• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.7
Спецпроекты

Страшнее ядерной войны. Какую Третью мировую хочет выиграть Путин

Третья мировая, к которой на самом деле готовится Россия, - вовсе не ядерная война. Это кибервойна. В которой, кстати, тоже могут "погибнуть все" - и это не просто фигура речи
Иллюстрация: redstate.com
Иллюстрация: redstate.com
Реклама на dsnews.ua

Очередная вирусная атака на Украину, сделанная с явным политическим подтекстом - вирус активизировался накануне Дня Конституции, - заставила в очередной раз заговорить о кибервойне как глобальной угрозе. Однако вирусы массового поражения, хоть и затронули интересы многих людей и даже отчасти парализовали деловую жизнь не только Украины, но и других стран, - только тень угрозы.

О том, что гонка кибервооружений вступает в новую стадию, на другом конце Земли поняли и заговорили полтора года назад, когда Украина пережила блэкаут, связанный с атакой на энергосистему со стороны российских хакеров. Этот блэкаут - уже почти забытый дома - в Америке был принят всерьез. Настолько, что американские конгрессмены настойчиво требуют от президента Трампа самых решительных действий, направленных на повышение кибербезопасности страны.

Не то чтобы у них не было повода для опасений. Значит, пока Владим Владимыч небрежно роняет на экране, что "в ядерной войне погибнут все", и публика растягивает на цитаты, и поднимается крик, что Россия снова чем-то там бряцает, пугает и угрожает, - это все отвлекающий маневр. Потому что Третья мировая, к которой на самом деле готовится Россия, - вовсе не ядерная война. Это кибервойна. В которой, кстати, тоже могут "погибнуть все" - и это не просто фигура речи.

Как может выглядеть кибератака, мы знаем по собственному опыту - самому масштабному блэкауту, случившемуся в 2015 г., когда российские хакеры "погасили" несколько облэнерго. "Полигон" - тогда это слово прозвучало впервые из уст украинского айтишника: Украина - полигон для отработки российских методов ведения кибервойны. Истинной же целью должны стать США - "вечный противник" России, победитель прошлого раунда холодной войны, за который Кремлю хочется взять реванш. Или хотя бы сымитировать.

Что же, полигон выбран очень удачно, учитывая давние и близкие связи наших интернет-зон, то, что наши и их айтишники одни школы заканчивали, что наше гражданское население компьютерно безграмотно и совершенно беспечно. Они хорошо осведомлены о наших слабостях - у них такие же. Они знают, что простые ребята-энергетики на Богородчанской подстанции будут сидеть открыв рты перед монитором, по которому курсор сам бегает и кнопочки нажимает, они будут под дружное "ти диви..." снимать это "кино" на айфон - вместо того чтобы выдергивать вилки из розеток, раз уж больше ничего сделать не могут. Или что вице-премьер будет "щелкать фоточку" монитора, на котором висит сообщение о шифровании данных, а не давить одной рукой на "резет", а другой - на красную кнопку вызова службы безопасности.

Впрочем, если на четвертый год войны абсолютное большинство украинцев не знает, да и знать не хочет, как вести себя при обстреле, теракте или в районе боевого столкновения, что уж тут удивляться, что мы не знаем, как себя вести в условиях кибервойны.
Украинское киберпространство - не столько полигон "обкатки" методов кибервойны для российских хакеров, сколько зона запугивания. Отхватив Крым, заварив кровавую кашу на Донбассе, Россия показывает миру, что ей "законы не писаны" и она "идет по беспределу". Но при этом в киберпространстве - так же как и в реале - они делают ровно то, что мы им позволяем. Потому что могут.

Тем не менее к подобной угрозе нужно относиться серьезно - тут американцы во главе с конгрессом совершенно правы. Потому что аппетиты растут и зона запугивания действительно может оказаться полигоном. Да и для нас - в отличие от США - это самая настоящая война.

Реклама на dsnews.ua

Кибератаки на объекты инфраструктуры, медиа и учреждения, организованные хакерами в Украине, наносят крупные убытки экономике. И то, что эти пробные атаки - все еще не настоящие военные действия с четкой стратегией и целями, для нас слабое утешение.

