротивление политической тирании.

Но самое главное, что никто не выставил женщин такими истеричными, мстительными и лишенными всякой логики и здравого смысла как так называемое движение за женские права.

    Реклама на dsnews.ua