• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Пирсинг вне закона. Почему Зеленскому не стоит заглядываться на Россию

В России решили отслеживать и выявлять угрозы для власти среди студентов-неформалов
Фото: rosbalt.ru
Фото: rosbalt.ru
Реклама на dsnews.ua

Ты российский студент, у тебя есть татуировка или пирсинг, ты оттачиваешь штриховку или чувствуешь себя не в своей тарелке в окружении большого количества людей? Да? Поздравляем, ты - угроза. По крайней мере, по мнению составителей памятки, подготовленной для Пензенского государственного университета на базе "Методического пособия по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа".

36-страничную методичку в 2019 г. на основании материалов конференции "Цифровая гигиена" издала компания "Крибрум", "дочка" фирм InfoWatch и "Ашманов и партнеры". Основателями "Крибрума" являются супруги Игорь Ашманов и Наталья Касперская, одна из основательниц известной компании по производству антивирусов Kaspersky Lab. И Kaspersky Lab, и его "маму" уже давно связывают с российскими спецслужбами, из-за чего ведомства и учреждения Соединенных Штатов отказались от их продукции.

Связывают со спецслужбами, а именно - с ФСБ и новое детище Касперской - "Крибрум", чья система занимается слежкой за интернет-СМИ и 340 млн русскоязычных аккаунтов в соцсетях (Facebook, Twitter, "ВКонтакте", Telegram и т. д.), выискивая крамольные сообщения и "деструктивные течения", в которые вовлечены молодые люди. Особой "любовью" пользуются ультрас, анархисты, неонацисты и сатанисты. Понятное дело, что получаемые данные - отличное подспорье для российских силовиков в контексте не только выявления реальных угроз, но и ограничения любых проявлений инакомыслия.

Сам Ашманов косвенно подтвердил связь с силовой машиной: "У нас работает большая группа аналитиков. В том числе бывших сотрудников МВД и других спецслужб, а также лингвистов и поведенческих психологов". Кроме того, как пишет "7х7", в самой методичке, которую уже раздали кураторам студенческих групп ПГУ, есть пункты, посвященные борьбе с критикой работы российских спецслужб. Существуют и некоторые отличия в редакциях: "Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа" прописано для подростков; пензенская версия создана для студентов, чьи поведение и внешний вид будут мониторить пресловутые кураторы.

Занятно, что авторы методички, по сути, стригут всех под одну гребенку. "Угрозой" для власти и силовиков может быть студент, который носит одежду с "асоциальными" или "агрессивными" надписями, с изображением оружия и даже "агрессивной советской символикой" (вот это вообще потешно с учетом действий нынешнего московского режима). Место в черном списке светит студенту в наушниках; неформалу, посмевшему сделать себе татуировку или пирсинг (серьга и пробитая бровь - ладно, живи; серьга, пробиты бровь и губа?! Да ты угрозище!); группам молодых людей, придерживающихся одного стиля в одежде (как неформалы, так и гопники). Под подозрением даже студенты, которые заштриховуют тетрадку на лекции, отводят взгляд или нервничают (на экзаменах волноваться разрешается). А если это просто безобидный интроверт какой-нибудь? К угрозам власти на основании методички могут отнести как анархиста-экстремиста, так безвинного мазафакера. У этой субкультуры (изрядно поредевшей за последние лет семь) лишь название "грозное", а так - открытые ребята, которые слушают Nu Metal и ходят на сейшны.

Вперед - вниз!

В общем, это не методичка, а собрание оруэлловского абсурда. Если студент проходит хотя бы по трем пунктам, его уже относят к потенциальному участнику "деструктивных течений". Сами студенты появление пензенской методички напрямую связали с "делом Сети", тем более что двое его фигурантов учились в ПГУ. Напомним, российские силовики героически раскрыли "террористическое сообщество "Сеть" - его участники якобы с 2015 г. объединяли анархистов, обучали ведению борьбы с силовиками, чиновниками и "единороссами". Что негоже, конечно. И "Сеть", мол, готовила взрывы во время Мундиаля и выборов Путина, чтобы поднять "народные массы" на революцию. В итоге ключевых участников "Сети", старшему из которых 31 год, отправили за решетку на 6-18 лет.

Реклама на dsnews.ua

Учитывая возраст и резонанс дела, выводы пензенских студентов справедливы. Но есть смысл предположить, что Кремль не столько перетрухал из-за молодых "анархистов", сколько использует это дело для дальнейшего наступления на права и свободы в России, в первую очередь лишая молодежь индивидуальности. Это притом что Россия и так пребывает внизу рейтингов стран по соблюдению гражданских свобод.

