• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Лапочка Реджеп. Как Эрдоган заставляет ЕС отказаться от санкций

ЕС был готов ввести санкции в отношении Турции, но активная дипломатия Анкары заставила его сомневаться в целесообразности такого решения

Реджеп Тайип Эрдоган
Реджеп Тайип Эрдоган / EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Журналисты Politico Europe Джакопо Барригации и Рим Мумтаз в своей статье обратили внимание на то, как угас запал ЕС наказать Турцию санкциями за незаконное бурение у берегов Кипра.

Полная шарма решительность президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана поставила в тупик Евросоюз, который не смог продолжить процесс введения санкций в отношении Анкары.

В декабре, после нескольких месяцев напряженности в отношениях с Турцией, лидеры ЕС единогласно решили расширить "черный список", куда в том числе должны были попасть два топ-менеджера Turkish Petroleum Corporation в связи с несанкционированным бурением в Восточном Средиземноморье. 

По словам дипломатов, Греция, Кипр и Франция представили новый список доказательств в отношении физических и юридических лиц, подлежащих санкциям. Лидеры также поручили главе ЕС по внешней политике Жозепу Борреллю к мартовскому заседанию Совета Европы подготовить актуальный доклад с несколькими вариантами защиты интересов ЕС и рекомендациями, как обеспечить деэскалацию.

Однако Эрдоган теперь пытается наладить контакт с некоторыми странами ЕС, которые выступали за введение жестких мер против Анкары. Например, с Грецией и Францией.

Такое поведение объясняется и тем, что Эрдоган стремится перезагрузить отношения с Вашингтоном, чтобы начать с нуля выстраивать их с Джо Байденом после того, как администрация Трампа ввела санкции против его страны, союзника по НАТО, в связи с использованием системы противоракетной обороны российского производства. Некоторые европейские чиновники полагают, что именно новая администрация США стала причиной изменения поведения Турции.

В последние дни дипломатическая деятельность Турции была крайне интенсивной. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас 18 января встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу и перед визитом заявил, что Германия приветствует "тот факт, что Турция сигнализирует о возможности разрядки", и подчеркнул, что "досрочное прекращение сейсмографической разведки у Кипра, после выведения исследовательского судна Barbaros, также является позитивным сигналом для Анкары".

Реклама на dsnews.ua

Barbaros — это сейсмографическое исследовательское судно, принявшее участие в несанкционированном бурении, что вызвало резкую критику в адрес Турции со стороны ЕС. Однако реальное значение решения отозвать судно еще скрыто. "Насколько нам известно, судно было отозвано из-за плохой погоды в этом районе, — сказал представитель правительства Кипра. — В любом случае, мы уже проходили это раньше и хорошо знаем, чем все закончится: судно временно отводят перед важными встречами или мероприятиями, а после возвращают".

Есть мнение, что Анкара вновь попытается переговоры о евроинтеграции во время визита Чавошуголу в Брюссель 21-22 января, где он проведет переговоры с Борреллем, президентом Европейского совета Шарлем Мишелем и другими высокопоставленными чиновниками.

Пусть дипломаты не уверены в искренности Турции, но этого может быть достаточно для того, чтобы поддержать членов ЕС, призывавших быть осторожнее в вопросе наказания Анкары. "Они хотят доверять ей, потому что не хотят ничего делать", — сказал высокопоставленный дипломат ЕС.

Мощный стимул улучшить отношения имеется у обеих сторон. ЕС не смог договориться о новой миграционной политике после кризиса 2015-2016 гг. и де-факто передал данный вопрос на аутсорсинг в Турцию, которая приняла у себя около 3,5 млн сирийских беженцев. Это дает Анкаре значительные рычаги влияния на ЕС.

В экономическом плане ЕС является крупнейшим торговым партнером Турции, а Турция — пятым по величине торговым партнером ЕС.

Такие факторы побудили такие страны, как Германия и Италия, быть аккуратнее, когда речь идет о применении в отношении Анкары больше кнута, нежели пряника.

Новая страница

Дипломатическая атака Турции с целью разрядить напряженность в отношениях с ЕС проводится по нескольким направлениям.

