• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Плахотнюк в рукаве Трампа. Как США используют беглого олигарха против Путина

Молдова стала мячиком в пинг-понге между Вашингтоном и Кремлем. В роли зрителей - соседние страны и Евросоюз
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Сегодня новости из Молдовы качаются, как чаши весов. С одной стороны, в страну стали возвращаться беглецы от прежней власти, с другой - возвращаются они исключительно из России, а те, кто уехал в другие страны, назад не спешат. С одной стороны, российский вице-премьер Дмитрий Козак зачастил в Кишинев, с другой - посол США Дерек Хоган посетил непризнанное Приднестровье, чего раньше никогда не бывало. 

Владимир Плахотнюк, неизвестно как пересекший границу Молдовы - погранслужба не заметила этого, - заявил из Лондона, что уезжает в Майами к семье отдохнуть от травли недоброжелателей и отказался от лидерства в Демократической партии. Исчез из страны и Илан Шор, глава партии "Шор" и марионетка Плахотнюка, державшего его на поводке приговора за банковские аферы: год назад, в июне 2018-го, суд приговорил Шора к 7,5 года тюрьмы. Плахотнюк заморозил исполнение приговора и позволил Шору заниматься политикой в обмен на верность и в награду за то, что и Шор на суде не упомянул о нем. Это на какое-то время создало впечатление, будто Плахотнюк не имел отношения к истории с "молдавским миллиардом" - случай, невероятный  для молдавской политики. Но вскоре миф рухнул.

Оставшиеся в Молдове министры бывшего правительства во главе с Павлом Филипом держат, как могут, информационную оборону, но их оправдания лишь компрометируют и их самих, и их беглого шефа. Зато остающийся генеральным прокурором Эдуард Харунжен, которого нельзя снять, пока не будут приняты поправки в закон о прокуратуре, успешно блокирует расследование деятельности Плахотнюка.

С другой стороны, новая власть в лице блока ACUM-ПСРМ, то есть проевропейских и пророссийских сил, объединившихся на почве ненависти к Плахотнюку во временный союз, выступает с решительными заявлениями, но все как-то не о том. Новое правительство начало интенсивно  сворачивать социальные программы, заявляя о нехватке средств, которых хватало при Плахотнюке, несмотря на коррумпированность и антидемократичность его режима. Зато засекреченный отчет расследователей из Kroll и юристов из Steptoe&Johnson LLP о масштабной банковской афере, загнавшей Молдову в долги и обанкротившей несколько системообразующих банков, до сих пор не опубликован. Дежурная отговорка - нет доступа к тексту, все засекречено в Генеральной прокуратуре, и Харунжен сидит на страже, как злой дракон.

В действительности все идет к тому, что отчет не будет опубликован никогда, хотя ACUM и обещала опубликовать его "на второй день после прихода к власти". Дело в том, что помимо Шора в схеме по выводу средств фигурирует и нынешний председатель парламента, социалистка Зинаида Гречаная. Но если сейчас о ее роли известно лишь по слухам, то отчет грозит стать документом в суде, и социалисты могут давить на ACUM, угрожая расторгнуть коалицию в случае его публикации. Хотя, казалось бы, и это не проблема: союз политических антиподов был, по их заявлениям, временной мерой, направленной на формирование нового правительства с последующим объявлением досрочных выборов. Суть маневра заключалась в том, чтобы расформировать правительство Плахотнюка и этим лишить его административного ресурса на период предвыборной кампании.

И вот цель достигнута, даже перевыполнена - правительство в отставке, Плахотнюк бежал, ДПМ ослаблена как никогда. Казалось бы, что мешает, изменив закон о прокуратуре, назначить нового генпрокурора и приступить ко второй части плана: расформировать коалицию и объявить о подготовке к парламентским выборам ввиду отсутствия в парламенте большинства.

Но этого не происходит. И не произойдет. Досрочных выборов не будет.

Реклама на dsnews.ua

Во-первых, Харунжена не так просто убрать - весь вопрос в том, кто придет на его место. Залежи дел в Генпрокуратуре - тот еще ящик Пандоры, и нужен очень особенный человек, который сумел бы только чуть-чуть приоткрывать его и которому могли бы доверять и ACUM, и ПСРМ. Но где такого найти?

Во-вторых, у новой власти нет специалистов для замены кадров, расставленных Плахотнюком. У олигарха этого ресурса тоже не было, и вместо специалистов на разные должности расставляли близкую и дальнюю родню его приближенных - для Молдовы это норма. У новой власти родни не меньше, но ротация затягивается, поскольку близких родственников все же мало, а выявление дальних требует времени.

