• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Путин-light и Путин-hard. Чем тандем Навальный-Гиркин опасен для Кремля

Считать, что Навальный и Гиркин являются всего лишь марионетками Кремля, не стоит
Реклама на dsnews.ua

По очевидным причинам, украинский взгляд на те или иные внутренние политические процессы в РФ затуманен представлением об агрессоре как о некоем тоталитарном монстре, в котором все события подчинены воле безумного правителя. Это понятный, но сказочный образ России - политически застрявшей в 90-х годах, не сумевшей решить задачу демократической передачи власти, промышленно отсталой (отсюда стагнация выполнения военного заказа и скандал с Siemens), преуспевшей лишь в доведении до совершенства пропаганде, но являющейся всего лишь еще одним примером mafia state. Конечно, Россия опасна, но даже не в том смысле, в каком опасен Сектор Газа с гипотетическим ядерным оружием, а скорее тем, что смогла так легко коррумпировать часть западного истеблишмента, когда-то похвалявшегося своей этикой. Отсюда и неизбежное преувеличение контроля Кремля над теми телодвижениями, которые происходят в оппозиционной среде.

Но чрезмерно упрощать - скажем, считать, что Навальный и Гиркин являются всего лишь марионетками Кремля - пожалуй, тоже не конструктивно.

К примеру, не так давно в центре Петрозаводска произошла странная серия взрывов - моментально можно заявить, что это устроил всемогущий Путин, запугивая местное население ближневосточными террористами. На самом же деле, это бандитские разборки, которые участились в последние годы, отражая парализующую клептоманию бюрократии, расшатывающую пресловутую вертикаль. А грозные внешнеполитические заявления Кадырова, а "воспитательное" разорение Москвой Татарстана, чей старинный договор с федеральным центром истек и стал фигурой умолчания в СМИ? Свидетельств тому, что путинский режим теряет управляемость в границах даже собственных территорий - немало. Любопытно, что темпы этой потери ускорились как раз после привлечения разного рода сумрачных элементов к нападению на Украину в 2014 году.

В свое время Игоря Гиркина взяли на работу в ФСБ именно благодаря его прошлой принадлежности к разного рода радикальным группировкам, которым на своей должности он и помогал ставить под контроль, сталкивать лбами и ликвидировать.

Навальный же появился из совершенно другой среды - типичных выгодоприобретателей поздних 90-х и 2000-х годов, был даже членом совета акционеров "Аэрофлота", находившегося в то время в тесной связи с так называемой "Семьей" Бориса Ельцина.

Между тем, на некоторое короткое время - три года назад - контроль над средой Гиркина-Стрелкова был утрачен в силу застившей российскому истеблишменту глаза "крымской эйфории". Но патроны отступились от Стрелкова-Гиркина, побоявшись, что стилизованный под белого офицера диверсант затмит Путина (и это чуть не случилось).

Сегодня же, растерявший финансирование и побитый информационными атаками Гиркин явно боится принесения себя в жертву голландцам (и в целом - Западу, ведь в игре даже Австралия). И боится вполне обоснованно - после недавней изоляции российскими спецслужбами грушника Василия Геранина и "Хмурого"- Петровского, а также принятого решения по организации международного трибунала по делу МН17 в Нидерландах, все может быть.

Реклама на dsnews.ua

Отсюда, скорее всего, и его личный мотив для "цыганочки с выходом" - вызовом Навального на дебаты. Публичность может помочь ему остаться в живых. Немцову, конечно, не помогла, но, в отличие от Гиркина, он и не воевал на одной стороне с Рамзаном Кадыровым во "вторую чеченскую". Хотя сам Гиркин, по-видимому, занимался в Чечне именно тем, чем занимался на Донбассе так осуждаемый им "Вагнер" - то есть, зачистками. Впрочем, то, что на протяжении дебатов он как попугай талдычил про военную тайну и офицерскую честь, было скорее заготовкой с целью придать хоть какую-то изюминку бледному как моль субъекту.

Кстати, если взглянуть, кто "готовил" Гиркина к дебатам, то государственной руки там не чувствуется - это более или менее маргинальные российские и беглые "украинские" активисты-имперцы, в чьи клювики не попал кусок бюджетного пирога. Следует учитывать и то, что Гиркин пришел вовсе не на "федеральный" канал, а на сетевой канал к Навальному, на его территорию, а как показала последняя серия протестов, отключить его власти смогли только физически, отрубив электричество.

Терять Гиркину было нечего. Он лишь вновь доказал, что отвратительный полемист, и продемонстрировал, что вовсе не является властителем дум тех примерно 20% избирателей-имперцев, которых хочет зацепить Навальный, а всего условно контролирует лишь маленькую секту битых украинскими батальонами "свидетелей Новороссии".