В соответствующем докладе "Свобода в мире-2020", опубликованном накануне американской неправительственной организацией Freedom House, Россия входит в число несвободных стран - 20 баллов из 100. По данным авторов доклада, в РФ соблюдаются лишь пять из 40 политических прав и 15 из 60 гражданских свобод. В Freedom House отметили отсутствие конкуренции на выборах, преследование политических оппонентов и представителей религиозных течений ("Свидетелей Иеговы", баптистов), фальсификации, непрозрачное финансирование избирательной кампании Путина и его двадцатилетнее пребывание у власти; гендерную и этническую дискриминацию; закрытые границы для лиц, связанных со спецслужбами и армией; несвободный интернет и уголовные дела за крамольные картинки.

Компанию России в категории несвободных стран и территорий составили Сирия (0 баллов), Тибет (1), Туркменистан (2), Северная Корея (3), ОРДЛО (5), Таджикистан (9), Южная Осетия (10), Китай (10), Узбекистан (10), Беларусь (19 баллов), Руанда (22), Турция (32).

Не пример для подражания

Украину, кстати, в рейтинге Freedom House отнесли к не полностью свободным странам - наша страна набрала 62 балла, что в три раза больше, чем у России. В Украине, согласно докладу, соблюдаются 27 из 40 политических прав и 36 из 60 гражданских свобод. Есть и проблемы, конечно. Это и гендерная дискриминация, в том числе во время выборов в органы власти; и дискриминация представителей ЛГБТ, и коррупция, включая несостоятельность антикоррупционных органов; и политизированная, коррумпированная судебная власть; и недостаточная открытость и прозрачность правительства; и наступление на свободу выражения мнений и убеждений, а также на свободу СМИ.

Что касается последних двух пунктов, то авторы указали на огромное влияние олигархов на медиа, угрозы и нападения на журналистов, невероятную медлительность правоохранителей и судов в рассмотрении таких случаев; а также - преследование защитников прав женщин и ЛГБТ со стороны агрессивных традиционалистов и гомофобов.

Ситуация со свободой слова и СМИ в Украине, безусловно, далеко не такая катастрофическая, как в России. Однако есть и вызывающие тревогу тенденции. Речь, к примеру, о деле Софии Федины и Маруси Звиробий. Да, формулировки, которые они использовали в видеообращении не были корректными и могли оскорбить чувства ценителя высокого слога и эбонитовых палочек, однако это не повод выискивать в ролике угрозу смертоубийства. Со стороны реакция власти на слова депутата и ветерана больше походит на обиду за то, что посмели "посягнуть на величие".

Не в меньшую обеспокоенность вызывает и продвигаемый правительством законопроект о дезинформации (подробнее здесь и здесь). Уже бывший министр культуры Владимир Бородянский 19 февраля был вынужден пообещать еще два месяца общественной дискуссии в ответ на критику со стороны журналистов, а также Совета Европы, Европейской федерации журналистов (EFJ), миссии ООН, ОБСЕ.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, а точнее, офис ее представителя по вопросам свободы СМИ Арлема Дезира даже обнародовал юридическую экспертизу украинского законопроекта. Ее подготовил известный специалист в сфере соблюдения свободы слова, доктор Джоан Барата Мир. Он, в частности, признает, что "конкретные ситуации, затрагивающие вопросы национальной безопасности" могут послужить оправданием для определенных ограничений, но они должны быть выписаны предельно четко - для каждого случая. А штрафы в виде закрытия СМИ - это и вовсе моветон. Согласно международным стандартам санкции вводятся к конкретному материалу или материалам, однако не ко всему контенту. Кроме того, по мнению Мира, крайне обтекаемо выписаны условия назначения и увольнения членов Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, что влечет за собой потерю независимости регулятора. Сам же Дезир, исходя из юридического анализа, призвал украинскую власть пересмотреть законопроект и привести его в соответствие с международными нормами и стандартами.

Прислушаются ли в Киеве к Дезиру и международным организациям - пока сложно спрогнозировать. Тем более что в связи с заменой правительства неясно, продолжит ли преемник борьбу Бородянского с дезинформацией и когда это произойдет. Однако хочется верить, что для Банковой в этих вопросах все же не являются примером для подражания действия власти в России, где, похоже, решили не только закрыть рот СМИ, но и нивелировать само по себе стремление молодежи к инакомыслию.

К тому же пребывающие в вечных поисках, желающие что-то изменить молодые активисты заставляют госаппарат шевелиться, анализировать, пытаться понять и найти взаимовыгодное решение. Если это автократия - как в России, Иране, КНДР, Турции, - такую деятельность давят на корню, система костенеет и замыкается сама на себя. А если это демократическое, пусть даже условно, государство, то есть надежда на какие-никакие изменения. Власти приходится учитывать интересы "недовольных". И как бы ни устал от критики и подколок в свой адрес глава государства, чей комедийный проект в прошлом позволял себе порой оскорбительные шутки над уже бывшими власть имущими или сравнение журналиста с надоедливой собакой, доставать все новые и новые тиски для оппонентов - не выход. Недовольство, как показывает история, имеет привычку накапливаться - и порой громко взрывается.

    Реклама на dsnews.ua