• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Аутотрениг Волкера. Почему формулу Штайнмайера все равно будут навязывать Украине

Уверения Курта Волкера в том, что западные участники нормандского формата - Германия и Франция - не станут принуждать Украину к уступкам в рамках так называемой "формулы Штайнмайера", имеют небольшую ценность
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Свежие откровения специального представителя США по Украине (кстати, стоит обратить внимание на развитие института таких представителей при Трампе) Курта Волкера в интервью ТСН в отношении готовящейся реанимации нормандского формата - выглядят скорее как аутотренинг. Ведь важно не забывать, что Соединенные Штаты не являются участником ни "нормандского", ни "минского" диалога.

При Бараке Обаме так произошло, главным образом, по двум причинам: признании ключевой роли Берлина в Европе, и как часть неформальных уступок в плоскости трансокеанских торговых переговоров, а также в силу неготовности США к противостоянию угрозам, продуцируемым архаичной Россией.

При Дональде Трампе - невзирая на недавно высказанную им неожиданную готовность выступить посредником между Киевом и Москвой (о чём он, вероятно, уже забыл), эта линия позиционирования США то ли над схваткой, то ли где-то сбоку продолжилась, и тоже по двум причинам. Первая - сознательный разрыв Трампа с европейцами, как якобы наживающимися на американской открытости, вторая причина - навязчивые попытки 45-го президента найти общий язык с Путиным.

Оглядываясь назад, можно констатировать пять текущих результатов американской пассивности - в лучшем случае, ограниченного вмешательства. Так, трансокеанская зона свободной торговли так и не возникла (если не считать таковой соглашение между ЕС и Канадой), а ключевая роль Берлина в ЕС продолжает оставаться под вопросом, так как подвешена на крючок условий расставания Союза с Великобританией. В то же время, способность Америки эффективно противостоять России остается далекой от оптимума, отношения между ЕС и США сохраняют рабочий характер, а Путин глух к желаниям американского президента.

Поэтому воодушевляющие призывы, намеки, сигналы, а то и просто размышления Волкера следует воспринимать спокойно - в таком же рутинном порядке, как и многое из того, что озвучивается Вашингтоном по любым внешнеполитическим вопросам на протяжении последних месяцев.

Ведь трудно не заметить, что в самом дипломатическом истеблишменте Америки царит уже привычная неразбериха в связи с очередной кадровой перетасовкой. А крупный успех американской разведки с эвакуацией из РФ Олега Смоленкова, многолетнего советника ключевого помощника президента Путина по внешней политике Андрея Ушакова, отошел в тень на фоне постыдного провала американской военно-политической стратегии на Ближнем Востоке, ярко продемонстрированного успешной атакой вражеских БПЛА против саудовских нефтедобывающих объектов.

В подобной диспозиции уверения Курта Волкера в том, что западные участники нормандского формата - Германия и Франция - не станут принуждать Украину к уступкам в рамках так называемой "формулы Штайнмайера", имеют небольшую ценность.
При всей своей очевидной демагогичности и плохо скрытой интенции нажиться за счёт Украины эта формула не является ничем иным, как уступкой российским оккупантам юго-восточных районов Донбасса и Крыма, предполагая проведение каких-то выборов в ОРДЛО без вывода оккупационного контингента. По мнению Волкера, его западноевропейские коллеги (и, надо понимать, собеседники) осознают, что проведение в ОРДЛО выборов без вывода российских войск, как бы замаскированы они ни были, является абсурдом, и Киев вряд ли согласится на подобный вариант. Кроме того, общественное мнение в Украине со всей очевидностью настроено против подобных шагов, которые пытаются подбросить нашей стране не первый год. Но - осознавать, это одно, а интересы Парижа и Берлина - это совсем другое.

Реклама на dsnews.ua

Насколько можно судить по утечкам из берлинских коридоров, как раз немцы, пытающиеся нащупать правильную тональность в отношениях с новым украинским руководством, не намерены давить на Украину (да и сам Штайнмайер, в конце концов, - давно не дипломат, а федеральный президент с декоративными полномочиями). Им сегодня приходится разбираться с собственным, непростым и затянувшимся транзитом власти, а также неожиданно жёстким судебным решением, ограничивающим доступ "Газпрома" к системному трубопроводу OPAL. Иными словами, Берлин вполне устроит сам факт продолжения, так сказать, диалога и демонстрация некоего оптимистического настроя в отношении его перспектив. В то же время французы небезосновательно считают, что они-то уже нашли правильный модус общения с Владимиром Зеленским и его администрацией, и куют железо, пока горячо, объективно пользуясь объективной неопытностью действующего украинского президента, склонного к поиску быстрых успехов. Целью Парижа, таким образом, является вырвать из Зеленского какие-нибудь такие письменные обещания или гарантии, которыми можно потом размахивать перед носом украинских властей, обвиняя их в дефиците миролюбия. 

