• USD 39.3
  • EUR 42.3
  • GBP 49.3
Спецпроекты

"Газпром" избавляется от Ирана

"Голубой поток-2" разожжет газовое противостояние Турции и Тегерана, перспективы появления иранского газа в ЕС в таком случае могут быть похоронены
Реклама на dsnews.ua

Политические итоги состоявшегося в начале декабря визита в Турцию российского президента оказались провальными. На переговорах в Анкаре Турция жестко отвергла требование Владимира Путина запретить деятельность организаций чеченской диаспоры на своей территории и выслать в РФ лидеров чеченского ополчения. Кроме того, сторонам так и не удалось урегулировать инцидент с арестом военного авиационного груза, изъятого Турцией у РФ в октябре в результате перехвата российского гражданского авиалайнера шестью турецкими истребителями F-16. На борту задержанного самолета обнаружили радиоаппаратуру прослушки и шифрования - товары, перемещение которых через турецкую территорию жестко ограничено и требует специальной сертификации, которой у компании-перевозчика не было. Эрдоган дал понять, что задержание идущих в Сирию российских военных грузов будет неизменно повторяться, и блокада сирийского режима только усилится.

Начинать регулярные боевые действия против Сирии Анкара принципиально не желает: гражданская война против сирийского режима Башара Асада очень выгодна экономике Турции. По мере разрастания масштабов конфликта десятки миллионов тонн иракской нефти и газового конденсата вместо портов Сирии начинают идти на экспорт через порты Турции. Переориентация потоков нефти усилилась после того, как авиация США в сентябре уничтожила все работавшие в Сирии НПЗ и ГПЗ. Увеличение транзитного грузооборота позволило Турции ускорить приватизацию своих морских портов, стоимость которых заметно выросла в результате войны в соседней стране.

Идея "Голубого потока" пришлась по вкусу Эрдогану. В последние годы турецкий президент приложил немало усилий для того, чтобы навязать соседнему Ирану высокие транзитные тарифы за использование турецких газопроводов

Желание Эрдогана превратить Турцию в энергетический транзитный узел прекрасно понимают в Кремле. Чтобы еще больше расположить турецкого президента, Путин накануне визита в Анкару пошел на беспрецедентный жест - заявил о намерении вместо строительства "Южного потока" развивать вместе с Турцией альтернативный транспортный проект - "Голубой поток-2". В него должна войти новая подводная нитка газопровода из РФ в Турцию, а также вся российская инфраструктура бывшего "Южного потока": компрессорные станции и сухопутные газопроводы на сумму $4,5 млрд, которые были построены в 2010-2013 гг. компаниями Аркадия Роттенберга.

Идея "Голубого потока" пришлась по вкусу Эрдогану. В последние годы турецкий президент приложил немало усилий для того, чтобы навязать соседнему Ирану высокие транзитные тарифы за использование турецких газопроводов. Но в ответ на требование Анкары Тегеран регулярно прерывает подачу газа. Появления на турецком рынке новых дополнительных российских поставок голубого топлива поможет Анкаре настоять на новых тарифах. Кроме того, Эрдоган требует, чтобы право перепродажи иранского газа имели только компании, созданные в Турции, но это не нравится Тегерану. В итоге при установленной трубопроводной мощности импорта иранского газа в 20 млрд куб. м Турция использует данный потенциал только наполовину.

Разжигая газовое противостояние Анкары и Тегерана, Москва имеет свой интерес. Там надеются, что дополнительные поставки российского газа позволят Эрдогану сильнее давить на Иран. В конце концов это может вообще поссорить данные страны. Перспективы появления иранского голубого топлива в ЕС в таком случае будут похоронены, а российский "Газ­пром" избавится от опасной для него иранской конкуренции.

Реклама на dsnews.ua

Расчет Турции более оптимистичен и строится на надеждах скорой отмены санкций США и ЕС против Ирана. В таком случае, как планируют в Анкаре, Иран сможет быстро увеличить мощность идущего в Турцию газопровода и нарастить свой экспорт голубого топлива до 60 млрд куб. м в год и более. При этом увеличение экспортных доходов позволит Теге­рану перестать жадничать и экономить на турецких транзитных тарифах. Правда, такой оптимизм не разделяет иранская сторона. Например, чтобы позлить Анкару и заставить ее перестать навязывать высокие транзитные тарифы, Иран с 2012 г. проталкивает проект строительства обходящего Тур­цию газопровода IGP. Он пройдет через Ирак в Сирию и далее под водой на греческий Кипр, а потом в ЕС. Именно греческая часть Кипра и ее экономика являются для Анкары больным местом. Чем лучше идут там дела, тем более призрачными становятся шансы на объединение Кипра и создание конфедерации из богатой южной части страны и более бедной северной турецкой республики. Газо­провод из Ирана на Кипр с этой точки зрения Анкаре совсем не нужен. Разгоревшаяся в Сирии война пока что делает его строительство невозможным.

Зачем Путину турецкая АЭС

Затягивание сирийской войны выгодно и Анкаре, и Москве. Кремль, например, десятилетиями мечтает обзавестись военно-морской базой на греческом Кипре, поскольку наличие у РФ всего одной зарубежной российской военной базы в Сирии - просто не к лицу супердержаве. Зато конфедерация Кипра, как и новый иранский экспортный газопровод, России абсолютно не нужны. Ведь тогда противостояние на острове сгладится, а киприоты расстанутся с идеей сдавать свои порты под новые военные базы. Турции, в свою очередь, нужна конфедерация, но не нужен ни газопровод, ни новая российская база у своих границ.

Пытаясь играть на всех этих противоречиях, РФ еще в 2010 г. предложила Анкаре построить на южном побережье первую турецкую АЭС "Аккую", чтобы проложить подводную линию электропередач для увеличения снабжения Северного Кипра. Турки надеются, что эта ЛЭП сможет поднять экономику северной части острова и позволит начать переговоры о создании островной конфедерации на паритетных, а не дискриминационных началах. Но поскольку объединение Кипра совсем не нужно Москве, очевидно, что российские компании будут возводить первую турецкую АЭС очень долго. Оправданием для этого может стать, например, высокая сейсмическая опасность зоны строительства. Вполне возможно, что очень нужная Эрдогану атомная стройка продлится до тех пор, пока российских военных не выставят из Сирии и они не обзаведутся новой базой на Кипре или где-нибудь еще, где сумеют устроить очередной военный переворот.

Ввиду всего этого попытка российской стороны представить давно начатый проект строительства российско-турецкой АЭС как основную экономическую составляющую минувшего визита Путина выглядит несостоятельной. На самом деле единственным продуктивным на­прав­лением российско-турецкого сотрудничества остается сфера газовой торговли и строительства, да и то лишь до снятия санкций против Ирана. После отмены ограничений сотрудничество неминуемо сойдет на нет. Ведь каспийский и иранский газ имеет меньшую себестоимость добычи, чем российский, кроме того, эти ресурсы к Турции ближе.

    Реклама на dsnews.ua