История викингов. Из-за открытия ученых придется переписать учебники

Далеко не все викинги были светловолосыми и голубоглазыми скандинавами

Некоторые "викинги" вообще не имели генетического происхождения викингов, как выяснили исследователи / Getty Images

Автор Inverse Сара Уэллс в своем материале рассказывает о впечатляющем исследовании ученых, которое в корне меняет представление о викингах.

В учебниках по истории викингов обычно изображают голубоглазыми, светловолосыми, крепкими мужчинами, плавающими вдоль берегов в Северной Атлантике и учиняющими разбой, где бы не высадились. И хотя кое—что из этого является правдой, новое генетическое исследование ДНК викингов переворачивает представление историков о них с ног на голову.

В рамках исследования ДНК викингов, масштабнейшего за всю историю, ученые обнаружили, что викинги и их диаспора на самом деле куда более генетически разнообразны, чем считалось ранее, и не обязательно их происхождение было гомогенным.

Секвенировав геномы более 400 мужчин, женщин и детей викингов из древних захоронений, ученые в ДНК викингов обнаружили доказательства генетического влияния Южной Европы и Азии, причем во времена еще до эпохи викингов (750-1050 гг. н.э.).

По словам авторов, люди, генетически не родственные викингам, например, пикты из Шотландии и Ирландии, порой также хоронили погибших, как и викинги, полагая, что быть викингом — это не столько вопрос происхождения, сколько восприятие своей идентичности.

В работе, опубликованной в журнале Nature, международная группа ученых пишет о результатах своего, длившегося шесть лет, изучения 442 человеческих останков из захоронений, датируемых периодом от бронзового века (2400 г. до н.э.) до раннего Нового времени (1600 г. н.э.).

По словам ведущего автора исследования и директора Центра геогенетики Фонда Лундбека в Копенгагенском университете Эске Виллерслева, сравнив генетический материал, полученный из древних останков, с генетическим материалом 3855 людей, ныне живущих в Великобритании, Дании, Швеции; а также с ДНК 1118 древних людей, они установили, что генетическое смешение было куда большим, чем они считали ранее.

"Мы представляем себе викингов, которые роднятся друг с другом, торгуют и совершают набеги на других, а также воюют с королями по всей Европы, потому что такими мы их видим по телевизору или в книгах, однако мы, используя генетику, впервые доказали, что мир был совершенно иным", — отметил Виллерслев.

"Это исследование меняет представление о том, кем на самом деле был викинг. Никто не мог даже вообразить такие генетические перетоки из Южной Европы и Азии в Скандинавию, которые происходили до и во время эпохи викингов", — добавил он.

Исходя из полученных данных, как отмечает Виллерслев, распространенное изображение викингов светловолосыми и голубоглазыми (например, Тор в исполнении Криса Хемсворта) может быть не совсем верным, особенно, что касается викингов с южноевропейскими корнями. Авторы также отмечают, что их исследование подтвердило ряд давно существующих теорий и догадок о путешествиях викингов в те времена.

Изображение: В рамках исследования была секвенирована ДНК из останков женщины, захороненной в Варнеме (Швеция) и получившей имя Ката. Фото: Музей Вестра-Гёталанд

Так что же они выяснили? Одно из первых предположений, которое удалось подтвердить благодаря исследованию, касалось конечных точек миграции викингов из современной Скандинавии.

ДНК древних датских викингов нашли в Англии, а ДНК норвежских — в Ирландии, Исландии и Гренландии. Удивительно, но ДНК, сходную с ДНК современных шведов нашли на крайнем западе Европы, а ДНК, тождественную ДНК современных датчан — на востоке.

По мнению ученых, такое неожиданное открытие дает основания считать, что обилие поселений, торговля и набеги в те времена в совокупности обусловили появление обществ смешанного происхождения.

"Более того, исследование показало, что такая смешанная родословная образовалось еще до так называемой эпохи викингов", — добавил Мартин Сикора, ведущий автор исследования и доцент Центра геогенетики Копенгагенского университета.

"Мы обнаружили, что викинги по своему генетическому происхождению были не только скандинавами, поскольку мы изучили генетическое влияние ДНК людей из Южной Европы и Азии, которое ранее никогда не изучали, — сказал Сикора. — У многих викингов как в Скандинавии, так и за ее пределами, нескандинавское происхождение, что позволяет говорить о продолжительном генетическом потоке в Европе".

Как выяснили ученые, изучив захоронения викингов на Оркнейских островах (Шотландия), некоторые "викинги" генетически вообще не были викингами. Несмотря на то, что их похоронили с соблюдением их традиций (вместе с мечами и другими важными для викингов вещами), при секвенировании ДНК этих останков авторы работы обнаружили, что два человека, похороненные там, на самом деле были пиктами (или коренными ирландцами, коренными шотландцами).

По словам ученых, данное открытие позволяет предположить, что быть викингом не всегда означало то, есть ли у вас скандинавские корни, а скорее выбор образа жизни.

"Результаты меняют представление о том, кем на самом деле был викинг, — сказал Виллерслев. — Учебники по истории пора обновить".

Это исследование, помимо того, что помогло лучше понять этот исторический период, также может помочь ученым лучше понять, какие особенности (иммунитет, пигментация и метаболизм) превалируют у генетических отличных популяций.