• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Спич по лекалам холодной войны. Зачем Байден строит машину времени

Американский лидер намекнул Москве и Пекину на то, что кибератака может спровоцировать Третью мировую 

Джо Байден выступает перед 120 сотрудниками Аппарата директора национальной разведки
Джо Байден выступает перед 120 сотрудниками Аппарата директора национальной разведки / AFP/Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Президент США Джо Байден использовал свое вчерашнее выступление перед 120 сотрудниками Аппарата директора национальной разведки (ODNI), чтобы подчеркнуть важность посланий, адресованных соперникам Вашингтона — России и Китаю.

Во-первых, он заявил, что кибератака на Штаты может стать поводом для полноценной войны "со стрельбой" с крупными государствами.

Таким образом Байден напомнил о решении недавнего саммита НАТО расценивать действия хакеров, как и подрыв демократических основ посредством вмешательства в выборы одного из союзников, как повод задействовать Статью 5 Вашингтонского договора о коллективной обороне.

Во-вторых, указал на слабые места путинского режима. А именно — на то, что у того в распоряжении нет ничего кроме ядерного оружия и нефтяных месторождений, а подконтрольные ему спецслужбы уступают американским.

С одной стороны, это не лучшая характеристика для государства, постоянно требующего мирового признания в качестве сверхдержавы.

С другой же стороны, по словам Байдена, Путину об этом известно, поэтому-то он и опасен.

Следовательно, и это в-третьих, американский лидер отмечает необходимость считаться с новейшими угрозами вроде гиперзвукового оружия.

Реклама на dsnews.ua

Несмотря на то, что все разработки российского ВПК преимущественно облечены в риторическую или анимированную форму, это отличный повод для Пентагона добиваться увеличения финансирования аналогичных программ.

Повысить градус

Таким образом, Байден дал ответ на угрозы российского президента, озвученные 25 июля во время парада ВМФ России в Санкт-Петербурге.

Храбрясь перед игнорирующей очередную вспышку коронавируса многотысячной толпой, Путин заявил, что, мол, российский флот способен обнаружить любого врага и нанести ему " непоправимый удар".

Можно, конечно, предположить, что это запоздалая реакция на проход британского эсминца "Defender" у побережья оккупированного Россией Крыма, но с большой долей вероятности заявления обоих президентов, в первую очередь, приурочены к новой американо-российской встрече в Женеве.

Начинается она сегодня. Только теперь переговоры будут вести не президенты, а представители их администраций.

От США в Женеву прибыли заместители госсекретаря по политическим вопросам Венди Шерман и по вопросам контроля за вооружениями и международной безопасности Бонне Дженкинс. Делегацию из России возглавил замглавы Министерства обороны РФ Сергей Рябков.

На положительный результат по итогам переговоров никто не рассчитывает — ни Штаты, ни Россия. По той простой причине, что пусть стороны и декларируют готовность работать в сфере контроля над вооружениями, но дальше деклараций им пока зайти не удается.

Американцы хотят привести Россию к порядку в вопросе создания новых вооружений, нарушающих и кардинально меняющих текущие совместные соглашения: гиперзвуковое оружие, дроны с ядерными установками и ядерными же зарядами.

В то же время, Москва настаивает, чтобы к соглашениям о контроле над вооружениями было отнесено не только наступательное, но и оборонительное вооружение. В частности, противоракетная оборона.

Во времена холодной войны существовал компромисс: ПРО не должна быть настолько мощной, чтобы делать бесполезными американские и советские ракеты. Мол, будучи уязвимы, стороны будут и более осторожны и сговорчивы. Но под занавес СССР отношение начало меняться в сторону пользу как раз создания такой защиты.

Понятное дело, что нынешней России не по силам тягаться технологически с США и их союзниками в Европе, а потому Кремль принялся энергично убеждать мир в собственном фантастическом успехе в сфере разработки "вундерваффе". В общем, не можешь поспеть за врагом — заставь его поверить, что ты на шаг впереди.

Режим Путина использует "вундерваффе" в виде "Цирконов" или "Посейднов", чтобы шантажировать Соединенные Штаты и вынудить Вашингтон согласиться на ослабление ПРО.

Характерно, что Джо Байден в начале двухтысячных был критиком развития ПРО. Но, в то же время, это было задолго до вторжения России в Грузию и Украину, до вмешательства в американские и европейские выборы и до масштабных кибератак на американские и европейские правительственные учреждения.

Сейчас же демократ Байден действует в лучших традициях республиканцев времен холодной войны, предложив переосмысленную концепцию глобального противостояния между Соединенными Штатами и Европой с одной стороны и Китаем, Россией с другой.

Он ее преподносит как "демократия против автократии".

Цифры задают тон

Следует принять во внимание также внутриполитический фактор, ведь администрации Байдена необходимо учитывать социальные изменения в Соединенных Штатах.

А они таковы. Не в последнюю очередь спровоцированный предшественником нынешнего президента Дональдом Трампом коронакризис мало-помалу стихает. Соответственно, на первое место возвращаются стандартные требования и пожелания избирателей — рост доходов и уровня жизни.

Проблема (для Байдена) в том, что наработки его команды, например, восьмилетняя программа развития инфраструктуры стоимостью $2 трлн, представленная еще в апреле, забуксовала на уровне Конгресса.

Лишь 1 июля Палата представителей поддержала законопроект о выделении $715 млрд на проекты по модернизации инфраструктуры и транспорта.

И Байден ко всему обещал решить проблемы нелегальной миграции и контроля над оборотом оружия. Но пока ему это не особо удается.

Закономерным итогом стало снижение рейтинга: в середине июня по сравнению с мартом он опустился до 55% одобрения. И удар нанесли как раз избиратели Демпартии.

В июле уровень одобрения работы президента снизился до 50%. И это минимум с начала каденции Байдена, на что регулярно и со злорадством указывают российские пропагандистские ресурсы.

Но. Эти 50% — все равно недостижимая цифра для Дональда Трампа, который за время своей каденции мог похвастать лишь 46-ю процентами.

К тому же, за последние 30 лет по рейтингу одобрения работы Байден уступает лишь первому чернокожему президенту США Бараку Обаме, у которого к концу второго квартала первого президентского срока он составлял 62%.

По среднему показателю Байден стоит на одной ступени с Джорджем Бушем (55%), обгоняя и Дональда Трампа (38%) и Билла Клинтона (44%).

Конечно, с президентами США времен холодной войны, когда демократия противопоставлялась коммунизму, он тягаться не может.

Однако следует также учесть и фактор серьезнейшей поляризации американского общества. Вот ее-то Джозефу Байдену и нужно сейчас перебороть — прежде всего, экономическими успехами. Но с этим пока туго, поэтому Байден, если он идет по тому же пути, что и его предшественники во второй половине XX века, но уже в противостоянии с Китаем, должен работать на значительный рост своей популярности.

И для этого ему нужно американцам, не особо интересующимся внешней политикой, вновь напомнить о наличии коварного врага, угрожающего непосредственно их образу жизни. Поэтому в ближайшие месяцы мы увидим еще не одно решительное заявление американского лидера на внешнеполитические темы. В том числе, надо полагать, и касающиеся Украины, а также ее защиты от российской агрессии. 

    Реклама на dsnews.ua