• USD 39.7
  • EUR 43.1
  • GBP 50.4
Спецпроекты

Услышать каждого. Дадут ли НАБУ право на прослушку

Этот вопрос обещает стать одним из горячих на нынешней сессии парламента. Положительное решение чревато конфликтом между НАБУ и СБУ
Фото: onedio.com
Фото: onedio.com
Реклама на dsnews.ua

Украина стоит на пороге еще одной мегавойны между силовиками. Все мы были свидетелями эпичного противостояния, продолжающегося по сей день, между ГПУ и НАБУ. Теперь мы рискуем наблюдать не менее горячие разборки между СБУ и Нацполицией с одной стороны, и НАБУ - с другой. Яблоком раздора может стать получение НАБУ права на прослушку. Но по порядку.

На сегодня правом на прослушивание телефонных разговоров (по официальной терминологии, снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей) обладают уполномоченные подразделения органов Нацполиции и безопасности. Так определено в ст. 263 УПК. С первых же дней своего существования этого права добивается Национальное антикоррупционное бюро Украины.
25 мая такой проект внес член фракции БПП Павел Ризаненко. Он предложил в ст. 263 УПК включить НАБУ в перечень органов, чьи уполномоченные подразделения имеют право на прослушку. А 14 июня появился еще один проект с таким же предложением. Его внесли четыре депутата: внефракционная Анна Гопко и представители "Народного фронта" Виктор Романюк, Леонид Емец и Игорь Алексеев. Они отмечают, что отсутствие у НАБУ возможности самостоятельно осуществлять прослушку "в отдельных случаях приводит к усложнению получения информации или к разглашению сведений, которые носят конфиденциальный характер, третьим лицам и в дальнейшем имеет следствием то, что информация теряет свою актуальность". Позже в число инициаторов проекта записались Сергей Соболев из "Батьківщини" и глава антикоррупционного комитета ВР Егор Соболев из "Самопомочі".

Главное научно-экспертное управление ВР тоже дало положительное заключение, назвав при этом, кто может воспротивиться предоставлению НАБУ права на прослушку: "Если досудебное расследование осуществляется в отношении военнослужащих высшего офицерского состава Службы безопасности Украины, руководителя или заместителя руководителя Национальной полиции, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений, отсутствие у НАБУ соответствующих полномочий создает возможность утечки информации, негативно повлияет на эффективность проведения негласных следственных (розыскных) действий и полноту досудебного расследования и судебного разбирательства". Можно назвать еще одну категорию лиц, заинтересованных в провале данного проекта. Это судьи, чиновники, депутаты и пр., которых сейчас могут прослушивать СБУ и Нацполиция. Однако все-таки именно последние теряют больше всех, так как, с одной стороны, эксклюзивно держат за причинные места других "небожителей" со всеми вытекающими последствиями (садить или не садить, дать откупиться или не дать), а с другой - сами обладают иммунитетом от вмешательства НАБУ.

Казалось бы, все указывает на то, что если мы хотим побороть коррупцию на высшем уровне, то предоставление НАБУ права на прослушку даже не обсуждается. Действительно, все выглядит просто, если абстрагироваться от политических процессов в Украине и заангажированности в них НАБУ. Однако бюро и его руководители имеют свою историю вовлеченности в политические конфликты и даже международные отношения Украины. Следует отметить, что главным "куратором" НАБУ выступает Запад. "Мы думаем, что независимость НАБУ укрепится, если эта организация получит право на прослушивание телефонных разговоров", - заявил в ходе своего визита в Киев 16 сентября еврокомиссар Йоханнес Хан. Подобные сигналы исходят из Госдепа США и даже от МВФ. Неважно - хорошо или плохо то, что Запад так глубоко интересуется антикоррупционной борьбой в Украине. Важно другое: НАБУ уже давно является "любимым" госорганом украинских антикоррупционеров - еврооптимистов и прочих борцов, которые откровенно поддерживают бюро во всех его конфликтах с другими силовиками, например с ГПУ. По сути, деятельность НАБУ используется оппозицией как пиар-площадка. Недаром под законопроектом, расширяющим права НАБУ, подписались оба Соболева. Все эти силы выиграют и в случае непринятия закона - можно будет устроить скандал на тему нежелания власти реально бороться с коррупцией. Выиграют они и в случае его принятия: можно не сомневаться, что НАБУ, получив новые права, захочет ими воспользоваться и начнет слушать СБУ и Нацполицию, которых, как и ГПУ, рассматривает в качестве своих конкурентов на силовом поле.

В августе мы имели громкий конфликт между НАБУ и ГПУ, после которого Артему Сытнику и Юрию Луценко пришлось объясняться перед западными послами. Если войдут в клинч НАБУ и СБУ, резонанс от этого скандала будет еще более звонким. А последствия непредсказуемыми. Нужна ли Украине внутривидовая война силовиков, которые должны работать сообща? Конкуренция между спецслужбами есть во многих странах, вот только не везде она становится еще и политическим инструментом.

Сложно представить, чтобы ФБР работало на демократов, пребывающих при власти в США, а полиция разоблачала ФБР, на чем пиарятся республиканцы в оппозиции.

Однако Украина не Россия и не Штаты. Так что внутривидовая борьба украинских силовиков может дать самые разные результаты - от дестабилизации политической ситуации до реального очищения от коррупции. Сомневаться не приходится лишь в одном - выживет сильнейший. Хотя и не гарантировано, что наименее коррумпированный.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua