Не Габсбургами едиными. Как работает интеграция по-австрийски

Многие годы - и не только в глазах восточных соседей - Австрия представляет собой усредненный идеал современного европейского государства

По крайней мере, до недавнего времени страна обладала сбалансированной партийной системой, в которой циклично сменяли друг друга у власти центристские коалиции.

На высоких местах находится дунайская республика и в международных рейтингах благосостояния и защиты прав человека, а ее нейтралитет (как минимум формальный) в военно-политической плоскости виделся как прообраз европейского устройства системы безопасности после окончания холодной войны, или, если угодно "первой холодной войны" с позиций традиционных тяжеловесов Континента. Вена, в том числе в конфликтах нашей эпохи часто выступает как площадка для диалога противоборствующих сторон, в этой роли мало чем уступая Женеве. И эта роль Австрии будет только нарастать - не так давно ее возглавил самый молодой министр иностранных дел с довольно четкими взглядами на внешнюю политику.

Средневзвешенный идеал

Одной из черт "средневзвешенного идеала" является уровень социально-экономического развития. Несмотря на небольшие размеры и количество населения, Австрия со своим ВВП на душу населения в $48 тыс. (данные МВФ, 2016 г., паритет покупательной способности) занимает 20-е, а по общему объему - 28-е место ($386,7 млрд). То есть и здесь наблюдается некая здоровая пропорция, несмотря на то что в последнее время, как реакция на массовое бегство корпораций в Ирландию и фантастический рост ее показателей, специалисты начали разделять ВВП и показатель национального производства. Правда, учитывая статус Австрии как привлекательной локации для регистрации предприятий, этот вопрос может относиться и к ней. Вместе с тем Австрия, конечно, не Кипр и не Мальта - в клубе развитых стран, ОЭСР, она выступает одной из стран-основательниц начиная с 1961 г.

По состоянию на 1 июля текущего года австрийские фирмы вложили в украинскую экономику $1 млрд 307 млн, а за первые полгода этот показатель вырос на $36 млн. Доля австрийских инвестиций в украинское народное хозяйство составляет 3,4% от всех прямых инвестиций, по этому индикатору Австрия делит с Францией восьмое место среди стран мира, а если не считать известные офшорные гавани вроде Британских Виргинских островов и Кипра, то и шестое. Наконец, если уже рассматривать Великобританию как страну за пределами ЕС и считать только страны-члены Союза (с глубоко интегрированной в экономику ЕС Швейцарией), ассоциированным членом ЕС которого теперь является Украина, место Австрии окажется четверым после Нидерландов, Германии и Швейцарии. В прошлом году как среди экспортных, так и среди импортных направлений для Украины в ЕС Австрия находилась на 12-м месте. В целом товарооборот между Украиной и Австрией в прошлом году составил более $820 млн, а только за девять месяцев нынешнего года - $641 млн, причем сальдо, хотя и ненамного, но изменилось в украинскую сторону.

Иными словами, украинско-австрийские хозяйственные связи довольно значительны. В особенности, если учесть, что уже 12 лет австрийской по происхождению финансовой группе принадлежит один из крупнейших украинских банков Райффайзен Банк Аваль с текущими активами в почти $2,3 млрд. Исходя из статистики украинских государственных ведомств, австрийские инвестиции в нашу страну довольно гармонично распределены и не являются так называемыми "горячими деньгами".

По австрийской системе

Вызванный российской вооруженной агрессией против Украины тяжелый кризис 2014-2015 гг. (отчасти являвшийся и кризисом трансформационным, ведь многие десятки предприятий были просто-напросто ограблены убегавшей в Россию мафией) не спугнул австрийцев. Можно увидеть, что они достаточно спокойно продолжали инвестировать в современные промышленные сектора, например на юге Украины.

У нас, как и везде в Центрально-Восточной Европе, широко распространены торговые сети австрийского происхождения - REWE/Billa, SPAR и METRO. Но австрийско-украинское экономическое сотрудничество далеко не ограничивается рутинным производственным и коммерческим процессом.

Так, Австрия играет ключевую роль в ряде проектов региональной интеграции. Еще 1 июня 1996 г. в Вене Украину приняли в так называемую Центральноевропейскую инициативу, тогда же министры иностранных дел стран-участниц согласовали продолжение девяти договоров между СССР и Австрией в двусторонней правовой базе между Украиной и Австрией. Центральноевропейская инициатива (ЦЕИ) была создана в ноябре 1989 г. в Будапеште под названием "Квадрагонале" группой стран Центральной и Восточной Европы (Италия, Австрия, Венгрия, Югославия) с целью налаживания многостороннего сотрудничества в политической и социально-экономической сферах и содействия на этой основе укреплению стабильности и безопасности в регионе.

ЦЕИ очень часто недооценивают, а между тем создание этого объединения имело целью обеспечить подготовку Венгрии и Югославии к их будущему членству в Европейском Союзе еще задолго до распада Советского Союза. После вступления в организацию новых членов - Чехословакии в 1990 г. и Польши в 1991-м, согласно менялось и название - "Пентагонале" и "Гексагонале". Название "Центральноевропейская инициатива" объединение получило в 1992 г. после своего дальнейшего расширения за счет вступления еще трех государств: Боснии и Герцеговины, Словении и Хорватии. В 1993 г. к ЦЕИ присоединилась Македония, а также теперь по отдельности - Чехия и Словакия. Наконец, в 1996 г. организация расширилась за счет вступления Албании, Беларуси, Болгарии, Румынии, Украины и Молдовы. Центром же всегда оставалась Вена.

Причем приоритетным направлением деятельности ЦЕИ продолжает оставаться всестороннее содействие вступлению стран-участниц ЦЕИ в Евросоюз путем углубленного сотрудничества с ним. Из 18 стран-участниц ЦЕИ девять уже являются членами ЕС, другие (за исключением Беларуси) задекларировали такое членство своей целью. Заметим, что формально таких планов не строит даже Восточное партнерство ЕС.

В эту своеобразную "австрийскую систему" входят и параллельные организации разного масштаба - это Совет сотрудничества стран Юго-Восточной Европы, Совет регионального сотрудничества, ОЧЭС, Совет государств Балтийского моря и т. д. В реализации своих целей ЦЕИ опирается на поддержку парламентариев и деловых кругов стран-членов через их специально созданные структуры. Это, в частности, Центральноевропейская инициатива торговых палат, через которую еще в 90-е и 2000-е годы украинский бизнес потянулся в Европу. Указанные структуры не входят непосредственно в ЦЕИ и действуют независимо, осуществляя общую координацию через Секретариат ЦЕИ.

В конце концов "австрийская система" ЦЕИ превратилась в платформу для осуществления ЕС его основной стратегии в Юго-Восточной Европе, к которой в большей степени относится и Украина - 8 декабря 2010 г. Еврокомиссия приняла Стратегию ЕС для Дунайского региона. Это стало возможным благодаря положительным результатам реализации Стратегии ЕС для Балтийского региона. В 2011 г. документ был поддержан Европарламентом и Советом ЕС. 2012 г. - первый год начала реализации. Цель стратегии - развитие Дунайского макрорегиона, который включает в себя восемь стран-членов Евросоюза (Германия, Чехия, Австрия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария) и шесть стран не входящих в ЕС (Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия, Республика Молдова и Украина).

Опять-таки все основные вопросы этой стратегии решаются большей частью в Вене и меньшей частью - в усилившемся за последние несколько лет (благодаря сильному лидерству Траяна Бэсеску, партнерству с Америкой и антикоррупционным преобразованиям) Бухаресте. Но отдельного финансирования под реализацию Дунайской стратегии изначально не предусматривалось, и новые учреждения не создавались. Однако были определены 11 приоритетов и в каждом одна-две страны координаторы; в рамках каждого из приоритетов созданы рабочие группы из представителей всех заинтересованных стран во главе с представителями стран-координаторов.

Украина была и остается заинтересованной в приоритете номер один - "Развитие транспортного комплекса". Сегодня Киев наверстывает упущенное на старте, когда украинцев пытались тянуть в евроазиатские структуры, и пытается принимать активное участие в реализации стратегии. Это хорошая площадка для решения спорных вопросов, например с той же Румынией. Кроме того, включение того или иного проекта в План действий открывает больше возможностей для поиска финансирования и возможных партнеров в его реализации.

Стратегическим для Украины является проект строительства автомагистрали от Одессы до румынской границы, которая станет частью Кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря (правда, теперь возможность участия в нем РФ под большим вопросом). И следует обратить внимание - активно взаимодействуют в Дунайской стратегии страны с населением, составляющим около трети населения ЕС (и центром притяжения для них опять является Вена), с соответствующим представительством и в европейских институциях. Из украинских регионов к Дунайскому макрорегиону ЕС отнесены Одесская, Черновицкая, Закарпатская и Ивано-Франковская области (население суммарно - 5 млн человек). Надо подчеркнуть, что в этом транспортном сегменте Австрия выкладывается полностью.

