Украина или окраина. Откуда взялось название страны

Слово "украина" начали употреблять на территории современной Украины в конце XII века
Памятник Владимиру Глебовичу в Переяславе-Хмельницком

"ДС" продолжает цикл публикаций "Исторический фронт с Кириллом Галушко". В рамках проекта мы уже писали о том, где искать древних укров и была ли "Трипольская Аратта", кто такие настоящие руськие, кто придумал советский Новый годсколько лет украинской столице, был ли на самом деле Рюрик, от какой оккупации россияне спасали украинцев и кто вообще украинцев придумал

Привет, боец исторического фронта! Как и в прошлые разы продолжаем тему о том, "когда появилась Украина". Но откуда ни подходи к вопросу, все время приходится отвлекаться. То в наши изыскания вмешивается Бисмарк, который в России считается чуть ли не "изобретателем Украины", то приобщается "австрийский генштаб", придумавший "украинскую мову", то всплывает тема, что в древнем Киеве никаких украинцев и не было, а жили "русские", которые потом убежали от польской оккупации в свою Московщину. Но эти все инсинуации мы уже, надеемся, развеяли. Поэтому попробуем наконец-то вернуться на надежную историческую почву.

А повод как раз-то какой! 830 лет назад впервые в письменном источнике употребляется слово "Украина". Самое время поднять сине-желтые знамена, чтоб закрыли небеса. Но это мы всегда успеем сделать. Просто по ситуации середины-конца ХII в. как раз есть о чем поговорить и по поводу Украины, и по поводу тогдашних украинско-русских отношений. Ибо и тут накручено много всякого. Но что для нас, собственно, повод? В 1187 г. Киевская летопись напишет о смерти переяславского князя Владимира Глебовича: за ним "плакашасѧ" "вси Переӕславцы", но и "ѡ нем же Оукраина много постона". Этому у нас и учат в школе. Все по-честному, так там и написано.

Тот самый фрагмент летописи (Хлебниковский список)

А вот дальше начинаются споры: что же территориально эта самая "оукраина" означала по тем временам? Потому что уже через два года другой князь, Ростислав Берладник, был призван княжить в Галич. "... и приѣхавшю же емоу ко Оукраинѣ Галичькоы. и взѧ два города Галичькъıы и ѿтолѣ поиде к Галичу."  

Речь идет о Галицком Понизье - Приднестровской волости с центром в Бакоте. А вот в 1217 г. Даниил (будущий король Руси) "ѣха с братомъ. и приӕ Берестиы, и Оугровескъ, и Верещинъ, и Ст҃олпъ, Комовъ. и всю Оукраиноу", - пограничную Волынскую волость, которую перед тем захватил краковский князь Лешек Белый. Город Брест нам вполне знаком, так что в целом ориентируемся.

Так что имеем три ранние локализации "оукраины": Переяславщина, юго-восточная Галичина, северо-западная Волынь. Этим наш набор до монгольского нашествия и ограничивается. Потом в последующие столетия слово "украина" будет относиться уже не только к нашим палестинам, а и к очень разным регионам - от Новгородщины до Рязани. Но то будет  позже. Пока что факт, что ранее всего (по источникам) слово "украина" начали употреблять именно на территории современной Украины в конце XII в. Что и справедливо. Как чувствовали, что еще пригодится.

Когда мы начинаем разбираться со смыслами названия, сразу пробуждаются некие комплексы, причем именно у современных украинских граждан. Это неудивительно: у них давняя аллергия на слово "окраина". Такой вот постимперский комплекс. То одни писали, что Украина - "окраина Польши", то другие, что Украина - "окраина России". А мы же не хотели быть "окраиной", а только "центром". Так, Украина с самого начала должна была означать целую страну. А летописец там так не записал, поскольку незачем было писать об очевидном. Но летописец, да и современный историк знают, что страна была "Руськая земля", которая состояла из других земель: Киевской, Черниговской, Переяславской, Волынской, Галицкой... Что и заявлено во многочисленных текстах той эпохи.

