• USD 39.3
  • EUR 42.3
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Троянские кони. Как русские прорываются на Балканы через Хорватию

Крупнейшие банки путинской России — Сбербанк и ВТБ — нашли способ подчинить хорватскую экономику Кремлю
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Реклама на dsnews.ua

Фантазия больного мозга — так обозвал глава Сбербанка Герман Греф предположения западных аналитиков и СМИ о том, что банк пользуется ситуацией вокруг частной копании Agrokor, чтобы закрепить и расширить влияние российского капитала на экономику и политику Хорватии. Параноиком выглядит любой, кто видит скрытые мотивы в естественном желании российского госбанка защитить свои $1,1 млрд кредита, выданного ранее звезде хорватского частного бизнеса. С апреля компания Agrokor находится под государственным управлением из-за своих многомиллиардных долгов.

"Реальность такова, что бизнес — это бизнес, а политика — это политика", — цитирует Bloomberg Александра Пивоваренко, специалиста по Балканам Московского института славяноведения Российской АН. 

По его мнению, любые российские инвестиции рассматриваются на Балканах сквозь призму "попыток подорвать" стабильность в регионе.

На тонкой грани между бизнесом и политикой пытается балансировать хорватское правительство, с одной стороны, сотрудничая с российскими кредиторами ради спасения Agrokor, с другой — пресекая инициативы российских банков разрешить ситуацию по-своему. "Пока положение дел выглядит как обоюдовыгодное: Сбербанк обеспечивает защиту своих инвестиций и расширяет влияние в новой для себя стране. Хорватия, сотрудничая с россиянами, повышает шансы выйти из кризиса с минимальными потерями", — объясняет управляющий фондами Landesbank Berlin Investment Gmb H, владеющего облигациями Agrokor, Лутц Роемеер.

В чем дело

Agrokor стал для Хорватии подобием южнокорейского чебола, разросшись до таких размеров, что его падение неизбежно потянет вниз как местную экономику, так и экономики соседних стран. Основные активы компании сосредоточены в ритейле: она владеет крупнейшей сетью супермаркетов Konzum. Доход компании сопоставим с 15% ВВП Хорватии. Agrokor обеспечивает работой 60 тыс. человек (3% всех занятых в стране) плюс еще 150 тыс. человек в Хорватии и соседних странах напрямую зависят от бизнеса конгломерата (подрядчики, поставщики и т. д.). Компания также является крупнейшим владельцем сельскохозяйственных земель в Хорватии.

Основал Agrokor еще в середине 70-х Ивица Тодорич, начавший с цветочного бизнеса на волне первых рыночных сдвигов в коммунистической Югославии. После обретения Хорватией независимости в 1991 г. он расширял компанию, скупая все подряд: от газетных киосков до свиноферм. Все ключевые позиции в Agrokor Тодорич распределил между тремя сыновьями и другими родственниками. Он даже купил в горах в окрестностях Загреба средневековый замок, который превратил в родовое гнездо всего своего клана.

Реклама на dsnews.ua

Политика экспансии Agrokor строилась на двух основных принципах: покупка новых активов за счет привлечения кредитов и полный контроль над активами компании.

До сих пор Тодоричу принадлежит 95% конгломерата. В свое время Agrokor вел переговоры с Ротшильдами по подготовке к IPO, которая была намечена на 2016 г., но осуществлению этих планов помешало вступление Хорватии в ЕС в 2013-м. На местный рынок пришли ритейлеры из Германии и Голландии, что снизило прибыльность супермаркетов Тодорича.

В попытке вернуть позиции на рынке он предпринял рискованный шаг и, как оказалось, не рассчитал свои силы. Agrokor занял 1,3 млрд евро для покупки сетей супермаркетов Mercator Poslovni Sistem в Словении в 2014 г. Из общей суммы кредита 485 млн евро приходились на так называемые рискованные кредиты, с высокой процентной ставкой и невыгодными условиями погашения.

Mercator не смог обеспечить ожидаемый уровень прибыли, что вскорости поставило под сомнение способность Agrokor вовремя расплачиваться по своим задолженностям. "Компания оказалась в классической ситуации, как любой проблемный банк, из которого клиенты спешат забрать свои деньги, пока он не рухнул окончательно, — объясняет аналитик лондонской Exotix Capital Алексей Грен. — Как только поставщики Agrokor почуяли неладное, они начали требовать немедленной оплаты по поставкам, спровоцировав кризис ликвидности внутри компании".

