• USD 39.3
  • EUR 42.3
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Рождество в открытках: рептилоиды, маньяк Санта и стеснительные космонавты

Рождественско-новогодние открытки - яркое свидетельство прошедших времен и царящих некогда нравов. При их помощи вполне можно изучать историю, а сам процесс будет интересным и нескучным
Черти новогоднего похмелья издеваются над джентльменом. Фрагмент старинной английской открытки
Черти новогоднего похмелья издеваются над джентльменом. Фрагмент старинной английской открытки
Реклама на dsnews.ua

Первая рождественская открытка (одновременно и первая открытка вообще) появилась в Англии в середине XIX века. В те годы в высших слоях викторианского общества правила хорошего тона предписывали письменно поздравить с наступающим праздником всех родственников, друзей и просто близких знакомых. Обычно это делалось на чистой стороне визиток, которые потом рассылались адресатам по почте или разносились курьером. В особых случаях (например, руководству) их приносили лично.

Сэр Генри Коул относился не просто к британскому истеблишменту, а к его высшим слоям. Он был ближайшим другом принца-консорта Альберта (нецарствующего супруга королевы Виктории) и фактически его тенью. По этой причине сэра Генри газетчики часто называли King Cole (король Коул) или Old King (старый король).

В свое время Генри Коул сыграл ключевую роль в введении почтовой системы Penny Post (почта за пенни). Эта система легла в основу современного почтового дела во всем мире. Он также является одним из "крестных отцов" первой в мире почтовой марки "Черный пенни" (сэр Генри был автором ее эскиза).

Как видно из вышеизложенного, Генри Коул был неординарным человеком и, учитывая положение в обществе, имеющим огромное количество друзей и знакомых. Можно только посочувствовать, сколько ему приходилось писать "поздравлялок" на каждое Рождество. А не писать нельзя - не поймут!

И однажды это ему надоело. В 1840-м Коул попросил своего друга художника Джона Хорсли сделать ему визитку с праздничным сюжетом и надписью: "Веселого Рождества и Счастливого Нового года!"

Хорсли создал триптих, где в центре изобразил большое семейство сэра Генри, а по бокам разместил аллегорические композиции, символизирующие милосердие и сострадание, свойственные представителям его рода. Сначала визитки выпустили исключительно для Генри Коула. Тому оставалось только указать на ней имя поздравляемого и поставить подпись. Согласитесь - это гораздо проще, чем каждый раз писать приличных размеров опостылевший текст.

Необычная тематическая визитка имела большой успех у друзей и знакомых, так что сэр Генри решил на этом немножко подзаработать. В 1843-м он заказал 1000 экземпляров этой же карточки и выставил их на продажу в лондонских лавочках по цене в один шиллинг + торговая наценка от продавца. Это было отнюдь не дешево - фактически весь дневной заработок неквалифицированного рабочего. Легендарный доктор Ватсон, например, уволился из армии с пенсией 11 шиллингов 6 пенсов в день, а военврачи тогда были элитой армии и пенсия у них была соответствующая.

Реклама на dsnews.ua

Увы, первый "открыточный" блин вышел даже не комом - затея потерпела полное фиаско. Здесь сыграла свою роль пресловутая викторианская мораль. Это когда можно делать что угодно, но тайно. На показ же все должно быть чинно, чопорно и благопристойно. Первую открытку общественное мнение сочло крайне неприличной: прямо по центру сцены семейного празднования художник нарисовал маленькую девочку, пьющую красное вино из маминого бокала. Благовоспитанное общество сказало дружное "Фу!" и тираж остался почти не проданным.

В 2001-м в английском городе Вилтшир случайно нашелся экземпляр первооткрытки. Ее выставили на аукцион со стартовой ценой в 1 шиллинг (по цене 1843 года). Лот ушел за 22 500 фунтов стерлингов.

Следует уточнить, что "поздравлялка" от сэра Генри открыткой (т.е. "открытым письмом") еще не была. Как и не были полноценными открытками аналогичные поздравительные карточки, выпущенные в последующие десятилетия - по почте они могли путешествовать только в конверте.

Первые открытые письма-"открытки" (пока еще без картинок и украшательства) появились только во время Франко-Прусской войны 1870-1871 гг. Германское почтовое ведомство ввело такие карточки для облегчения работы военной цензуры - как сказал обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан: "Чтобы не писали, что ни попадя".

В Великобритании немецкое изобретение тут же дополнили английским (спасибо сэру Генри), и появилась всем нам знакомая почтовая открытка - карточка открытого письма с изображением. Англия на долгое время стала столицей и законодательницей открыточной моды.