У украинских патриотов часто возникает аллергия на слово "руськая". Но мы же специально пишем не "русская", а "руськая". Не Россия это,  спокойно. Центр Руси пребывал на самых кондовых украинских землях в Киеве, но россияне так крепко хватаются за Киевскую Русь, что иногда нашим хочется сразу в ней устроить "Украину". Это мы все понимаем, но заметим, что вместо экспериментов с "древнерусской Украиной" проще прихватить "себе" всю тогдашнюю "Руськую землю" и оставить восточных соседей за историческим поребриком. Наша земля и так вполне спокойно потом стала называться Украиной без всяких наших "бандеровских" усилий.

Вернемся к "оукраинам". Если мы посмотрим на карту, то увидим, что они обозначают-таки разные приграничья Руси. Однако в Среднем Поднепровье "оукраина" совсем недалеко от центра Руськой земли - Киева и является частью "Руськой земли в узком значении". Так что связь "Русь–Украина" тут очевидна. Не стоит их друг от друга отделять, ведь и то, и то - наше. Например, Богдан Хмельницкий не отделял,  а он в чем-то политически разбирался на свое время. Единым целым была Русь–Украина и для таких антимосковских деятелей, как Иван Выговский и Петро Дорошенко. За поребриком для них была уже не Русь, а Московия, и их совершенно не беспокоило, как там себя титулуют местные цари.

Но ввиду присущего автору некоторого интриганства, он не преминет бросить камень и в украинский патриотический огород,  но исключительно, чтобы глупостями не занимались. Поэтому поставим коварный вопрос: а не был ли "первый украинец" Владимир Глебович, прости господи, - "русским"? И пока некоторые читатели пошли точить ножи, проясним еще одну старую проблему: начались ли конфликты русских и украинцев уже в том далеком XII в.?

Старой традицией в украинской гиперпатриотической литературе является тезис о том, что первый наезд на Неньку москали произвели еще в 1169 г., когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский взял штурмом и сжег Киев, и не было тому зверству аналогов. Аналогов творимому, как считает летописец, действительно не было. Но вот незадача: не было самого Боголюбского при этом грязном деле, и вдребезги разносили столицу нашей родины южнорусские, то есть украинские князья со своими половецкими союзниками. Все они входили в коалицию Боголюбского в тогдашних междукняжеских терках. Конечно, можно посчитать это все кремлевскими (условно) происками, но в словаре тогдашних Рюриковичей не было слов "Украина" и "Россия". Их этническое происхождение было уже настолько запутанным (скандинавы, греки, болгары, половцы, поляки...), что, изучив их генеалогию, любитель хоть украинской, хоть русской "расовой чистоты" должен был бы повеситься. У них просто была политическая шахматная доска размером со всю Восточную Европу, и форматы (как и размеры) коалиций никто не мог бы предсказать.

Владимир Глебович был племянником Боголюбского, внуком Юрия Долгорукого, и хоть по юности не успел как следует приложиться по Киеву, в дальнейшем участвовал в войнах на стороне дядиной тусовки. Но споры происходили между группировками Мономаховичей, так что если нам не нравятся дядя и дедушка Владимира Глебовича, то мы можем полюбить прадедушку. А через прадедушку (если не было еще каких-то династических союзов — я все ж не русист, не знаю) он был родственником волынских Мономаховичей, от которых происходил тот же Даниил Галицкий - король Руси. Так что семья была большая, и как ее делить "по национальностям" на тот период, - не берусь сказать. Вот смоленские князья, которые тоже по тем временам очень на Руси гремели, они кто были? Ведь жители Смоленщины до 1917 г. считались белорусами, а потом их оптом в русские записали.

Но уважаем мы Глебовича не за его социальное или этническое происхождение. Переяславское княжение было самым проблемным столом среди всех земель Руси. Постоянная война с половцами делала эту землю фронтиром, на котором бы не всякий князь удержался. А Глебович был крепкий парень. И до своей преждевременной смерти от какой-то болезни в 30 лет гонял половцев от души, ранен был в боях. Именно он остановил половцев после того как герой "Слова о полку" Игорь Святославович опозорился в степи. И не мудрено, что "украина" по нем "горько постона", ведь тот же летописец пишет о нем, переводя современным языком: "Ибо любил он дружину и злата не копил, имущества не жалел, а давал дружине; был же он князь доблестный и крепкий в бою, и мужеством крепким отличался..."  

При подготовке статьи использовались материалы Андрея Плахонина на сайте "Ликбез. Исторический фронт"