Да и в пахнущие долларами объятия дистанцировавшихся приятелей - Александра Бородая, Константина Малофеева и Сергея Аксенова поиздержавшемуся "беглокомандующему" страсть как хочется возвратиться - всякий раз, когда речь заходила о них, у Гиркина делалось кислое лицо, а в голосе сквозило нечто, очень похожее на плохо скрываемую зависть. Он, можно сказать, впервые по-человечески пожил в 2014-15 годах, а снижение социального статуса гораздо болезненнее боевых ранений. Причем реальное участие в официальной политике светит ему лишь на уровне убийцы Литвиненко, давно не выездного депутата Андрея Лугового. Но до такого рывка еще надо дотянуть чисто физически.

Что касается Навального, то можно обратить внимание на то, что от дебатов он никогда не отказывался. Измазаться рукопожатием российского Ратко Младича он не боялся по той причине, что практически обеспечил себе статус единственного лидера политической оппозиции в России, выстроив по-настоящему альтернативный властям мобилизационный инструментарий: фактическую спецслужбу в виде Фонда борьбы с коррупцией, сеть штабов-ячеек по всей стране, СМИ нового типа с многомиллионной аудиторией, пристальное международное внимание.

Наконец, уже несколько месяцев подряд его гвардию прогоняют сквозь реальные репрессии, вполне в стиле старых латиноамериканских диктатур - неужели кто-то полагает, что Путин играет на публику, столько лет избегая даже произносить фамилию Навального? Путин и его ближайшее окружение (ни Кириенко, ни Сурков в него не входят) совершенно чужды подобных игрищ. Вульгарность самозащиты этой группировки нарастает уже пять лет подряд (но тысячами в России задерживают впервые - возможно, с октября 1993 года), после массовых протестов, когда они испугались настолько, что даже запустили на выборы симулякр в виде Михаила Прохорова. Гайки были закручены только после того, как Кремль убедился, что "белые ленточки" - безобидные хомячки. Что Прохоров - слабак, и не смог выйти даже за пределы 10%, а за свою партию так и вообще не боролся (в конце концов, в прошлом году он сдал даже РБК). А вот Владислав Сурков со своими интеллектуальными затеями угодил в опалу.

Шантажировать Навального братом, судьбой других близких сторонников - Кремль, конечно, может. И, наверное, он так и делает (чуть ли не дюжина известных активистов из числа "навальнят" вытеснена за границу), но это "однозарядные пистолеты". Могли бы - убили бы. Как и положено в революционной теории, с каждым витком насилия аудитория Навального ширится, он "борзеет", а пресловутые башни все активнее сливают ему компромат друг на друга.

"Обидел" он и главного нынче системного либерала Игоря Шувалова, уничтожил президентские шансы Дмитрия Медведева, достает и Игоря Сечина, разоблачил и не менее "силовой" клан Чаек, находящийся в одной лодке с Путиным с дней прихода к власти ("лицо, похожее на генпрокурора Скуратова"). Так на кого же в Кремле работает Навальный, кто его крыша? Тем более, что с другими оппозиционерами в России уже давно происходят странности, но это несколько другая тема.

Так или иначе, сквозь сопли и вопли правозащитной интеллигенции в свитерах грубой вязки, Алексей "Бутерброд" Навальный превращается в безальтернативного лидера оппозиции. И с точки зрения российского электората, несмотря на совершенную невнятность дебатов, в которых красной линией сквозила смешанная с уважением зависть обоих к ресурсам и возможностям Владимира Путина, явных ошибок он не наделал. Ну разве что поговорил ни о чем. Так это и хорошо: окровавленная имперская вата Гиркина к его тефлоновому покрытию не пристала.

Репутация Алексея Навального не пострадает даже в глазах посла Теффта, которого вскоре сменит посол Хатсмэн, поскольку больше с Путиным никто всерьез не воюет - а времена наивного левого либерала, посла Макфола, остались в далеком прошлом.

При этом навязать так называемой "уменьшительной", национал-либеральной или национал-демократической аудитории свою кандидатуру в качестве такой же безальтернативной, как и для обычных либералов, у Навального может и получиться. Со всей очевидностью, он пытался заигрывать с этой публикой, покалывая гиркинское импреское эго.

Впрочем, сколь бы ни познавательным (хоть и до невозможности скучным) ни было это шоу, приходится констатировать: от того, захочет ли Путин в очередной раз изнасиловать российскую конституцию лично или позволит кому-то сделать это за него, повестка дня Москвы - что украинская, что мировая, от этого не сильно изменится. В этом смысле, Навальный чуть лучше Путина, а Гиркин - чуть хуже. Так что "нам своє робить", строить государство, крепить границы и вооруженные силы.

    Реклама на dsnews.ua