• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

"Какая разница" по-балкански. Куда поведет Хорватию новый президент

Хорватские политологи прямо называют нынешний политический раскол Хорватии "военным"
Зоран Миланович. Фото: EPA/UPG
Зоран Миланович. Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Новым президентом Хорватии станет оппозиционный политик Зоран Миланович. Второй тур выборов состоялся только 5 января, но официальные результаты уже объявлены. Согласно данным государственной избирательной комиссии, за Милановича проголосовало 52,67% избирателей, за действующую президентку Колинду Грабар-Китарович - 47,33%.

Серьезных нарушений не зафиксировано, результаты голосования никто не оспаривает, поэтому в ближайшее время новый глава государства въедет в "Пантовчак" - президентскую резиденцию в Загребе на улице Пантовчак, 241.

Номер 3

Выиграть выборы ставленнику оппозиционной социал-демократической партии помог другой оппозиционер - певец Мирослав Шкоро, который занял по итогам первого тура выборов третье месте с незначительным отрывом от двух лидеров - Милановича и Грабар-Китарович. За Шкоро голосовали избиратели двух типов.

Первый - это те, кто хотел перемен, лучшей жизни, кому надоели "старые политики".

Второй - правые и консерваторы, которые были недовольны политикой Грабар-Китарович и правящей партии - Хорватского демократического союза (HDZ), который поддержал ее кандидатуру. Политикой, которая была слишком центристской, слишком либеральной и к тому же не обеспечила ощутимого экономического роста. Кандидат не из привычной политической тусовки, автор и исполнитель культовых патриотичных песен, был для патриотов гораздо более приемлемым вариантом.

Предполагалось, что во втором туре значительная часть электората Шкоро проголосует за более правого кандидата из двух, то есть за Грабар-Китарович, что принесет ей победу. Однако певец в специально записанном ролике сообщил, что не будет никого поддерживать и проголосует за "№3" (то есть попросту испортит бюллетень). В итоге второй тур принес необычайно высокое количество недействительных бюллетеней - их было в четыре раза больше, чем в первом туре и на треть больше, чем во втором туре на предыдущих президентских выборах. Люди приходили на участки, брали бюллетень... и дописывали "своего", третьего кандидата, причем часто это были имя именно Мирослава Шкоро.

Реклама на dsnews.ua

Фото radiosarajevo.ba.

Выбор холодильника

Результаты выборов уже вызвали кризис в правящей партии HDZ, которой придется сильно измениться, чтобы не проиграть еще и парламентские выборы. Уже практически решено, что уйдет со своего поста партийного лидера большой друг Украины и нынешний премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович. Идеология партии, скорей всего, вместо правоцентристской с либеральным оттенком станет вновь правоконсервативной, и, кроме того, HDZ придется стать более социально-ориентированной. Общенациональная забастовка и многолюдные митинги учителей, требующих повышения зарплаты, акции протеста профсоюзов, недовольных пенсионной реформой правительства, явно не добавили голосов кандидату от правящей партии Грабар-Китарович, как и набирающая оборотов демографическая катастрофа - массовая миграция хорватов-"заробитчан" в Европу.

Выборы показали: часть граждан готовы поддерживать кандидата от бывшей коммунистической партии, который в свое время говорил "про гражданскую войну в Хорватии" и которого во время выступления на праздновании хорватской победы в войне освистывают ветераны, но который, однако, обещает экономический рост и социальные гарантии. Даже правый консервативный электорат, который на самом деле в Хорватии составляет большинство, раскололся. Часть людей снова и снова готовы голосовать за "старых политиков" по идеологическим соображениям, однако часть предпочитает быть "против всех" вместо голосования за "меньшее зло", а часть готова поддержать даже идеологического противника, лишь наконец-то начались позитивные изменения и улучшение жизни.

Военный раскол

"Перевес" у "прагматиков" не такой уж и большой - фактически, страна разделена почти пополам.

