• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Охота на угодья

Громкие скандалы вокруг передачи охотничьих угодий в частные руки разгорались в Украине не раз. Наиболее привлекательные территории становятся собстве
Реклама на dsnews.ua

Громкие скандалы вокруг передачи охотничьих угодий в частные руки разгорались в Украине не раз. Наиболее привлекательные территории становятся собственностью бизнесменов и чиновников, организующих там "царскую охоту" для избранных.

Теперь народные депутаты предлагают упростить порядок предоставления в пользование охотугодий, полностью лишив собственников и арендаторов земельных участков возможности влиять на этот процесс. Данное новшество может привести к массовому переходу угодий к частным организациям, имеющим финансовые ресурсы.

У землевладельцев не спросят

По данным Госагентства лесных ресурсов, почти 80% территории Украины (46,8 млн га) являются охотничьими угодьями. К ним относятся земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и водно-болотные территории. В советское время в Украине было всего пять пользователей охотничьих угодий, до 2000 г. — 22, а сегодня их уже 1,1 тыс.

Правда, большинство земель контролируют Украинское общество охотников и рыболовов (62%, или 29,2 млн га), предприятия Госагентства лесных ресурсов (11%, или 5,1 млн га), Общество военных охотников и рыболовов — 437 тыс. га, общество "Динамо" — 57 тыс. га.

На долю других общественных объединений и частников приходится 21% угодий (9,7 млн га). Но количество частных хозяйств, равно как и доля контролируемых ими территорий, из года в год растет.

По украинскому законодательству охотничьи угодья нельзя получить в собственность, они передаются во временное пользование не менее чем на 15 лет. Желающие попробовать себя в охотничьем бизнесе должны обратиться в Общество охотников и рыболовов или Госагентство лесных ресурсов и убедить их добровольно отказаться от тех или иных угодий. Методы убеждения применяются разные.

Реклама на dsnews.ua

"Практически каждого охотпользователя можно заставить, чтобы он отказался от части своих угодий в пользу другого. Можно организовать проверку, найти недостатки в работе. Но, как правило, такие вопросы решаются с помощью денег и связей", — рассказал представитель одного из охотничьих хозяйств, пожелавший остаться неназванным.

Отказывающаяся от угодий общественная или государственная организация должна сообщить об этом в Госагентство лесных ресурсов и местный совет, на территории которого располагаются ее земли. Частник, претендующий на получение "отказных" угодий, обращается в Госагентство с заявлением, а оно уже подает документы для утверждения в местный совет, положительное решение которого необходимо для перехода угодий к новому пользователю.

"Далее наступает сложный, долгий и "ресурсозатратный" процесс согласований. Нужно получить согласие абсолютно всех владельцев или пользователей земельных участков, на которых организуется охотничье хозяйство. Если в государственных администрациях, сельсоветах, гослесхозах этот процесс хоть и со скрипом, но идет, то с землевладельцами-индивидуалами возникают большие проблемы. Попробуйте объяснить фермеру, земли которого находятся на территории охотничьих угодий, что он вам должен что-то подписать, но ничего за это не получит", — рассказал в интервью "ДС" председатель закарпатской общественной организации "Охотничий клуб "Губерт" Михаил Байко.

Схожие проблемы возникают и в других регионах страны. "У нас 22 охотничьих хозяйства, в пользовании которых находится в общей сложности более 1,7 млн га земли. С каждым владельцем или пользователем земли, а их более 350 тыс., надо подписать договор. Это просто нереально", — сетует председатель Донецкого областного совета Украинского общества охотников и рыболовов Юрий Ясенко.

Конфликты, возникающие между землевладельцами и охотниками, не редкость. По большому счету вопрос можно решить очень просто: платить фермерам хотя бы символическую сумму за использование их земель для охоты. Тем более что, согласно действующему Закону "Об охотничьем хозяйстве и охоте", пользование частными землями на территории охотничьих угодий является платным. Но с подачи депутатов, которые имеют не последнее отношение к охотничьим хозяйствам, в документе появилась "скромная" поправка: плата за пользование землями будет взиматься с 1 января 2015 г.

Теперь группа народных депутатов Украины решила отстранить землевладельцев от процесса предоставления в пользование охотугодий, зарегистрировав в Верховной Раде законопроект №2264а с новой редакцией Закона "Об охотничьем хозяйстве и охоте".

Среди авторов законопроекта такие известные охотники, как Нестор Шуфрич, который, по слухам, имеет отношение к закарпатскому охотничьему хозяйству "Креминка", и Дмитрий Шенцев, которому приписывают влияние на харьковское охотничье хозяйство "Гай".

Текст документа менялся уже трижды, и какой вариант будет вынесен на голосование в Верховной Раде — неизвестно. Впрочем, главное новшество законопроекта №2264а остается неизменным во всех вариантах документа: в процессе предоставления в пользование охотничьих угодий согласования с собственниками и пользователями земельных участков, на которых организовывается охотничье хозяйство, вообще не понадобятся.

