• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Королева покера. Как история Молли Блум изменила Голливуд

В режиссерском дебюте Аарона Соркина Джессика Честейн столкнулась с амбициозной задачей: создать новые правила для женщин
Джессика Честейн на премьере фильма "Игра Молли". Фото: ЕРА
Джессика Честейн на премьере фильма "Игра Молли". Фото: ЕРА
Реклама на dsnews.ua

В сценах, открывающих фильм "Игра Молли", лыжница мирового уровня переживает трагедию, оборвавшую ее спортивную карьеру. Молли Блум, вооруженная лишь железным характером, начинает играть в покер, который приносит ей миллионы долларов, становится предметом расследования ФБР и подвергает ее жизнь опасности. Об этом пишет The Wall Street Journal.

Джессика Честейн в роли Молли демонстрирует великолепное актерское мастерство - недаром она получила "Золотой глобус" за лучшую женскую роль. Сценарист и режиссер фильма Аарон Соркин также стал номинантом премии в категории "лучший сценарий". Однако ни один из них не причастен к созданию истории главной героини: Молли Блум сама описала свои захватывающие приключения в мемуарах, опубликованных в 2014-м.

Блум видела на экране историю своей жизни, однако образ, созданный Джессикой Честейн, поразил ее. "Она сразила меня наповал. Джессика была настолько убедительной и настолько точной в отображении того, что я чувствовала, что мне было даже не по себе. Моя семья и друзья сказали, что им казалось, будто они видят меня на экране", - говорит Блум.

"Роль Молли действительно сложная, в ней множество нюансов, характерных для реальных персонажей", - говорит Мелисса Сильверштейн, основательница инициативы "Женщины и Голливуд". В прошлом году по случаю 10-летия со дня основания инициативы Честейн стала ее сопредседателем. "Думаю, Джессика - это Мерил Стрип своего поколения", - добавляет Сильверштейн.

Львиная доля успеха ленты Соркина - игра 40-летней актрисы. "Джессика захватывает внимание зрителя с первого кадра и удерживает его до финальных титров", - рассказывает режиссер. Соркин уже много лет работает сценаристом, продюсером и драматургом, за сценарий картины "Социальная сеть" он даже получил "Оскар". "Игра Молли" - его режиссерский дебют. Это очень актуальный фильм, учитывая конфликт, разгоревшийся вокруг мужчин, злоупотребляющих властью, и женщин, которые становятся жертвами такого поведения. Деспотичный отец был тренером Блум, когда та развивала спортивную карьеру, а ее новая профессия - менеджер по покеру - обернулась противостоянием с брутальными мужчинами, вплоть до избиений и попыток убийства.

Патриархальный мир

Реклама на dsnews.ua

"Я считаю, что эта история в первую очередь о патриархате, - говорит Честейн. - Мы живем в патриархальном обществе. А это означает, что мужчины устанавливают правила. Отец Молли был дома моральным авторитетом, и никто не имел права иметь другое мнение". Точно так же и в бизнесе мужчины пытались контролировать все, что ее окружало.

Один из киношных соперников Молли - игрок X, персонаж, который, вероятно, является сборным образом Тоби Магуайра, Бена Аффлека, Мэтта Деймона, Леонарда Ди Каприо и других кинозвезд, которые регулярно посещали неприлично дорогой закрытый клуб, известный как "Игра Молли". "Игрок Х постоянно пытается отнять у нее бизнес, а она старается научиться играть по его правилам, - объясняет Честейн. - Что особенно огорчает Молли, так это отсутствие чувства справедливости и уважения. Игроками были только мужчины, и правила изменялись в соответствии с их капризами. Это все есть в фильме Соркина. Помню, что когда читала сценарий, то подумала: "Где же он был все это время?"