Если же принять версию "полигона", на котором отрабатываются методы ведения новейшей войны, то перспектива открывается мрачная: можно ожидать все более концентрированных ударов по объектам инфраструктуры. Способным нанести этим объектам и инфраструктуре в целом значительный - вплоть до коллапса - ущерб. Такое будет возможно, если (или - когда) атакующие смогут выявить и выстроить на единой карте боевых действий все слабые места и связи и скоординировать атаку одновременно на разных направлениях. При хорошей подготовке и определенной удаче атакующие смогут блокировать энергосистемы, каналы информации, финансовые потоки и основные транспортные магистрали. Что, в свою очередь, может спровоцировать панику, и дальнейшие разрушения будут происходить по принципу домино.

Инфраструктурный коллапс считается одной из наиболее вероятных причин конца цивилизации - наряду с исчерпанием углеводородов, экологической катастрофой и ядерной войной. Разыграть эту карту в политических целях - довольно соблазнительно. Особенно учитывая тот факт, что это, во-первых, возможно, во-вторых, такая война - в отличие от ядерной или, скажем, климатической (пускай это все еще фантастика) - выглядит вполне конвенционально. Ведь любая война предполагает разрушение инфраструктуры противника.

Однако на том уровне существования цивилизации, на который мы взобрались, инфраструктурный коллапс достаточно большого масштаба, особенно в "важных" частях мира - это глобальная катастрофа. Сравнимая по последствиям с ядерной войной.

Впрочем, как бы опасно это все ни выглядело, мы, скорее всего, наблюдаем не дебют Третьей мировой, а конвульсии холодной войны. Где хуже всего - снова - придется нам, потому что именно наша территория оказалась полигоном, а помимо этого "полигона" никакие театры военных действий пока что не просматриваются. Конечно, русские хакеры покусывают Запад: то вмешиваются в выборы, то торгуют личными данными членов правительств, то выуживает секретную информацию с секретных серверов секретных служб. В общем, организуют информповоды, которые не дают публике расслабиться и забыть о "русской угрозе". Но на Западе - особенно в США - ничего больше российские хакеры сделать и не могут. Держать противника в тонусе - это пока и есть их программа-максимум.

Во всяком случае, именно так можно истолковать российское бахвальство своими хакерами. Вот, президент лично удостоил: "патриотические", мол, чувства водят руками этих людей. То, что хакер — патриот, мстит буржуям за "нелюбовь к России", его как бы извиняет. Его уже и "хакером" не называют - в отношении этих людей лояльная российская пресса употребляет слово "хактивисты". В общем, законность уступает, когда речь заходит о "святом": если хакер патриотический, он уже не совсем хакер (а может, и совсем не хакер), следом могут появиться патриотические воры, патриотические насильники, а уж патриотические убийцы - это просто медицинский факт.

В то время как кибервойна - злодейство, совершаемое в тайне. Если ее цель - объекты инфраструктуры, такая война - неважно, "кибер" она или "реал" - расценивается как террористическая. Со всеми последствиями для страны, в которой базируется или из которой финансируется глобальный терроризм.

Поэтому лучшей тактикой для российской власти была бы классическая "нас там нет". Надо отдать должное коллегам: они стараются. Российские СМИ в унисон с президентом пытаются разыгрывать спектакль с "секулярными патриотами" и неизвестными робингудами, мстящими за попранный имидж Великой Страны. Но получается неубедительно - потому что очень хочется похвастаться. Так хочется, что само между строк лезет.

В то же время любое бахвальство тут только портит дело, заставляя противника мобилизоваться и заняться встречными разработками. Гонка вооружений - пускай даже кибервооружений - не в интересах России. Просто потому, что более слабая экономика в гонке вооружений, как показала история, имеет меньше шансов.

Впрочем, с точки зрения вечности гонка кибервооружений может оказать положительный эффект на развитие отрасли, которая, кстати, последнее время находится в стагнации. Но результат нового рывка развития технологий может оказаться довольно шокирующим - учитывая тот факт, что когда программа имеет статус военного заказа, вопросы этики отодвигаются за горизонт.

    Реклама на dsnews.ua