То есть получить землю будет намного проще — для этого достаточно договоренностей с местными властями и чиновниками из Госагентства лесных ресурсов.

Из последнего варианта законопроекта №2264а его авторы исключили также некоторые положения, которые могут появиться в окончательном варианте документа. К примеру, ранее предлагалось ввести норму о том, что минимальная площадь охотничьих угодий, которые предоставляются пользователю, должна составлять не менее 1 тыс. га (по действующему законодательству охотничье хозяйство должно иметь в своем распоряжении как минимум 3 тыс. га).

По сути, эта поправка даст возможность частным структурам брать наиболее лакомые участки, не "отягощенные" неперспективными для охоты землями. Заодно появится возможность задействовать в охотничьем бизнесе наделы, которые из-за небольших размеров не могли использоваться как угодья.

Также в одном из вариантов законопроекта значилось, что основным критерием выбора охотпользователей должна быть сумма инвестиций в развитие охотничьего фонда. Это означает, что для получения заветных гектаров необходимо подать заявку и выиграть в "конкурсе намерений", пообещав местным властям и чиновникам Госагентства лесных ресурсов как можно больше вложить в развитие угодий.

Забава для богатых

Обычно в пользование "простым" частникам передаются небольшие участки с неразвитой охотничьей инфраструктурой и бедной фауной. Крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники получают наиболее привлекательные земли в дельтах рек, отличающиеся многообразием охотничьей дичи, или в заповедных лесах.

Неудивительно, что в Украине вовсю процветает торговля охотничьими угодьями. Размер взятки за 1 тыс. га в самых привлекательных для охотников областях (Киевской, Черниговской, Житомирской, Черкасской, Полтавской) составляет $10–30 тыс., а за наиболее лакомые земли "денежные" охотники готовы платить и $70–80 тыс. за 1 тыс. га.

Результат таких схем — попадание лучших охотничьих территорий в управление людям, которым по большому счету эти угодья и не нужны. Наигравшись в охоту, подсчитав затраты, они прекращают финансирование хозяйств, которые затем выставляются на продажу.

В интернете есть множество таких объявлений: "Продается охотничье угодье в Карпатах. Общая площадь, включая лес, — 19,5 тыс. га. Заселены дикие животные. На территории есть соляные копи, возможно создание курорта для страдающих заболеваниями органов дыхания. Есть зарыбленные водные объекты. Три охотничьих домика сданы в эксплуатацию. Стоимость $3 млн".

Опрошенные "ДС" представители охотничьих хозяйств дружно заявляют: их деятельность убыточна. "Мы не можем выйти даже на нулевой уровень рентабельности. Расходы большие: приобрели животных за границей (у нас в хозяйстве 120 ланей, 20 оленей, 100 кабанов), покупаем им качественные корма, тратимся на ветеринарное обслуживание, содержим штат егерей", — рассказывает Михаил Байко.

Обязанность охотпользователя — ежегодно вкладывать в развитие охотничьего фонда не меньше 510 грн. на 1 тыс. га лесных угодий, 425 грн. — полевых и 340 грн. — водно-болотных. Зарабатывают хозяйства на предоставлении охотничьих услуг.

К примеру, охотничий клуб "Губерт" организует туры в Закарпатье. Трехдневная охота на кабана обойдется в 2,3 тыс. грн. В эту сумму входят лицензия на отстрел кабана, услуги егеря, транспорт в угодье, первичная обработка добытого трофея и его ветеринарная экспертиза.

Стоимость трофея (шкура, мясо и клыки) оплачивается дополнительно в зависимости от веса. За кабана весом более 180 кг надо заплатить 4 тыс. грн., молодняк до 60 кг обойдется в 1,5 тыс. грн.

Если даже частники жалуются на сложное финансовое положение, то что уже говорить о подразделениях Украинского общества охотников и рыболовов.

"Все наши хозяйства убыточные. Половина из них занимаются разведением фазанов, но это не спасает ситуацию. Чтобы вырастить трехмесячного фазана, надо потратить 60–70 грн., а карточка на его отстрел для членов Украинского общества охотников и рыболовов стоит 40–50 грн.", — говорит Юрий Ясенко. Для "нечленов" этой общественной организации удовольствие поохотиться на фазана обойдется в 250 грн., но желающих расстаться с такой суммой очень мало.

На первый взгляд, ситуация парадоксальная: на протяжении десятилетий охотничьи хозяйства являются убыточными, но ни одна организация-банкрот добровольно не отдает более-менее перспективные угодья государству (в таком случае они переходят в фонд запаса охотничьих угодий).

К примеру, в Крыму "ничейными" являются всего-навсего 150 тыс. га угодий, в то время как охотничьи хозяйства ведают территориями площадью почти 2 млн га. Ответ простой: приобретение охотничьего хозяйства всегда считалось имиджевым вложением, способным повысить статус его владельца, а не принести доход.