По сути, этот фильм о власти и о том, насколько неравен доступ к ней представителей разных полов. Женщины испытывают ограничения и трудности, о которых мужчины и не слышали. "Молли на протяжении всего фильма окружена сильными мужчинами, а когда один из них чувствует, что его власть слабеет, решает просто избавиться от Блум", - говорит Соркин.

Интересно, что в фильме нет истории романтической любви - очевидного средства решения проблем героини. Когда расследование ФБР приводит к уголовным обвинениям против Молли, прокуратура фокусируется на интимных отношениях между Блум и ее адвокатом, который то раздражен, то увлечен ее бескомпромиссным поведением. Персонаж Идриса Эльбы настолько хорош, что зрители начинают думать, будто Блум вот-вот бросится ему на шею. "Героиня - женщина, а общество научено: женщине для полноценности необходимо состоять с кем-то в паре", - отмечает Честейн.

Однако "Игра Молли" - это противоположность романтической комедии. "Я был в восторге от романтической и сексуальной химии, которую эти двое творят на экране, но для меня отношения, которые они развивают, намного интереснее и менее очевидны, чем если бы они остались любовниками", - объясняет Соркин.

Мужской архетип

Лавируя между жизнью и смертью, не принося в жертву свою независимость, сексуальность или принципы, образ Молли, представленный Честейн, разительно отличается от принятых гендерных стереотипов. Как получилось, что киноистория о Молли Блум кажется чуть ли не революционным событием?

Персонаж, который действует в одиночку, выступает против стереотипов, нарушает правила, при этом оставаясь в гармонии с самим собой, - известный мужской архетип. Сексуально привлекательная женщина, борющаяся за деньги, силу и успех, при этом избегающая романтических переживаний, все еще выглядит белой вороной. "Образ Молли стар, как мир, только мы не привыкли видеть его в женской версии", - говорит Соркин.

Честейн решительно выступает в защиту гендерного равенства в Голливуде, где женщины постоянно подвергаются дискриминации как с точки зрения оплаты труда, так и с позиций доступа к производству фильмов. "Я больше не берусь за задачи, за которые получу лишь четверть гонорара партнера-мужчины, - заявила Честейн в прошлом году. - Женщины должны сделать шаг вперед и потребовать справедливого вознаграждения за свою работу".

Но когда Джессика начала во всеуслышание говорить об этом - сперва о гендерном неравенстве, а после о скандалах вокруг сексуальных домогательств в Голливуде, то стала бояться, что эта настойчивость может испортить ее карьеру. В этом контексте номинация на "Золотой глобус" еще более значительна. "Честно говоря, я удивлена, - заявила она в декабре в интервью New York Times. - Когда я задумываюсь о том, чтобы начать вслух говорить о своих мыслях, то начинаю бояться, не придется ли мне из-за этого уйти из профессии?". Когда же Честейн спросили о том, каким образом она на себе прочувствовала пресловутый патриархат, та слабо улыбнулась: "Это сквозит во всем моем опыте, не знаю, как это вычленить. Когда одна группа людей управляет жизнью другой, всегда есть место злоупотреблению властью".

В фильме Молли манипулирует мужчинами при помощи декольте, полных губ и кричащего макияжа. Один из персонажей картины говорит, что Блум стала своей "киношной версией". За пределами съемочной площадки рыжеволосая Честейн выглядит куда элегантнее. "Почему женщины должны быть сексуально привлекательными, чтобы их услышали, - спрашивает актриса. - Я действительно хотела показать, что Молли пришлось пожертвовать многим, чтобы люди начали ее слушать. Когда ты подчеркиваешь свою сексуальность, мужчинам кажется, будто ты с ними флиртуешь, и думают, что могут обладать тобой, стоит только захотеть. Если же они видят неприступную женщину, то чувствуют угрозу. Вот почему Молли пришлось дать мужчинам возможность заполучить ее, попасться в ловушку".