Карта viborc.com дает четкое представление о том, как именно проходит линия раздела - ранее оккупированные и прилегающие к линии разграничения регионы голосуют за патриотические идеи, "мирная Хорватия" "не заморачивается" и делает выбор в пользу социально-ориентированных прагматиков.

Хорватские политологи прямо называют политический раскол Хорватии "военным". "Разделение областей (жупаний), где выиграли Миланович и Грабаром-Китарович - это четкое "военное разделение" на регионы, пострадавшие от войны, и остальные. И это единственное разделение, которое все еще продолжается", - заявил политический аналитик Крешимир Мачан в интервью хорватскому телевидению. И именно этот раскол страны - наряду с решением социально-экономических проблем - главная задача, которую собрался решить за время своей каденции новый хорватский президент.

 "Война закончилась", - эти слова, сказанные в ходе избирательной кампании Зораном Милановичем, стали лейтмотивом его предвыборной агитации и его первого выступления после оглашения результатов выборов.

"Люди разные, но то, что я постараюсь сделать, - это достичь результата без необходимости намеренно причинить боль, слышать и прислушиваться ко всем, поддерживать диалог, осознавая, что есть разные мировоззрения".

"Я не буду делить хорватских граждан, затрагивая темы, которые причиняет им боль, темы, которые имеют низкий уровень толерантности".

"Давайте объединимся в наших различиях".

Это цитаты из первого обращения к хорватам новоизбранного президента. Такая себе "какая разница" наоборот - он говорит о том, что различия есть, они важны, И ИМЕННО ПОЭТОМУ он не собирается затрагивать болезненные темы.

Меньше "Бури"?

Как подходы нового "хозяина Пантовчака" скажутся на внутренней и внешней политике? Отвечая на этот вопрос, нужно помнить, что президент в Хорватии имеет весьма ограниченные полномочия, но внешняя политика и оборона - это в значительной мере его компетенция.

Хорватские журналисты предполагают, что теперь в Хорватии будут менее масштабно отмечать годовщину операции "Буря", День Победы и День Защитника, будет меньше внимания уделяться памятным мероприятиям, посвященным падению Вуковара и обороне Дубровника, перестанут чтить на государственном уровне генералов-героев войны, которых в свое время сначала осудил, а затем оправдал Гаагский трибунал (в первую очередь, Анте Готовину). И вообще, в армии станет меньше идеологии и истории.

Внешняя политика Хорватии тоже изменится - станет ближе к прагматичной Realpolitik. Хотя и раньше Колинда Грабар-Китарович всячески демонстрировала прагматизм в отношениях с той же Россией, однако теперь на российском направлении - ради выгодных экономических контактов - можно ожидать еще большего потепления. Так, среди влиятельных сторонников новоизбранного хорватского президента есть и те, кто прямо выступает против санкций в отношении РФ - например, экс-президент Стипе Месич, который день выборов провел в штабе Милановича.

В условиях, когда Хорватия возглавляет ЕС, новые прагматические подходы неизбежно скажутся и на европейском уровне. Однако в большей степени неформально - пока правительство и большинство в парламенте контролирует HDZ, существенных изменений в политике официального Загреба ждать не нужно. А вот уже после парламентских выборов, выиграть которые вполне могут пропрезидентские социал-демократы, не исключено, что Хорватия попытается стать другой страной. Страной, которая захотела забыть, вынести за скобки любое прошлое или нынешнее противостояние и собирается просто спокойно жить и зарабатывать.

Но Хорватия - это Хорватия. Государство, где практически половина граждан считает важными идеологию и традиции, где много патриотов с активной гражданской позицией. Больше прагматизма в государственной политике, больше бытовой толерантности, меньше поствоенного пафоса и более спокойное отношение к героям - да, такого ожидать можно. Но вряд ли историческая амнезия и политическая апатия когда-либо станут в Хорватии общенациональной идеей.

    Реклама на dsnews.ua