По российскому плану

Так, согласно информации Центра транспортных стратегий, 18 августа этого года в Вене Федеральное министерство транспорта, инноваций и технологий Австрии представило технико-экономическое обоснование строительства железной дороги от Кошице до Вены с шириной колеи 1520 мм. ТЭО было подготовлено аудиторской компанией Deloitte, которая оценила стоимость проекта в 6,5 млрд евро. Магистраль планируется однопутной, ее протяженность составит 400 км. Австрии строительство 30 км железной дороги на своей территории обойдется в 85 млн евро, еще 850 млн евро придется потратить на сооружение контейнерного терминала. Кроме того, 1 млрд евро будет направлен на обновление действующих участков железной дороги. Согласно ТЭО работы планируется начать в 2023 г. Первый этап проекта будет завершен 10 лет спустя. В полном объеме магистраль будет введена в эксплуатацию в 2050 г. Пропускная способность дороги оценивается в 20 тыс. поездов в год, состоящих из 67 вагонов. Это обеспечит грузопоток в 16-24 млн т в год. В Австрии надеются, что этот проект послужит стимулом для развития экономики. Всего до 2045 г. ширококолейная магистраль позволит создать до 137 тыс. рабочих мест.

Австрийские издания отмечают, что проект холодно воспринимается Словакией. Сейчас грузы, идущие в Европу, перегружаются на словацких терминалах, расположенных вблизи границы с Украиной. Если железная дорога Кошице-Вена будет построена, необходимость перегрузки отпадет, поскольку перегрузочным центром станет Вена.

Примечательно, что идея строительства широкой колеи Кошице-Вена изначально принадлежит РЖД. Российская компания впервые предложила ее еще в 2006 г. В 2009 г железнодорожные компании России, Украины, Словакии и Австрии создали совместное предприятие Breitspu Planungsgesellschaft mbH. Изначально строительство оценивалось в 4,7 млрд евро. Участие российской монополии, да еще и против интересов Словакии, на политические симпатии которой РЖД (и не только она) годами тратили усилия, на фоне крайне прохладных отношений между Западом и Россией создает серьезную интригу. Как видим, данный инфраструктурный проект начал развиваться еще в эпоху "шубохранителя" Владимира Якунина, ныне находящегося в опале, в частности потому, что его сын оказался британским подданным. Транзитный статус враждебной Москве Украины и Австрия как ключевой перегрузочный центр - символически это очень уж напоминает способ спасения из РФ капиталов ее истеблишмента, пассивно сопротивляющегося самоизоляции и съезду с капиталистической колеи развития в кювет бесперспективного национализма.

Интеграция продолжается

Возможно, в силу своей роли перекрестка в эпоху разрядки и первой холодной войны в целом, а также культурно-исторической преемственности с Габсбургской монархией, Австрия одной из первых открыла в Украине свое посольство, причем верно и обратное, поскольку буквально за 1992 г. заработали оба полноценных диппредставительства. В годы, последовавшие после Революции достоинства, крупные украинские события в Вене - причем речь в данном случае именно об официальных мероприятиях с участием представителей властей - проводятся едва ли не ежемесячно. Это инвестиционные презентации, выставки товаров, круглые столы. Но все-таки австрийская сторона пытается не злоупотреблять мифологией о "старой бабке Австрии", чьи имперские времена в западных регионах Украины ассоциируют чуть ли не с "золотым веком". Ведь Австрия с тех пор давно избавилась от империи, прожила тяжелый и противоречивый период "аншлюса" и уже несколько десятилетий пытается быть самой впередсмотрящей, глобализованной и передовой страной континентальной Европы.

Несомненно, Киев продолжает волновать концентрация российского капитала и лоббистов в Вене и разворачивающийся каждые полгода диалог о судьбе антироссийских санкций, но что касается второго, то Австрия, как правило, следует курсом своего северного соседа, а первое, при всем желании, не так-то легко исправить. Да и следует понимать, что русские деньги - и это не касается исходящего из посольств и культурных центров тлетворного влияния московского режима - имеют разную природу. На Западе концентрируется все больше тех российских капиталистов, которые уже поняли, что исключено прекращение войны на условиях Владимира Путина, как бы тепло их ни принимали вежливые юристы из тихих стран на Дунае.

Нельзя не обратить внимание и на то, что после смены власти в Вене, австрийская элита будет проявлять еще большее внимание к процессам региональной интеграции, возможно, стягивая свою разнонаправленную инфраструктурную деятельность к Вышеградской зоне, куда с юга подтягивается и Румыния. На случай, если ЕС продолжит трясти, более гибкие интеграционные форматы, не требующие, кроме прочего, одобрения процессов расширения на восток и юг странами, пораженными безосновательной ксенофобией, - это один из вариантов геополитического будущего в нашем регионе. И украинско-австрийские отношения играют и будут играть для этого будущего важную роль.

Читайте также в проекте "Страна под ключ. Австрия":