• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Atlantic Council: США нужно готовиться к России после Путина

Рано или поздно в России сменится власть, и тогда у Запада появится возможность улучшить с ней отношения

Владимир Путин
Владимир Путин / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Бывший заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу и экс-посол США в Польше Дэниел Фрид в своей статье для Atlantic Council, проанализировав нынешнюю и прошлую политику России, опубликовали некоторые рекомендации по улучшению отношений с Москвой в будущем. "ДС" приводит перевод сокращенного варианта их работы.

Наладить отношения с Россией, что предлагал в свое время тогда еще кандидат в президенты Дональд Трамп, действительно было бы неплохо. Однако Билл Клинтон, Джордж Буш и Барак Обама уже пытались и потерпели неудачу. А при Трампе американо-российские отношения ненамного лучше, чем раньше.

Россия — такая, как она есть — представляет собой застойную авторитарную клептократию, возглавляемую бессменным президентом, который развязывает войны против соседей, убивает своих оппонентов в России и за ее пределами, вмешивается в выборы в США и Европе. Руководство РФ ожидает, что Запад предоставит ему полную свободу действий на "ее" половине Европы и отвернется, пока та будет пытаться лишить своих соседей и собственных граждан права определять свое будущее.

Для улучшения отношений и для утверждений о том, что США и Запад должны взять на себя ответственность за возобновление диалога с Владимиром Путиным — это далеко не лучшая основа.

Однако авторы предпочитают быть оптимистично настроенными относительно сотрудничества России с миром, Западом и США в долгосрочной перспективе.

Текущие американо-российские отношения примерно на таком же негативном уровне, как и в последние годы правления Леонида Брежнева и первого президентского срока администрации Рональда Рейгана, когда многие в Соединенных Штатах и ​​Европе полагали, что отношения могут еще больше ухудшиться и что война вполне реальна.

Но вышло иначе. Все сложилось лучшим образом. Михаил Горбачев сменил Брежнева. Его "новое мышление" во внешней политике и конструктивная реакция Рейгана обусловили перелом в американо-советских отношениях и помогли создать условия для решений, положивших конец холодной войне мирным путем.

Реклама на dsnews.ua

Есть несколько факторов, определяющих нынешнюю Россию.

Травма, полученная Россией из—за распада Советского Союза, в сочетании с нарративами об ответственности США и Запада.

Дилемма, о которой посол Джордж Кеннан писал в своей "Статье "Х": постоянная политическая и экономическая слабость России делает ее небезопасной для более развитых соседей, особенно на Западе (сегодня также и для Китая), подталкивая ее к внешней агрессии для сдерживания некоего врага и защиты своей государственной системы с препятствованием проникновению в РФ западных идей и ценностей, которые могут создать вызовы для режима

Следствием этой дилеммы является то, что Россия, неспособная находить союзников, стремится подавлять своих соседей, при необходимости с помощью силы и мешать их попыткам наладить более тесные связи с западными странами и организациями. При Путине Россия стремится дискредитировать саму западную демократию, чтобы помешать ей пустить корни у границ РФ и снизить ее привлекательность для российского народа.

Большие надежды начала 1990-х гг. и более сдержанные ожидания времен Буша и Обамы не оправдались, потому что одним из условий Путина для хороших отношений с Вашингтоном было ожидание, что Соединенные Штаты закроют глаза на растущий авторитаризм Путина и отдадут под контроль Кремля независимые государства, покинувшие Советский Союз.

Соединенные Штаты не разжигали "цветные революции" в Грузии, Украине или в Беларуси. Администрации Буша и Обамы довольствовались тем, что просто жили с лидерами, находившимися тогда у власти. Администрация Трампа даже пыталась улучшить отношения с беларуским лидером Александром Лукашенко. Соединенные Штаты также не были одержимы идеей присоединения соседей России к НАТО. И администрация Обамы вздохнула с облегчением, когда новоизбранный президент Янукович отозвал заявку Украины на членство в НАТО в 2010 г. в пользу "внеблокового статуса".

Но когда в этих странах вспыхивали революции против некомпетентных или деспотичных местных лидеров, Вашингтон не желал закрывать глаза и мириться с военной агрессией Кремля. Что стало проклятием для Путина.

Однако Россия Путина — не единственный возможный вариант России.

Менее авторитарная Россия, более конструктивная за границей и менее враждебная по отношению Западу и его ценностям очень даже возможна. Авторы не верят, что Россия, как считал известный политолог Сэмюэл Хантингтон, цивилизационно обречена жить в соответствии со своими худшими традициями. Авторы также не верят, что новое мышление Горбачева или надежды Ельцина на реформирование страны и западную интеграцию были просто планами или банальным энтузиазмом.

Если украинцы и беларусы готовы рисковать своей жизнью ради демократии и справедливости, то было бы странным утверждать, что россияне были и всегда будут довольны жизнью под пятой. Недавние протесты в Хабаровске — лишь последнее напоминание о том, что есть россияне, которые хотят больше свободы и права выбирать своих лидеров.

Соединенным Штатам нужна политическая основа для рассмотрения как мрачных реалий России, так и ее лучшего будущего потенциала. Авторы предлагают следующие предложения.

Не торопиться.

У Соединенных Штатов и путинской России принципиально разные ценности и противоречивые взгляды на международный порядок. Ни один саммит, визит, перезагрузка, предложение или угроза не изменит ситуацию.

Не стремитесь заключить "большую сделку" с Путиным.