Когда 17 декабря президент Франции Эммануэль Макрон заразился коронавирусом, т.е. через неделю после декабрьского саммита Европейского совета, участники которого согласились ввести новые санкции против Турции, Эрдоган написал ему письмо, обращаясь к нему "Дорогой Эммануэль", пожелал ему всего наилучшего и предложил возобновить переговоры.

"Я хотел бы снова обсудить с Вами нашу общую борьбу с эпидемией Covid-19 … наши двусторонние отношения и отношения между Турцией и ЕС, а также региональные вопросы, как только вам станет лучше", — говорится в письме, с содержанием которого ознакомилось Politico.

Это очевидная смена тональности после нескольких месяцев публичных оскорблений и разговоров о психическом здоровье Макрона. Два президента также не смогли вести диалог вокруг кризиса в Нагорном Карабахе, хотя Франция является сопредседателем Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, отвечающей за поиск мирного решения этого конфликта. Вместо этого Турция оказала поддержку Азербайджану и провела переговоры с президентом России Владимиром Путиным.

По словам спикера Елисейского дворца, в январе Макрон написал ответное письмо Эрдогану, хотя никакие телефонные или онлайн-переговоры между лидерами запланированы не были.

"Франция всегда считала, что с Турцией очень важно вести диалог", — сообщил представитель Елисейского дворца.

9 января Эрдоган принял участие в видеоконференции вместе с Борреллем и президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, после чего его пресс-служба заявила, что Турция хочет "начать новую страницу в отношениях с ЕС в новом году".

Выступая перед послами ЕС 13 января, фон дер Ляйен отметила, что во время телефонного разговора "тон [Эрдогана] явно изменился, но она далека от иллюзиий", — рассказал еще один высокопоставленный дипломат из ЕС, присутствовавшей на встрече, которая проходила за закрытыми дверями.

Турция также пригласила Мишеля посетить Анкару. "В приглашении шла речь о начале марта, и в контексте Covid-19 это может быть преждевременно, однако он [Мишель] еще не принял решения", — сообщил официальный представитель ЕС.

Между тем, по прошествии пяти лет, Турция и Греция наконец договорились провести 25 января новый раунд переговоров по разведке месторождений в спорных территориальных водах.

Некоторые европейские дипломаты полагают, что это работает угроза санкций.

Однако бывший посол Турции в ЕС Селим Йенель, который ныне возглавляет аналитический центр "Форум международных отношений", считает, что Анкара сменила вектор, поскольку становится все более изолированной для своих соседей, и в ЕС видит шанс изменить ситуацию к лучшему.

"Наши отношения, в особенности с ЕС, необходимо улучшить. Большая часть нашей торговли приходится на ЕС", — сказал он.

Впрочем, напряженность в отношения между Турцией и ЕС выходит за рамки несанкционированного бурения в Восточном Средиземноморье.

В ноябре Эрдоган вместо поддерживаемого ЕС и ООН федеративного варианта призывал принять для Кипра вариант "два государства", который разделен после вторжения Турции в 1974 г. Эрдоган также говорил о "двух государствах" во время пикника в городе-призраке Вароша, некогда прекрасном пляжном курорте, который правительство турок—киприотов недавно частично восстановило, нарушив резолюции Совета Безопасности ООН.

Если раньше ожидалось, что ЕС согласует новые санкции перед встречей министров иностранных дел ЕС 25 января, то теперь, по словам дипломатов, они могут быть утверждены в феврале. Это дает отсрочку для проведения дипломатических переговоров.

Несмотря на дипломатические усилия Анкары, пока кажется, что ЕС не откажется совсем от введения новых санкций.

"Отсутствие прогресса в вопросе Кипра не позволяет полностью от них отказаться", — пояснил дипломат одной из стран-членов ЕС. Однако по словам еще одного высокопоставленного дипломата ЕС, ввиду того, что Турция продолжает активные переговоры, "очень трудно сказать, будет ли единогласие".

По словам дипломата, на данном этапе "возможен некий более мягкий компромисс, предусматривающий наказание для лишь очень небольшого числа лиц и не имеющий политического подтекста", но окончательное решение будет зависеть от того, какой будет ситуация в ближайшие дни и недели.

    Реклама на dsnews.ua