В-третьих, и ACUM, и ПСРМ, расставшись друг с другом, могут в принципе сформировать новое большинство, заключив союз с фракцией ДПМ.  Мысль о том, что их визави может договориться о таком союзе раньше, чем они, не дает покоя руководителям как ПСРМ, так и ACUM - ведь принципиальность и неподкупность молдавских политиков известна всем, а им - в первую очередь.

В-четвертых, ACUM и ПСРМ, дорвавшись совместно до власти, сначала стерпелись, а потом и слюбились. Сторонники выхода из программы ассоциации с ЕС заговорили о том, что и в Европе есть много хорошего, а несгибаемые борцы за вывод российских войск из Приднестровья, громко называвшие Россию оккупантом, ездят в Москву в составе совместных делегаций и мимишно позируют для протокольных фото в Кремле. И, самое главное, у них нашлось общее увлечение - отжим собственности поверженных и бежавших с перспективой будущего передела. И пока все не переделят - никто уже точно и не заикнется ни о каких досрочных выборах. Тем более что ковать надо пока горячо, ведь, как заявил недавно в интервью порталу Cotidianul (румынскому!) президент Игорь Додон (пророссийский!), только за последние недели людям из окружения Плахотнюка удалось вывести из страны около $50 млн, что сокрушенно констатировала Служба информации и безопасности во главе с новым директором, поставленным новой властью. Президент рассказал также, что ему вновь стали поступать угрозы, с тем чтобы он не лез в расследование этих схем и не настаивал на отставке генпрокурора, но он не сдается.

Вот, кстати о схемах: Молдова продолжит  закупки электроэнергии в Приднестровье. Похоже на то, что и другие схемы работы в треугольнике Москва-Тирасполь-Кишинев тоже будут восстановлены с необходимой коррекцией ответа на главный вопрос современности: кому, куда и сколько с каждой из них следует заносить.

Иными словами, новая власть ожидаемо оказалась не менее склонной к коррупции, чем старая. И если она сейчас менее коррумпирована, чем старая, то лишь по неопытности, но опыт к ней быстро приходит. Между тем, как я уже писал, смена власти в Молдове - часть операции США по временному сбросу в сферу влияния России нескольких fauled states, и Молдова в этом списке первая. Но поскольку сброс предполагается временный, а работать, когда настанет время вернуться, будет с кем-то необходимо, ДПМ и Плахотнюка пока не списали окончательно. Их придержат в резерве на случай, если ACUM слишком уж пригреется рядом с Москвой.

Так что когда Хоган на вопрос о том, могут ли выдать из Майами Плахотнюка, отвечает, что да, никаких гарантий безопасности олигарху дано не было, и вопрос лишь в доказательствах, достаточных для экстрадиции, он говорит правду. Но не всю.  

Во-первых, никто не будет заниматься сбором этих доказательств, пока в Генпрокуратуре сидит Харунжен. Во-вторых, чистка прокуратуры после его ухода тоже займет некоторое время, и здесь будет ровно та же проблема: не честные нужны, но верные. В-третьих, когда этот процесс будет закончен и прокуратура все-таки заработает, доказательства надо еще собрать. Иными словами, раньше, чем через два-три года, ни при каком, даже самом скверном для Плахотнюка сценарии запрос на его экстрадицию из США в Молдову не придет. А если и придет, то его политическая мотивированность будет слишком очевидна.

Есть, конечно, еще и Россия, сначала обвинявшая Плахотнюка в отмывании через Молдову более 37 млрд руб., а сейчас заявившая о его причастности к поставкам наркотиков на свою территорию. Возможно, Плахотнюк действительно перешел дорогу российским наркобаронам, тесно интегрированным в госструктуры РФ, и это объясняет непримиримую позицию Москвы по отношению к нему. Но в Россию из США его точно не выдадут. Скорее в ответ на московский запрос Плахотнюка включат в программу защиты свидетелей.

Словом, беглого олигарха могут еще вернуть в молдавскую политику. Игра только начинается.

P.S. Когда статья была готова выйти, из Молдовы сообщили, что доклад Kroll-2 опубликован частично, без списка конечных бенефициаров, а также с другими изъятиями. На это генпрокурор Эдуард Харунжен сразу же заявил, что публикация доклада даже в урезанном виде может повредить дальнейшему расследованию дела. 

    Реклама на dsnews.ua