Земан Шредингера. Чем чревата болезнь чешского президента

Вокруг новостей о состоянии здоровья президента Чехии Милоша Земана развернулась нешуточная битва. Его окружению очень уж понравился контроль над рукой президента, находящего, судя по всему, в полубессознательном состоянии

Милош Земан / архив / Getty Images

МВД Чехии сообщило о начале расследования в связи с возможным преступлением, совершенным против Чешской республики. Речь идет о фальсификации подписи президента Милоша Земана, госпитализированного в тяжелом состоянии, и, по мнению врачей, неспособного исполнять президентские обязанности.

Сама по себе история с болезнью Земана довольно банальна: 77-летний человек, уже давно тяжело больной, передвигавшийся в последние годы в инвалидной коляске, переволновался из-за результатов парламентских выборов, прошедших в Чехии 8-9 октября, почувствовал себя плохо и оказался в больнице. Хотя, возможно, что ухудшение состояния здоровья Земана с днем выборов просто случайно совпало.

Обстоятельства госпитализации и состояние Земана, предшествовавшее ей, таковы, что вернуться к исполнению своих обязанностей, по мнению врачей, он вряд ли сможет. Это сразу же поставило на повестку дня вопрос об импичменте президента по медицинским показаниям.

Ситуация была совершенно бытовой, не имеющей отношения к пророссийской ориентации Земана, и никак не бросала на него тень. На такой случай в конституциях большинства стран, где власть передается законным путем, а не под ковром, предусмотрена процедура законного отстранения заболевшего первого лица и передачи власти. Конкретно в Чехии власть отстраненного президента на время, необходимое для выборов нового, перераспределяется между несколькими должностными лицами.

Но короля, как известно, играет свита. И вот свита Земана, не желая уходить, решила сымитировать чудесное выздоровление президента и его возвращение к работе.

Для начала Земан, уже находясь в госпитале, внезапно подписал указ о назначении главы регионального суда в Брно, который передал ему в палату руководитель его администрации Вратислав Минарж. Позднее пресс-секретарь Земана Иржи Овчачек заявил, что Земан подписал этот указ прямо перед тем, как был госпитализирован, но в этой версии есть странные временные нестыковки.

На следующий день после появления на свет указа о назначении судьи, 12 октября, директор госпиталя передал в администрацию Земана заключение врачей, в котором говорилось, что президент не в состоянии выполнять никаких должностных обязанностей. Тем не менее, Минарж, еще через день, 13 октября, пришел к президенту вместе со спикером старой Палаты депутатов Радеком Вондрачеком, чтобы подписать указ о созыве Палаты депутатов нового состава. И Земан, находясь в реанимации, подписал указ о созыве новоизбранной нижней палаты парламента 8 ноября. 

Подпись Земана на вид несколько отличалась от привычной, но Минарж и Вондрачек заявили, что Земан подписал документ в их присутствии, и даже есть фотография, когда он его подписывает. Правда, они ее никому так и не показали.

И, наконец, в понедельник, 18 октября, глава Сената — верхней палаты парламента страны (8-9 октября чехи выбирали нижнюю Палату депутатов) Милош Вистрчил сообщил, что Земан находится в реанимации больше недели, и что в отчете из больницы, который он получил, сообщается, что в ближайшие несколько недель Земан вряд ли сможет вернуться к работе. А это значит, что пора заняться перераспределением его обязанностей, ибо государство не может пребывать в неуправляемом состоянии. Если Земан выздоровеет, он восстановит свои полномочия — но пока он неработоспособен. Для его отстранения по состоянию здоровья необходимо согласие обеих палат парламента.

Выступление Вистричила и стало той, самой последней, каплей, после которой МВД Чехии сочло необходимым поинтересоваться, а, в каком, собственно, состоянии действительно находится президент страны? И, если он неработоспособен, то кто подписывал за него последние указы?

Пока никаких фамилий в связи с расследованием официально не названо. Но понятно, что первым в списке подозреваемых неизбежно оказывается Минарж. Вторым – Вондрачек. Третьей, возможно, будет жена Земана, которая, по слухам, расписалась за него на указе о созыве нового состава Палаты депутатов.

