• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Советская ватизация. Почему Галицкая Русь в СССР потерялась

Как советские историки обнаружили новую общность и что об этом подумали обыватели
Памятник кололю Руси Даниилу Галицкому во Львове
Памятник кололю Руси Даниилу Галицкому во Львове
Реклама на dsnews.ua

Привет, боец исторического фронта! Поскольку 22 июня миновало именно в тех тональностях, которые мы предчувствовали, то линия нашего фронта стабильна. Знакомые даты, знакомые темы, знакомая подача, знакомые формулировки. И стоит на минуту задуматься: а как вообще внушают народу исторические стереотипы без современных телетехнологий? Исходя из знакомой житейской практики, а не методичек фээсбэшных учеников Геббельса. И нет там ничего особо "тайного". Советская практика автору несколько припоминается, т. к. школу он закончил в 1991 г.,  так что имел шанс приобщиться на своем примере к наработкам советского оболванивания (или "начальной и средней ватизации" — как вам угодно будет).

В советское время, конечно, были всякие специальные учреждения типа идеологического отдела ЦК Компартии и республиканских аналогов, которые формулировали казенные формулировки. Но то в основном по поточному моменту — где там свежие угрозы врагов или "перегибы на местах"? Или куда бы сейчас "путь указать", чтобы пошли "верной дорогой"?

Но что до истории, то стереотипы в ней в основном были все старые, еще со времен Российской империи, которая держала в узде почти такой же комплект территорий и народов.

 Однако фишка не в том, что подавалось как единственно верная историческая схема. Ведь советский народ, конечно, газеты читал, но вот история у него рисовалась так же, как и у нас, — из школьного учебника. Как детское подсознательное, которое время от времени тебе выталкивает то "единую колыбель братских народов", то (у старшего поколения) какой-нибудь "третий поход Антанты" или "десять сталинских ударов".
Вот одним из хронических тезисов людей, прошедших "советскую ватизацию" является то, что "нет у Украины истории".

Если ограничиваться советским учебником, то, по сути, да. "Щира" правда. Была Русь ("общая колыбель"), потом враги порвали ее на куски, потом возникли украинцы и белорусы (русские были сразу и всегда), потом восстал Хмельницкий, организовал Переяславскую Раду, "воссоединил" — и все. Ларек украинской истории закрыт, а дальше — общая борьба с угнетателями во главе с русским народом (извиняюсь за эту двусмысленную конструкцию). И это еще респект, т. к. в омут общесоветской истории много народов ухнули, даже не оставив кругов на воде. Согласно обычной схеме советских учебников все народы СССР возникли для того, чтобы быть освобожденными русским народом от угнетателей и исчезнуть. Народы Закавказья возникают для того, чтобы поугнетаться турецкими и персидскими завоевателями, потом они самоотверженно освобождаются Россией и дальше в основном не упоминаются. Смысла нет. После освобождения какая же история?

Поэтому предлагаю для начала пробежаться по подаче информации еще времен "общей колыбели" — Руси. Вот какая там "украинская история"?
Начнем с вузовского учебника (он ведь подробнее школьного), по которому еще я начинал учиться: "История СССР с древнейших времен и до 1861 г." под редакцией Н. И. Павленко (1989). Ничего не хочу плохого сказать в адрес лично Н. И. Павленко, но мне хочется показать, что при советской власти в учебниках было легко забыто и практически не упомянуто об украинской древней истории на протяжении всего лишь 100 лет. Понятно, что это учебник по истории всего СССР и не все в украинской истории, возможно, заслуживало внимания, но давайте посмотрим на логику советского изложения, и вы поймете, откуда происходит "нет истории".

Вот, например, икона украинских патриотов — Даниил Галицкий (сейчас у нас пишут историки - просто Даниил Романович, поскольку он был изначально князь Волынский), "король Руси", наиболее выдающийся правитель Южной Руси ХІІІ в., вместе с братом Васильком — герой Галицко-Волынской летописи. Как он фигурирует в советском учебнике? Возникает он всего лишь на один абзац в параграфе о Галицко-Волынском княжестве.

Реклама на dsnews.ua

По тексту учебника с началом "феодальной раздробленности" становится ясно, куда "перемещается" история Руси: в рассказе о причинах этой самой раздробленности на двух страницах упоминается Киев, на двух — Галицко-Волынское княжество, о Ростово-Суздальской земле — больше пяти, о Новгороде — аналогично. Ведь они — это великорусские земли, которые гораздо более важны для "истории СССР".