В январе 2017 г. Agrokor объявила, что не может больше занимать деньги под выгодные условия. На это время у компании скопилось долгов на сумму $6,7 млрд. Прикинув последствия грядущего банкротства Agrokor, правительство Хорватии решило вмешаться в ситуацию, чтобы спасти то, что еще можно было спасти. "Коллапс Agrokor станет причиной рецессии в экономике, — утверждала министр экономики Хорватии Мартина Далич, размышляя далее, что "...допустимо ли, чтобы размер одной компании был соизмерим с размером экономики страны? Если нет, то хорватские компании обречены всегда оставаться мелкими, а значит, неконкурентоспособными как в мире, так и в Европе".

После межведомственных консультаций было принято решение передать компанию под временное государственное управление для проведения реструктуризации ее долгов. В этой связи парламент даже принял специальный закон — LexAgrokor, — редкое явление в мировой корпоративной практике.

Не по-русски

Российским банкам сразу не понравились методы хорватского правительства по спасению Agrokor. "Мы впервые столкнулись с такой историей, когда правительство специально по одной компании приняло специальный закон и ограничило кредиторов в правах, поставив своего управляющего, который — мы на сегодняшний день можем сказать — не обладает необходимой компетенцией по выводу такого рода огромного предприятия из кризиса", — озвучил свои претензии Герман Греф.

Кроме того, Сбербанку не понравилась схема получения нового и последнего, как утверждают хорваты, кредита в 530 млн евро в рамках кризисного управления. В начале июня Agrokor получил деньги на пополнение оборотного капитала и восстановление цепочки поставщиков. Финансирование организовано по схеме roll-up и имеет суперстарший статус, что устроило всех кредиторов компании, кроме российского банка. Сбербанк сразу подал ходатайство в суд Загреба, пытаясь запретить Agrokor заключать новые финансовые сделки по схеме roll-up. Данная схема разрешает новым кредиторам повышать их требования по обязательствам, взятым до 10 апреля 2017 г., до уровня суперстаршего долга.

Суд отклонил ходатайство. "Это означает, что... нынешняя версия закона Agrokor не обеспечивает никакой защиты кредиторов от необоснованных и незаконных действий компании", — высказал российский банк свое возмущение в последующем заявлении.
Сбербанк выдал хорватскому ритейлеру два кредита: в апреле 2014 г. 600 млн евро и в мае 2016-го — еще 350 млн евро. Другой российский банк — ВТБ — также в списке кредиторов Agrokor. В 2014 г. он предоставил компании Тодорича 300 млн евро, которые были использованы для приобретения словенского Merсator.

У ВТБ свои претензии к процессу реструктуризации Agrokor. Он настаивает на устранении Ивицы Тодорича от управления компанией и перераспределении акций между кредиторами. "Сейчас мы работаем над планом реструктуризации, который в скором времени представим другим кредиторам", — сообщил первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев. Он не стал раскрывать подробности плана, но на вопрос, будет ли банк предлагать изменения в структуре собственности Agrokor, ответил утвердительно, сообщает издание Total Croatian News.

Учитывая, что ВТБ и Сбербанк входят в число крупнейший кредиторов Agrokor, нетрудно догадаться, кого российские банки видят в числе новых собственников хорватского ритейлера, — себя.

Последний оплот

Ивица Тодорич все еще остается владельцем Agrokor и не собирается сдавать позиции. Ему удалось отбить первую серьезную атаку на свое право собственности в компании. В начале июня его попытались сместить с поста председателя правления Konzum, структурного подразделения конгломерата, объединяющего сеть супермаркетов. Решение требовало единогласного принятия, и нашелся акционер, проголосовавший против смещения Тодорича. "Вы сами понимаете, кто за этим стоит", — прокомментировал произошедшее уполномоченный правительства по реструктуризации долга Agrokor Анте Рамляк, намекая на Тодорича и его влияние на акционеров.

Повторное голосование состоится в середине июля. Если Ивицу Тодорича все же сместят, это будет в том числе и маленькой победой больших российских кредиторов. Вхождение российских банков в число акционеров системообразующей для хорватской экономики компании станет реальным вариантом дальнейшего развития событий. Тогда наступит время бенефиса "параноиков", все еще жужжащих о хитром плане Кремля пустить корни в Хорватии и построить там "русско-балканский мир".

    Реклама на dsnews.ua