Ведь продажа карточек на отстрел не окупает затраты на разведение популяции диких зверей, а существующие ресурсы истощены, в том числе и из-за массового браконьерства. Специалисты говорят, что незаконная добыча копытных зверей в три–пять раз превышает отстрел по лицензиям.

Так же обстоит дело и с охотой на пушного зверя и пернатую дичь — как минимум половина добычи этих видов проводится незаконно. Вкладывать деньги в разведение популяции диких животных владельцы хозяйств не желают, повысить стоимость карточек на отстрел тоже не могут, так как лишатся большей части клиентов-охотников из-за высокой конкуренции со стороны остальных хозяйств.

Но и отказываться от угодий, за получение которых уплачены немалые суммы, они тоже не желают, надеясь, что в будущем ситуация изменится. И их надежды могут оправдаться. Нынешним летом лоббисты из Верховной Рады предприняли уже вторую попытку протащить законопроект, предлагающий разрешить охоту только в частных угодьях.

Попытка оказалась неудачной. Зато в новой редакции Закона "Об охотничьем хозяйстве и охоте" народные депутаты предлагают значительно увеличить штрафы за браконьерство и ввести премии для тех, кто задержал нарушителя: для егерей и общественных инспекторов. И те и другие смогут получить в награду 50–100% незаконной добычи (мясо, шкура, рога) или до 50% от суммы штрафов, взысканных с браконьеров.

Сейчас минимальный штраф для физлица — 102 грн., максимальный — 2,04 тыс. грн. с конфискацией оружия и других средств правонарушения (автомобиль, лодка, патроны, капкан и т. д.). Если новый закон утвердит Верховная Рада, то штраф за браконьерство составит от 1,7 тыс. до 17 тыс. грн. с конфискацией вышеупомянутого имущества.

Охотников "загонят" в вольеры

Вряд ли политика закручивания гаек приведет к серьезному росту популяции диких животных и птиц в Украине. Представители охотничьих хозяйств говорят, что есть только один реальный путь быстрого увеличения численности охотничьих видов, успешно пройденный почти всеми странами Западной Европы: искусственное разведение с последующим выпуском дичи в угодья или вольеры.

"Создание большого количества вольеров — это единственный способ иметь большие популяции охотничьих животных, не зависеть от государственных правил охоты и количества полученных лицензий, проводить охоты круглогодично, а значит, и зарабатывать деньги", — говорит руководитель черниговского охотничьего агентства "Томпсон" Игорь Тютькало.

Правда, до сих пор в Украине вольерная охота не слишком распространена, поскольку для этого нет юридических оснований. Авторы нового варианта Закона "Об охотничьем хозяйстве и охоте" предлагают легализовать вольерную охоту и разрешить использовать при этом луки и арбалеты.

В частных охотхозяйствах эту инициативу полностью поддерживают. Дело в том, что любое родившееся на воле дикое животное автоматически принадлежит государству, которое выдает на отстрел каждого представителя дикой фауны отдельные лицензии, а также определяет время, когда можно охотиться, устанавливает лимиты отстрела для каждого охотхозяйства.

В то же время дикое животное, рожденное в неволе, принадлежит владельцу питомника. Соответственно, отстрел "вольерных" животных государство не ограничивает ни лицензиями, ни сезонами, ни лимитами. Все это делает вольерное разведение дичи весьма перспективным бизнесом.

"Вольерная охота практикуется во многих европейских странах. Но законодатель должен дать определение, что такое вольер, описать всю процедуру его создания и использования. А этого в проекте закона нет", — сетует Михаил Байко.

Как правило, существуют два вида питомников: для разведения животных (площадью 20–50 га) и для проведения охоты (50–300 га). В отличие от Украины во многих европейских государствах вольерная охота — чуть ли не единственный возможный вид охоты. "В странах Европы много лесов и полей находятся в частной собственности, и владельцы распоряжаются ими по своему усмотрению. Найти такие охотничьи угодья по площади, как в Украине, крайне проблематично. Отсюда и спрос на вольерную охоту", — рассказывает Игорь Тютькало.

По словам экспертов, именно вольерная охота, рассчитанная на иностранцев, может принести прибыль охотничьим хозяйствам. Владельцы вольеров могут устраивать для европейцев наиболее дорогостоящую трофейную охоту, поскольку в Европе качественные трофеи (рога косули, клыки кабана и т. д.) значительно дороже, чем в Украине.

По приблизительным оценкам, для строительства и обеспечения деятельности вольера необходимы инвестиции из расчета 10–15 тыс. грн. на 1 га площади. Первоочередные затраты — возведение ограждения из специальной сетки, строительство биотехнических сооружений (вышек, кормушек и т. д.), покупка животных.

Затем придется тратиться на кормление и лечение животных, заработную плату обслуживающему персоналу. Конечно, традиционную охоту в дикой природе необходимо сохранить. Но охотничьи хозяйства уже не будут видеть в продаже карточек на отстрел дичи единственный источник своего существования.

    Реклама на dsnews.ua