На первый взгляд, весь этот шум поднят по чисто формальному поводу: в конце концов, новоизбранную Палату депутатов нужно было созывать в любом случае, и Земан указ о ее созыве неизбежно подписал бы. Но, несмотря на видимую формальность расследования, все обстоит довольно серьезно. Если подозрения станут обвинениями, фигурантам дела светит до 20 лет. К тому же, и формальной вся эта история, то ли с пребывающим временами в сознании, и подписывающим в моменты просветления указы Земаном, то ли с аферистами, расписывающимися за него, стоя у его бессознательного тела в реанимационной палате, выглядит только на первый взгляд. А уже на второй взгляд все далеко не так просто. В последний раз Земан появлялся на публике довольно давно, первого сентября, когда посещал одну из начальных школ Брно, после чего был госпитализирован на девять дней. Иными словами, практика подписания указов за президента может иметь куда более давнюю историю. И тогда возникает вопрос о том, знал ли Земан обо всех документах, подписанных от его имени. И вообще, сама возможность расписаться за президента, просто потому, что "он все равно это подпишет", существующая хотя бы в принципе, открывает окно для очень серьезных злоупотреблений. Такая практика неприемлема даже в том случае, если бы президент действительно это подписал и сам. И даже если он присутствовал при подписании и понимал, что за него подписывают, и не возражал против этого, а просто был не в состоянии расписаться – это тоже ничего не меняет. Даже в этом случае фальсификация подписи Земана подпадает ровно под те же статьи УК.

По сути, открытие уголовного дела по подозрению в совершении ряда тяжких преступлений стало единственным способом приостановить работу "руки Земана", действующей автономно от его мозга. Поскольку ближайшее заседание Сената назначено аж на 26 октября, и только тогда он сможет принять решение о начале процедуры отстранения Земана от власти. А Палата депутатов начнет работу только 8 ноября, по указу Земана, который подписал то ли он, то ли не он.

Это сомнение в том, кто же все-таки подписал указ, и создает тупиковую ситуацию. Если подпись Земана на указе о созыве Палаты депутатов поставлена под сомнение, нет и оснований для ее созыва – по крайней мере, до тех пор, пока сомнения не будут сняты. В то же время, для отстранения Земана требуется, среди прочего, и согласие Палаты депутатов, которая для этого должна собраться. Собрать заседание старого состава Палаты? Но это незаконно – ее полномочия истекли в момент подписания Земаном указа о созыве нового состава. А то, что указ подписал не Земан, официально тоже пока не доказано. Словом, чешским ветвям власти предстоит решать неприятную головоломку, которая, скорее всего, окончится в Конституционном суде, причем, ее решение может сильно затянуться. В том числе, потому, что оно зависит от результатов расследования, а у администрации президента есть возможности изрядно его замедлить.

С практической точки зрения это означает продление существования кабинета Бабиша. С другой стороны, лишение Земана полномочий, если оно станет свершившимся фактом, лишит его возможности блокировать создание нового кабинета, контролируемого бывшей оппозицией – за что, собственно, и идет борьба. Ранее Земан уже заявлял, что заблокирует другие кандидатуры премьеров, даже если у Бабиша не будет большинства после выборов.

Сам Бабиш уже предложил компромисс: похоронить тему импичмента, примирившись на добровольном уходе в отставку Минаржа. "Я призвал господина Минаржа уйти в отставку, это самое лучшее, что он может сейчас сделать для господина президента. Поведение господина Минаржа в последнее время привело к нынешней ситуации. В частности, его пресс-конференция в понедельник лишь все запутала", — заявил Бабиш. Но для Минаржа уход может стать концом карьеры, притом ему еще повезет, если против него не будут выдвинуты уголовные обвинения, и на роль жертвы глава президентской администрации категорически не согласен. К тому же, с учетом фактического состояния Земана, это не снимает вопрос об импичменте.

Скорее всего, Бабиш рассчитывает на хотя бы кратковременное улучшение состояния президента, и пытается тянуть время. Идея эта, надо сказать, совсем не лишена смысла. Новое большинство в Палате депутатов – коалиционное, и по этой причине хрупкое, а разрыв между победителями и побежденными совсем невелик. Так что у Бабиша есть реальные шансы сохраниться на премьерской должности и в новом правительстве. Особенно в том случае, если его будет поддерживать Земан – ну, или тот, кто будет водить его подписующей рукой.