Первые рождественско-открыточные сюжеты особой креативностью не отличались. Обычно это было святое семейство с новорожденным или младенец Иисус в яслях. Популярными также были ангелы с Вифлеемской звездой, волхвы с дарами и прочие соответствующие теме евангельские сюжеты.

Вскоре появились открытки, украшенные традиционными для Англии рождественскими мотивами - веточками плюща, омелы, падуба (он же остролист) и вереска. К концу XIX века становится популярным Санта-Клаус и елочно-игрушечные композиции.

Отдельно на открыточном поле стояла продукция издательства De La Rue, печатавшего открытки с 1875-го по 1885-й год. К абсолютному большинству продукции этой фирмы подходит расхожее определение: "Что курили художник с издателем?". С сюжетами без пресловутого "балтийского чая" (водка+кокаин) не разобраться.

Например, совершенно непонятно, что символизирует сборище доисторических чудовищ, весело хохочущих над изображением человека. Кроме заседания тайного клуба рептилоидов ничего на ум не приходит. Тем не менее, это таки рождественско-новогодняя открытка, о чем свидетельствует еле заметная надпись по центру: "The Compliments of the Season" (дословно "Комплименты сезона") - одно из традиционных английских поздравлений с зимними праздниками.

Не менее загадочны и человечки-дикари среди заснеженной травы, поджаривающие на костре упитанную крысу. Какое отношение это имеет к рождественско-новогодним праздникам? Остается предположить, что человечки готовят праздничный ужин. И радостно, и празднично...

Впрочем, у крыс тоже свое Рождество - грызуны и сами не прочь устроить себе праздничный стол. Пушистый котик, обратите внимание, здесь очень трогательно украшен традиционным для англо-саксов рождественским падубом.

Это все тоже рождественские открытки. Просто наслаждайтесь зрелищем.

Популярность открыток со странными сюжетами объяснялась реалиями пресловутой викторианской эпохи. Это только в кино о Шерлоке Холмсе все прекрасно и романтично: кэбы, туман, потрескивание дров в камине, панели из мореного дуба, отблеск свечей на золотом тиснении переплетов, кресло с уютным пледом, извольте-позвольте, только после вас, сэр...

На самом деле у представителей среднего и высшего слоев британского общества каждый шаг, слово и вздох были жестко регламентированы писаными и неписаными понятиями о приличиях. Шаг в сторону - и человек становился нерукопожатным изгоем. Ежедневно находиться в состоянии сжатой пружины - то еще удовольствие. Печально известный Джек-Потрошитель - типичный результат "викторианства": у него просто лопнула пружина. Популярность странных открыток из той же оперы - это попытка хотя бы на миг выйти за рамки опостылевших условностей.

Если Рождество было чинными семейным праздником, то Новый год предоставлял возможность оторваться с друзьями. В европейской традиции этот праздник всего лишь завершающий аккорд рождественских гуляний, а не самое главное торжество. Общество к новогодним возлияниям относилось довольно благосклонно (в отличие от других дней в году) и не считало чем-то особо предосудительным. В этот день (точнее, ночь) каждый джентльмен мог наклюкаться до беспамятства.

Теперь о леди. На изломе XIX и ХХ веков в Британии и США набирает размах движение суфражисток - борьба женщин за свои права, в первую очередь, право голоса на выборах. Это явление тут же нашло свое отражение в филокартии. В Англии выходит целая серия открыток, где парочка суфражисток всячески "гнобит" Санта-Клауса. Барышни закапывают несчастного в снег, закатывают в снежный шар или просто безо всякой жалости забрасывают снежками.

Кстати, о Санта-Клаусах. Канонический и всем привычный образ Санты сложился только в 1931-м. До того художники изображали его в меру своей фантазии. Порой картинки могли даже травмировать неустоявшуюся детскую психику. Ибо "добрый" Санта там скорее был похож на жуткого бородатого маньяка.

"Первичные" западноевропейские Санты изображались совсем не так, как нынешний "кока-кольный" персонаж. Внешне они полностью соответствовали иконографии советского Деда Мороза, появившегося и раскрученного в тридцатые годы прошлого века. Если кто из "скрепоносцев" начнет традиционные предновогодние речи на тему: "Русский Дед Мороз будет подревнее буржуинского Санта-Клауса!", то ткните его носом в старинные открытки. Кстати, они также ярко демонстрируют, что и мальчик Новый год, без которого не обходилась ни одна постсоветская "елка", тоже стырен на "загнивающем".