В единственном абзаце Даниил устраняет боярскую оппозицию (почему-то "жирная" дата 1238), потом скромно и "нежирно" сообщается о том, что в 1245 г. в битве у Ярослава он разбил "объединенные силы Венгрии, Польши, галицких бояр и Черниговского княжества, тем самым завершив борьбу за восстановление единства княжества. Боярство было ослаблено, многие бояре истреблены, а их земли перешли к великому князю. Однако Батыево нашествие, а затем и ордынское иго прервали экономическое и политическое развитие этой земли" (с. 74). Молодец Даниил!

Уже после Батыева нашествия, "прервавшего в его земле всяческое развитие" (напомню, Батый совершил нашествие на эти земли в 1241 г.), разгромил такое сонмище врагов! Потом в главе о борьбе народов СССР с Чингисханом и Батыем читаем: "Монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Взяв Владимир Волынский, Галич, в 1241 г. Батый вторгся в Польшу". И дальше пошла заграница.

Итак, по тексту "русичи" северо-востока подробно и весьма героически борются с монголо-татарами вплоть до будущей российско-украинской границы на протяжении целой страницы, а вот потом — в объеме одного предложения героически поборолся Киев, а дальше героизм, видимо, не достоин упоминания, а может, его и не было. Отметим, что Даниил одолел армию двух соседних стран, своих бояр и еще одного княжества за одно предложение в тексте, в то время как Александр Невский терзал шведов и немцев (авторы забыли упомянуть псковичей) в одной точно уж сомнительной битве (Невской) целые две страницы. Дальше, понятное дело, о "псах-рыцарях".

Ледовое побоище. Современная картина А. Шевелева

В подробном рассказе о том, откуда и куда немецкие рыцари организовывались, двигались, кто им сопротивлялся, как в разных ситуациях действовал Невский и т. д., есть упоминание о том, что в 1236 г. немцев разбили литовцы и земгалы, а вот о том, что в 1238 г. их побил также и представитель Руси Даниил Галицкий (отбив у них волынский город Дорогичин), ни слова... Видимо, законное право защищать русскую землю и быть упомянутым в учебнике имел только Александр Невский...

Битва при Дорогичине. Современная картина С. Серветника

Дальше — веселее. Мы снова встречаем Даниила, но крайне кратко: "В Орду за ярлыком съездил и галицкий князь Даниил Романович" (с. 97). А на с. 111 за него выдал замуж свою дочь основатель Великого княжества Литовского Миндовг. И все, хватит, Даниила. Хотя умер он в 1264 г., а государство на западноукраинских землях, созданное им с братом Васильком, несмотря на все коллизии, продержалось еще 100 лет после монгольского нашествия. Но об этом в учебнике нет ни слова.

Это понятно, ведь экономическое и политическое развитие этой земли было "прервано" в 1241 г., а раз прервано, значит, не о чем писать. Хотя зачем тогда упомянули победную битву 1245 г.? Наверное, оплошность или случайная описка, а может, надо было указать "братским странам социализма" их место в истории. А то, понимаешь, социализм им не нравился...

В рассказе о последующей героической борьбе с Ордой было бы уместно упомянуть, что в 1252–1258 гг. Даниил воевал с монгольским военачальником Куремсой и разбивал его, что после первого нашествия он построил новые крепости, среди которых такие немаловажные города, как Львов и Холм. Вместо этого в учебнике описывается, как Александр Невский в 1257–1259 гг., вопреки сопротивлению своих соотечественников, помогал монгольским баскакам "описывать" Новгород (а монголы сами до Новгорода не дошли) и, "считая невозможным открытое столкновение с Ордой, жестоко расправился с восставшими" (с. 98). Причем в адрес товарища Александра Ярославича Невского (святого Русской православной церкви) ноль критики, а упоминаний о его брате Андрее (союзнике Даниила в борьбе с Ордой, вынужденного из-за интриг своего проодынского брата бежать в Швецию) нет вообще. Видимо, потому, что он эмигрировал на "империалистический Запад"? Понятно, что лучше уж служить Орде.

О монгольском коллаборанте Александре Невском в учебнике (и не только) информации сколько угодно, он может себе позволить все, ибо он русский герой, а о тех, кто хоть иногда воевал с монголами, ни слова. И так исторически достоверно написан весь учебник, с древнейших времен до 1861 г. (а есть еще продолжение, там еще веселее).
Надеюсь, логика авторов постижима: хоть и, возможно, негодяй, но лишь бы "русский", а "нерусские" не стоят упоминания.

Памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге (Россия)

И если у будущих великороссов "монголо-татарское иго" длилось до 1480 г., первый раз толком побили татар в 1380 г. (когда Дмитрий, будущий Донской, выступил против татарского узурпатора Мамая в защиту законного хана Тохтамыша), то нельзя же было писать, что кто-то от "ига" избавился быстрее, да и воевать-то начал раньше (в 1362 г., но об этом далее). Возможно, русским от этого тяжело? Вполне может быть, но это не повод давать награды героев антигероям.

При этом я не хочу сказать, что Даниил — идеал: он и сам от монголов удирал в Венгрию, и ходил как их вассал (в лице своего сына) против Литвы.

Куремсу он побил, потому что у того орда была слабее, чем у Бурундая, которому Даниил потом уступил. И организовать крестовый поход ему все-таки не удалось. Но он вообще продолжал еще жить после 1241 г., он был. Его государство существовало еще долго и достойно упоминания. Кто же виноват, что потом там, где он правил, образовалась не Россия? Так уж вышло, извините, дорогие товарищи... А как же история СССР?
Обращусь, по случаю, к идеям современной российской исторической науки, а не к выдумкам русофобов. Опять к Невскому: и ранее было известно, что этот самый швед Биргер, побитый "в славной битве" на Неве в 1240 г., вообще в этих событиях не участвовал. И совсем это не была жуткая агрессия Швеции на Русь... И совсем не узнал никто больше в мире об этой битве, кроме позднего летописца, нежно любящего своего князя Александра... Ну не знали шведы об этой своей агрессии, не знали... Зато, когда сначала Иван Грозный, а потом Петр І начали отбивать выход к Балтике, тогда вспомнили об Александре Невском — и стал он героем. А уж когда в две мировые войны с "германцем" схлестнулись, то тут уж и Чудское озеро пригодилось. Но об этой битве опять никто, кроме позднего летописца, ничего не знал! В учебнике читаем: "Многие рыцари потонули в Чудском озере, многие оказались в плену" (с. 85). Главные силы Ордена в это время воевали в Литве, и рыцарей на Чудском озере было убито поэтому 20, а шесть попали в плен (по свидетельству "Ливонской хроники"). Ведь рыцарь — это не любой мужик в железе, а знатный человек с определенным статусом. Их по всей Западной Европе набралось бы вряд ли больше нескольких тысяч, а в Ордене — не больше сотни. Остальные — кнехты-солдаты или более дешевые союзники из ливских, латгальских, литовских, славянских и других соседних земель. Поскольку Ливонский орден (Ливонская ветвь Тевтонского ордена образовалась в 1237 г. вместо потерпевшего в 1236 г. поражение от литовцев Ордена меченосцев) раньше не завоевал Псков, а был им приглашен, то среди "немецких рыцарей" на Чудском озере находились и "русские люди", о чем писать почему-то не любят.

Именно "русские люди" привели немецких рыцарей.

 А дальше? Сколько ни искали на дне Чудского озера во всех предполагаемых местах этой великой битвы хоть чего-то, но увы... Где же то железо, под весом которого лед ломался? Я понимаю, озеро глубокое, но все-таки?

Кадр из фильма "Александр Невский" С. Эйзенштейна, 1938

Но вернемся к Даниилу. В чем логика "древнерусской народности"? Если Галич и Волынь ее составляющие, то Даниил должен быть таким же героем "советской истории", как и Невский — представитель северной, т. е. русской, а не украинской части этой самой народности. Но получается, что Южная Русь ценна лишь тем, что Киев — "мать городов русских" (без него не обойтись в поисках исторических корней Московского государства), а вообще, вместе с южнорусской округой не заслуживает добрых слов.
И чем же этот период русской истории заканчивается? Вполне логично:
"К концу ХІI в. — началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система. Свершившимся фактом стал перенос столицы во Владимир. Галицко-Волынская земля оказалась от него независимой, хотя тоже подчинялась власти ханов. На западе возникло Великое княжество Литовское, в орбиту влияния которого постепенно попадают западные и юго-западные земли Руси. Пожалуй, только Черниговское и Смоленское княжества в какой-то степени тяготеют к Владимирскому княжению. Фактически произошло обособление Северо-Восточной Руси" (с. 98).

Честно говоря, поражают искренность этого короткого текста (более русская, чем советская) и необычайная противоречивость (хотя написано, на первый взгляд, нейтрально и объективно). Постарайся, читатель, вдуматься в то, что выше написано в короткой цитате. "Новая политическая система" не буду спорить, наверное, сложилась.

Продолжение следует

    Реклама на dsnews.ua