Прощай, Африка? Ученые нашли новое место рождения человечества

Причиной глобального похолодания могло стать извержение супервулкана Тоба на Суматре

Исследование, опубликованное в свежем номере журнала Nature, опровергает гипотезу о том, что первым местом жительства человека была Африка. Миграционные тропы ведут на древнюю Суматру, к временам извержения супервулкана Тоба, которое протолкнуло человеческую (и не только) популяцию сквозь "узкое горлышко" эволюции.

Согласно принятым сегодня в науке утверждениям современные предки людей вида Homo sapiens вышли из Африки 74-58 тыс. лет назад. Эта волна миграции затем распространилась, как цунами, по всему миру, затапливая континенты, а после уничтожая на них так называемую "мегафауну" и другие виды человека. Этой участи избежала лишь Антарктида, и сегодня заселенная лишь ученными, военными и инженерами.

Новые исследования ученых, опубликованные в Nature, утверждают, что уже 73-63 тыс. лет назад Homo sapiens жили на далекой (от Африки) Суматре в довольно сложных условиях тропического леса. Получается, что наши предки расселились по миру гораздо раньше, чем принято считать, пишет Gazeta Wyborcza

Все дело в зубах

Группа исследователей, возглавляемая доктором Кирой Уэстауэй из Университета Маккуори в Сиднее, изучила два человеческих зуба - резец и моляр, найденные в пещере Лида Аджер на западной Суматре. Ранее Кира Уэстауэй была известна своим участием в определении времени заселения острова Флорес карликовым видом людей (Homo floresiensis), а также хронологии останков гигантопитеков (Gigantopithecus blacki) на юге Китая.

Зубы в пещере Лида Аджер были найдены в 1948 г. нидерландским палеонтологом Дирком Альбертом Хойером вместе с останками древних животных эпохи плейстоцена. Ученый предположил, что зубы принадлежали Homo sapiens, однако у Хойера не было метода, который мог бы определить возраст находки.

У современных ученых такие методы есть: оказалось, что зубы действительно принадлежат Homo sapiens. Ученые также изучали горные породы, в которых были обнаружены человеческие зубы. Их возраст установили при помощи различных методик - в том числе метода оптически стимулированного люминесцентного датирования, который позволяет определять, когда минералы последний раз освещались солнцем. В итоге оказалось, что возраст находок составляет 73-63 тыс. лет.

Ученые отмечают, что это самое древнее свидетельство проживания Homo sapiens в тропических лесах. Это довольно неожиданно, поскольку считается, что после исхода из Африки наши предки расселялись вдоль побережья. Это обеспечивало их пропитанием и гарантировало относительную безопасность. В свою очередь, тропическое "ядро тьмы" - очень требовательная экосистема, и ее покорение требует не только навыков планирования, но и использования специальных инструментов.

К тому же результаты исследований пещеры на Суматре подтверждают: Homo sapiens должны были покинуть Африку раньше, чем это считалось до сих пор.

За месяц до этого открытия другая группа ученых опубликовала в Nature результаты исследования, согласно которому время появления людей в Австралии сдвинуло с 45 тыс. до 65 тыс. лет назад. Ученые отмечают: вероятнее всего, австралийская мегафауна - крупные сумчатые вроде дипротодона, напоминающего бегемота, а также виды крупных нелетающих птиц, змей и других рептилий - исчезла уже после появления человека.

Это еще раз подтверждает теорию о том, что в местах, где появлялись Homo sapiens, пространства, занятые другими видами, включая неандертальцев и Homo floryiensis, стремительно сокращались, пока вовсе не исчезали.

Как пишет в своих воспоминаниях об Африке (The End of the Game) американский фотограф Питер Берд, "чем глубже белый человек входил в Африку, тем быстрее вытекала из нее жизнь - из ее равнин и буша, распадаясь на охотничьи трофеи, шкуры и поля смерти".

Пройти сквозь "бутылочное горлышко"

До того, как история сделала круг и европейцы завоевали Африку, нашим предкам пришлось уйти с континента. Все чаще ученые говорят о том, что им пришлось это делать неоднократно 74-58 тыс. лет назад. На это указывают не только археологические находки, но и генетические модели. Хотя среди этих волн миграции могло быть лишь одно цунами, в результате которого человек овладел миром.

Благодаря генетическим исследованиям на сегодня известно, что все люди, живущие на земле, происходят от небольшой - может быть, несколько десятков тысяч членов - группы Homo sapiens. Результаты исследований утверждают, человечеству пришлось пройти сквозь так называемое "бутылочное горлышко" эволюции (критическое уменьшение численности популяции). Вероятно, причиной этого стало какое-то стихийное бедствие.

Таким бедствием и могло стать извержение супервулкана Тоба на Суматре. Около 75 тыс. лет назад он выбросил в атмосферу огромное количество газов, которые закрыли Землю от значительной части солнечных лучей и вызвали глобальное похолодание. По мнению некоторых исследователей, это могло длиться не несколько лет, а гораздо дольше.

Ученые считают, что извержение Тобы было в сто раз мощнее извержения другого известного индонезийского вулкана - Тамборы. После извержения Тамбора в 1815-м следующий год вошел в историю как "год без лета".

Зато после Тобы должен был остаться на только кратер размерами 100 на 30 км (сегодня спрятанный под водами озерами Тоба), но и около десяти тысяч человек.