Неудивительно, что многострадальный Эдвард Сноуден рвётся сегодня именно в Париж, хотя, учитывая тождественность его политических взглядов с воззрениями самого президента Трампа на внутреннюю и внешнюю политику Америки - последний вполне мог бы оставить Сноудена в России, в качестве преемника уходящего посла Хантсмена...

Но если серьезно, то президенту Макрону тоже необходимы хоть какие-то дипломатические результаты, поскольку сравнительный успех либералов на выборах в Европарламент следует здраво расценивать как определенное стечение обстоятельств. Получение таких публичных аплодисментов за счёт интересов Украины - относительно дешёвая опция. Тем более что Киев уже купил французские вертолёты. Поэтому для сдерживания Макрона, который точно также не чужд быстрых достижений (причем до такой степени, что уже дважды отказался от своих предвыборных обещаний) Зеленскому и Украине понадобится либо израильская стойкость, либо крепкое американское плечо.

Но при всём сказанном выше по поводу реального влияния США на нормандский процесс, не лишним представляется заметить, что и сами по себе американо-украинские отношения сегодня поставлены на некую тревожную паузу. И связано это с неразрывным с некоторых пор переплетением украинской и американской внутренней политики и флюктуациями партийной конъюнктуры в округе Колумбия.

Так, 9 сентября советник президента США Дональда Трампа, Пэт Чиполлоне, получил письменный запрос от Конгресса США, подписанный главами комитетов иностранных дел, надзора и реформ Элиоттом Энгелем, Адамом Шиффом и Элайджей Каммингсом (все трое - демократы). В этом запросе Конгресс требует не позднее 16-го сентября предоставить для рассмотрения несколько видов документов. Среди них - любые записи, полученные любыми сотрудниками Белого дома с 20 января этого года по сегодняшний день, связанные с бывшим руководителем избирательной кампании Трампа Полом Манафортом, экс-депутатом Сергеем Лещенко, черной бухгалтерией Януковича, Хантером Байденом, Burisma Holdings, Юрием Луценко или Андреем Ермаком.

Далее, Палату представителей заинтересовала стенограмма телефонного разговора Трампа и Зеленского от 25 июля, и любые записи, существующие в Белом доме связи с указанным телефонным звонком, а также полный список сотрудников Белого дома, которые были привлечены к подготовке, организации и обработке результатов указанного телефонного звонка. Наконец, конгрессмены проявили жгучий и законный интерес к любым материалам, созданным или полученным Белым домом в связи с решением о недавней приостановке финансирования оборонной помощи Украине (считается, что финансирование всё-таки было разблокировано). В этом малоприятном запросе также сообщается о встрече юриста президента Трампа Руди Джулиани с Андреем Ермаком, которая состоялась в Испании. Причём, что характерно, еще до того, как Ермак был назначен на должность в офисе президента Украины. Нельзя не увидеть, что контролирующая нижнюю палату Демпартия изловчилась повернуть украинский козырь президента Трампа против него самого - а заодно и прошерстить своих собственных кандидатов в президенты на предмет предосудительных внешнеполитических связей.

Что ж, последствия этого запроса на данный момент представляются довольно туманными. Но очевидно, что Украина продолжает оставаться заложницей предвыборных игр американских политических лагерей. В которой наши собственные элиты поучаствовали (и, как видим, продолжают участвовать) настолько энергично, что Киев и Вашингтон рискуют окончательно запутаться в том, кто кому союзник и в каком месте. Что, разумеется, на руку только Москве.

Отсюда и естественный вопрос к самому послу Волкеру: от чьего имени он делает сегодня свои заявления? Поскольку если они звучат от имени некоей абстрактной Америки в качестве "сияющего града на холме" или "лидера демократического мира", то ныне эти формулы звучат несколько неубедительно. Причём безо всякого личного участия Франка-Вальтера Штайнмайера.

    Реклама на dsnews.ua