В ней будут два требования: свобода действий Кремля у себя дома (например, отсутствие давления на РФ из—за нарушения прав человека, проблем с демократией или свободными выборами, и никаких жалоб на репрессии или убийства); а также полная свобода действий в сфере главных интересов (например, получение контроля над Украиной, Беларусью и другими государствами, ранее входивших в состав Советского Союза). Ни одна администрация США не смогла и не должна принять такие условия. Это было бы не только предательством ценностей США, но и не принесло бы стабильности. Рано или поздно народ в этих странах потребует лучшей жизни, как это произошло в Украине, Грузии и Беларуси.

Не жертвуйте другими странами ради улучшения отношений с Москвой.

Даже когда США молчаливо признают контроль Москвы, как Ричард Никсон и Генри Киссинджер сделали в отношении стран Варшавского договора, политика Кремля не была ни стабильной, ни надежной. Напротив, начало улучшения отношений — это прекращение агрессии России в Украине, особенно на востоке Донбасса. Применение Россией силы в отношении Беларуси будет (и должно) стать еще одной проблемой в американо-российских отношениях и поводом для дополнительных санкций или других мер.

Не верьте клише о России,

Например, о том, что ей суждено иметь автократических правителей или быть отсталой и деспотичной, или что россияне могут бесконечно страдать и довольны застойной стабильностью. Россияне страдали, сражались и побеждали во время Второй мировой войны, когда боролись за свои жизни. Когда Германия победила Россию в Первой мировой войне, россияне пошли против своих лидеров из-за их некомпетентности и плохого управления.

Сопротивляйтесь кремлевской агрессии.

Это означает, среди прочего: активную поддержку суверенитета и независимости Украины, Грузии и Беларуси; стремление предотвратить дальнейшее вмешательство Кремля в выборы в США и Европе и высокая цена за это; укрепление потенциала сдерживания НАТО на его восточном фланге; усиление возможностей США противостоять и, если необходимо, реагировать на кремлевскую кибер— и информационную войну; обнаружение и изъятие кремлевских грязных денег и тайных инвестиций, которые протекают через западные финансовые системы.

Постарайтесь стабилизировать отношения.

Соединенные Штаты и их союзники должны поддерживать и, если возможно, расширять межвоенные переговоры и регулярный диалог с Москвой, даже по спорным вопросам. Это предоставит возможность снизить риски того, что незначительные инциденты могут перерасти в открытый конфликт. Однако стремясь к этому, США должны помнить и о том, что ради "улучшения отношений" нельзя платить невыгодными уступками.

Ищите сферы потенциальных точек соприкосновения.

Сюда может входить контроль над вооружениями, в том числе пролонгация СНВ, а также диалог по нестратегическим ядерным вооружениям и новым вооружениям с целью смягчения их потенциального воздействия на стратегическую стабильность. Диалог может также включать области, в которых Соединенные Штаты и Россия теоретически преследуют аналогичные цели, такие как денуклеаризация Северной Кореи, борьба с терроризмом, будущие пандемии и изменение климата. Возможно, есть смысл начать диалог о Китае, поскольку сегодняшнее сотрудничество Москвы и Пекина может вновь смениться конкуренцией.

Сотрудничайте с Европой.

У партнеров США по НАТО и Европейскому союзу разное отношение к России и к тому, как вести себя с Путиным. Но многие разделяют точку зрения США. К тому же существует прочная основа для общей трансатлантической политики. Опыт показывает, что Соединенные Штаты могут достичь прочного консенсуса в отношении российской стратегии, если будут прислушиваться к своим союзникам, особенно к немцам, и не будут, как президент Трамп, затеивать беспричинные драки со своими друзьями.

Будьте терпеливы.

Эра Путина в России, которая благодаря недавним поправкам к конституции может продлиться еще 16 лет, — возможно, не лучшее время для предложения Кремлю новых амбициозных инициатив. Скорее всего, лучшее, что могут сделать Соединенные Штаты и их союзники, — это заставить Россию заплатить за ее агрессивное поведение и снизить собственную уязвимость перед дезинформацией, подрывной деятельностью и кибератаками.

Общайтесь с российским обществом.

Обмен мнениями, поддержка свободных СМИ и контакты с широким кругом россиян, включая, помимо прочего, оппозицию, звучат банально, но Соединенные Штаты во время холодной войны осознали, что такие действия могут иметь значительный совокупный эффект. Режиму Путина это не понравится, и он будет продолжать клеймить россиян, которые взаимодействуют с Западом, как иностранных агентов. Соединенным Штатам нужно проявлять настойчивость.

Дайте отпор в информационном пространстве.

Помимо контактов с людьми, США следует развивать более активные и хорошо финансируемые информационные механизмы — не только для того, чтобы опровергать тезисы кремлевской дезинформации, но и для формирования у россиян более точного представления об обществе и политике США. Россиянам, особенно молодому поколению, нужно услышать, что американцы по-прежнему надеются и заинтересованы в сильной, демократической России, которая снова будет хотеть жить в мире со своими соседями и с Западом, вопреки риторике Путина о предполагаемой русофобии.

Инвестируйте в лучшее будущее в России и готовьтесь к нему.

Авторы считают, что в России есть потенциал для позитивных изменений. Теперь Соединенным Штатам следует подумать над тем, как на это реагировать. Новое руководство в Кремле будет стремиться продвигать свою собственную повестку дня. Но новое руководство, стремящееся положить конец внутренней стагнации и внешней изоляции России, может быть более открытым для урегулирования самых серьезных конфликтов, например, вокруг Украины.

Основы, лежащие в основе внешней политики России, требуют от Запада реализма и практичности в краткосрочной перспективе. Но, имея дело с путинской Россией как таковой, Соединенные Штаты также должны быть готовы по-другому вести себя с другой Россией, когда она в конечном итоге появится.

    Реклама на dsnews.ua