В Российской империи, в состав которой входила значительная часть Украины, с открытками, в том числе рождественско-новогодними, все было очень грустно. Если на Западе карточки мог печатать кто угодно, то во владениях Романовых на протяжении длительного времени это была государственная монополия, а почтовое ведомство ограничивалось безликими почтовыми карточками по образцу германских - никакого украшательства, только чистая функциональность.

Вместе с тем в России трепетно следовали всем модным проявлениям, идущим с "бездуховного Запада". Появившийся спрос тут же был удовлетворен предприимчивыми дельцами. Купцы стали закупать в Англии и Германии карточки с рождественскими сюжетами и уже на месте наносили на них надписи "С Рождеством!" или "С новым Годом".

В зависимости от качества и "наворотов" такая рождественско-новогодняя радость стоила от 50 копеек до рубля. Это были бешеные деньги - хорошую корову тогда продавали за 40-50 рублей. Вскоре торговцы упростили себе задачу и начали заказывать за рубежом полностью готовые открытки с изображением (часто в стиле "а-ля рюс") и с уже готовыми сопроводительными надписями по-русски. Запрет на частную печать открыток отменили только в 1894-м.

Из российских издателей стоит отметить открытки и конверты, изданные "Санкт-Петербургским Попечительным комитетом о сестрах Красного креста" (Община св. Евгении). Прибыль от продаваемой продукции шла на благотворительность. Комитет опекала внучка императора Николая I, принцесса Ольденбургская Евгения. Благодаря высокому покровительству изображения для открыток рисовали лучшие художники империи - Илья Репин, Константин Маковский, Михаил Врубель, Александр Бенуа, Елизавета Бем, Сергей Соломко и другие.

Большой популярностью, скорее всего, благодаря Николаю Гоголю, пользовались "малоросские" сюжеты с колядниками. Но относить это к украинским открыткам мы не станем.

Начало ХХ века привнесло в сюжеты технический прогресс. Например, Санта стал развозить подарки на аэроплане.

В 1913-м (см. открытки выше) никто еще и не думал, что вскоре с аэропланов будут падать не яркие подарки, а бомбы и флешетты (особые железные стрелки размером с карандаш, в годы Первой мировой войны применяемые авиацией против скоплений живой силы). С 1914 и по 1918-й рождественско-новогодние открытки призываются в армию и полностью милитаризуются.

После завершения Первой мировой (правда, тогда еще никто не знал, что она "первая") Америка и Западная Европа вернули на рождественские открытки былую беззаботность.

В период между мировыми войнами появляются и сугубо украинские рождественские открытки. В 20-30-е их массово выпускают украинские издательства Львова, Кракова и других городов. Кроме того, подобную продукцию печатают и эмигрантские организации в других странах. Для этих карточек характерны не только украиноязычные надписи и декор в национальном стиле, но и довольно патриотические сюжеты

А вот на территории СССР рождественская открытка исчезает как класс. Да и сам праздник оказывается под негласным запретом. Только с 1936-го в качестве красного "антирождества" коммунисты разрешают широко отмечать Новый год. Тогда же по велению партии вредительская "рождественская" елочка превращается в идеологически правильную "новогоднюю", а реакционный Святой Николай (Санта-Клаус) становится прогрессивным и исконным Дедом Морозом.

В Германии тоже идет наступление на Рождество. Нацисты, как и их советские коллеги, подменяют суть праздника. С подачи Генриха Гиммлера немцам предлагают отмечать не рождение Иисуса, а древнегерманский языческий праздник Зимнего солнцестояния.

Потом опять началась война. Рождественско-новогодние открытки снова превращаются в агитки.

Интересной, яркой и, без преувеличения, уникальной страницей в истории рождественской филокартии стали агитационные рождественские открытки, выпускаемые в подпольных типографиях Украинской повстанческой армии.

С конца пятидесятых и до середины 1970-х на советских новогодних открытках в топе тема космоса. Но со временем СССР проигрывает космическую гонку США и космонавты стыдливо уходят, не попрощавшись. Из знаковых проектов, запечатленных в позднесоветской филокартии, - БАМ и Олимпиада-80.

В восьмидесятые годы новогодние открытки, продававшиеся в УССР, в основном нейтральны: елочки, игрушки, мультяшные герои, Деды-Морозы со Снегурочками и проч.

В последнее время поздравления на открытках - редкость. Поздравляют в основном при помощи соцсетей анимированными картинками. Очень удобно: выбрал картинку и одним нажатием "мышки" отправил сразу всем "френдам". Вот только спустя годы уже никто не сможет взять в руки картонный прямоугольник и посмотреть, чем жили люди нашей эпохи...

    Реклама на dsnews.ua