Женская дилемма

Честейн хорошо знакома с этой дилеммой: как противостоять сексуальным ожиданиям мужчин, в то же время не обижая их? "Когда-то я работала официанткой. Мужчины, которые были моими клиентами, иногда вели себя неподобающе. Бывало, что они лапали меня. Не знаю, если ли на планете женщина, с которой этого не происходило. Есть много действительно порядочных мужчин, но мы живем в обществе, где непристойные шутки или комментарии относительно женского тела стали настолько привычными, что воспринимаются как комплимент или что-то такое, от чего женщина должна быть счастлива. Однако в профессиональной среде должны быть четкие границы. Если бы каждому мужчине, чей столик я обслуживала, приходилось говорить о ненадлежащем поведении, я бы осталась без чаевых".

Как и многие актрисы, Честейн также столкнулась с Харви Вайнштейном. Она отказалась от сотрудничества с ним после того, как Вайнштейн требовал от актрисы носить одежду, спроектированную его женой. Позже он представил Честейн на премьере "Исчезновения Элеоноры Ригби", дистрибуцией которого занималась его компания. "Он сказал зрителям: "Если бы у меня был выбор: выйти на ринг с Мухаммадом Али или Джессикой Честейн, я бы выбрал Мухаммада", - вспоминает Честейн.

Как и Блум, Честейн получила воспитание, результатом которого стали выносливость и жесткость. Только в детстве Блум, которое она провела в Колорадо, дисциплина поддерживалась через систему наказаний, придуманную деспотическим отцом, Честейн провела свои детские годы в Калифорнии без отца, в атмосфере неопределенности.

"Моя мама воспитывала меня одна, своего биологического отца я не знаю. Я росла в доме, де финансовая ситуация была очень нестабильной, - говорит актриса. - Нас часто выселяли, иногда мы жили у друзей моей матери. Я видела, как это было тяжело. Каждый раз, когда в доме появлялся мужчина, это приводило к каким-то финансовым потрясениям".

Честейн приходилось рассчитывать только на себя и самой устанавливать допустимые границы. "Был в моей жизни момент, когда приходилось жить с человеком, к которому я не испытывала особой симпатии. Речь о парне моей мамы. Как-то он отобрал у меня одежду в наказание за то, что в моей комнате был беспорядок. Когда я попросила отдать мои вещи, он ударил меня, а я в отместку пнула его между ног. Рядом были мои брат и сестра. Помню, я посмотрела на нее и у нас было одинаковое выражение лица: "Господи, что я наделала?". Тогда я выбежала испуганная из дома, но всегда вспоминаю этот момент, чтобы напомнить себе: если произойдет что-то плохое, я смогу за себя постоять. Никогда больше он меня не трогал. Если позволишь обидчикам запугивать и преследовать себя, они будут это делать постоянно. На самом деле они слабы и не атакуют сильных людей".

Нет никакого случая

Финансовая нестабильность научила Честейн ценить работу: "В моей семье никогда не было денег. Я знала, что никто не даст мне ничего бесплатно". Коллеги Честейн по картине "Игра Молли" особенно ценили ее трудоспособность. "Она много работает. Она согласилась на невероятное количество проб, которые пришлось снять, чтобы справиться с диалогами и 10-страничными сценами, - говорит Идрис Эльба. - Это был уникальный опыт, потому что нам пришлось снять 45 страниц за 10 дней. На съемочной площадке сериала "Лютер" нам на это отвели четыре недели".

Из-за такого стиля работы Честейн не любит рисковать. "Думаю, именно поэтому я не люблю играть в азартные игры. Не люблю оставлять что-либо случаю, я не верю в него. Мне нравится знать, что если я работаю 10 часов и в час получаю столько-то, то в конце дня у меня есть эта конкретная сумма. Мне нравится эта схема. Недавно Молли сказала, что кто-то потерял $100 млн за ее столом. Я даже представить себе этого не могу".
Честейн решила, чем хочет заниматься в жизни, еще в семилетнем возрасте, когда бабушка отвела ее на репетицию мюзикла "Иосиф и его удивительный плащ снов". "До этого я не ощущала потребности творить. Только когда я пошла на это представление и увидела, что люди делают, чтобы заработать на жизнь, я сказала: "О, вот чем я буду заниматься", - рассказывает актриса.

Cемья Честейн обрела финансовую стабильность после того, как ее мать вышла замуж за пожарного. Тогда Джессика была в восьмом классе. "Мой отчим - настоящий отец для меня. Я называю его папой. Для меня семья - это прежде всего чувства. Вы не обязательно должны быть связаны кровными узами, это скорее духовная связь, когда вам наконец удается найти того, в ком вы чувствуете родственную душу", - говорит Честейн.

Благодаря двухлетней стипендии, основанной Робином Уильямсом, Честейн смогла посещать одну из самых знаменитых американских школ искусств Джуллиард, которую окончила в 2003-м. Ее карьера начала набирать обороты спустя три года, когда Аль Пачино предложил ей главную роль в "Саломее" Оскара Уайльда - первом для Аль Пачино театральном опыте, позднее перенесенном на кинопленку. Честейн считает Пачино своим главным наставником. "Я называю его своим актерским крестным отцом", - говорит актриса.

Последние несколько лет стали для Честейн по-настоящему звездными. В 2012-м за роль Селии Фут в "Прислуге" она была номинирована на "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана, а также дебютировала на Бродвее в "Наследнице". В 2013-м она получила премию "Золотой глобус" и номинацию "Оскар" за лучшую женскую роль - Честейн сыграла агента ЦРУ в картине "Враг номер один".

Когда ее карьера пошла вверх, в честолюбивых планах Честейн не было места для брака. "Я никогда не хотела выйти замуж", - говорит актриса. Детство дало ей достаточно доказательств того, что найти партнера еще не означает решить жизненные проблемы женщины, и последняя роль, в которой она хотела бы себя увидеть, - героиня диснеевской сказки.

Однако в июне 2017-го Джессика вышла замуж за Джана Луку Пасси ди Препозуло, 35-летнего представителя индустрии моды. Свадьба состоялась в фамильном поместье 17-го века - жених принадлежит к именитой аристократической итальянской семье. "Когда мы встретились, мой нынешний муж знал, что меня не интересует замужество. Но когда мы лучше узнали друг друга, я стала по-другому смотреть на идею брака. Есть вещи, которые стоит праздновать, и свадьба заслуживает того, чтобы ее отмечали. Теперь мне нравится быть женой, никогда не думала, что так будет, но он исключительный человек, и я рада тому, что могу разделить свою жизнь с ним", - говорит актриса.

Честейн избегает вопросов о детях, а ее профессиональный выбор показывает, что она заинтересована в поиске широкого круга возможностей для себя. Она основала продюсерскую компанию Freckle Films, благодаря которой хочет создать "перспективы для женщин до и после камеры".

Она также открыто критикует все формы сексизма. "Это - еще одна форма преследования, - уверена актриса. - В людях начинает просыпаться сознание, и неравенство становится все более заметным. Мы должны посмотреть на себя и спросить: "Что мы можем сделать, чтобы встать на правильный путь?" Потому что понимания неравенства уже недостаточно".

В итоге художественный выбор Честейн может быть более эффективным, чем громкие речи. "Джессика действительно пытается использовать свою позицию, чтобы что-то изменить, и теперь у нее есть все возможности, - говорит Сильверштейн. - Нам нужен мир, в котором уже не очевидно, что женщины служат мужчинам, Джессика пытается рассказать истории, в которых эта женщина является столпом и центром действий. Играет героев, которые в нашей культуре воспринимаются как мятежники".

Для Честейн выбор очевиден: "Поскольку отношения с женщинами не определяют мужчин, то и женщин не следует рассматривать сквозь призму отношений с мужчинами".

    Реклама на dsnews.ua