• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Плюс на минус. Почему формула "Роттердам" уже никому не интересна

Экономические советники нового президента решили покончить с одним из самых скандальных наследий: схемой формирования цены на электроэнергию "Роттердам+". Очень своевременно: схема как раз умерла сама
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Закон по смене знаков 

14 июня представитель президента Украины в Кабмине Андрей Герус публично объявил, что в понедельник, 17 июня, Владимир Зеленский подаст в Верховную Раду как неотложный проект закона о снижении цены электрической энергии угольных электростанций. По словам Геруса, этот документ отменит несправедливую методику формирования цены на уголь для ТЭС, известную под названием "Роттердам+". Взамен будет введена так называемая формула "Роттердам-".

"Этот плюс является стоимостью доставки угля из Роттердама — это 8 тыс. км морем. На самом деле этого пути не было, потому что никто уголь оттуда не доставлял. В законопроекте предлагается убрать этот плюс из формулы. Также предлагается ввести дисконты. Если качество угля хуже — значит, ниже должна быть и его цена, которая засчитывается в тариф. Такой дисконт может составлять от 1 до 10%", — объяснил Андрей Герус.

Впрочем, обещание законопроекта "Роттердам-" пока осталось только в ленте новостей на сайте Администрации президента. В Верховной Раде подобный документ так и не был зарегистрирован.

Другой вопрос, прямо связанный с "Роттердамом", — попытка перенести на год введение нового рынка электроэнергии: с 1 июля 2019 г. на 1 июля 2020-го. По мнению президентской администрации, пока рынок электроэнергии не готов к новым условиям работы. Соответствующий законопроект №10375 был подан президентом в ВР еще 10 июня и сейчас находится на рассмотрении в профильной комиссии парламента.

Предположительно, гипотетическая формула "Роттердам-" должна будет соответствующим образом регулировать тарифы угольных электростанций, позволяя избегать злоупотреблений. Однако пока на бумаге эту формулу никто не видел.

По словам Андрея Геруса, он уже замечает положительные тенденции по снижению тарифа. "В июне тариф угольных электростанций составляет 1,4 грн за 1 кВт·ч. Причем в феврале текущего года тариф угольных электростанций был 2,2 грн за 1 кВт·ч. То есть произошло снижение тарифа на 35%. Это положительная тенденция. Ни один участник энергетического рынка не должен зарабатывать сверхприбыли за счет высоких тарифов", — заявил он.

Реклама на dsnews.ua

19 июня Андрей Герус вернулся к теме уже на своей странице в Facebook. Там он вновь сообщил, что президент Владимир Зеленский планирует подать в парламент законопроект, который заменит формулу "Роттердам+" на "Роттердам-", "чтобы не было формального существования этой формулы". Также представитель президента в Кабмине представил свои новые расчеты.

Из них, в частности, следует, что за июнь угольные электростанции получат примерно на 1,5 млрд грн меньше, чем получили бы при фактически работающем тарифе "Роттердам+", а их тарифная выручка за второй квартал 2019 г. была бы на 3 млрд грн больше. Иначе говоря, утверждает Андрей Герус, тепловая генерация Украины уже не зарабатывает на формуле "Роттердам+".

По данным НКРЭКУ, расчетный тариф ТЭС по формуле "Роттердам+" в первом полугодии 2019-го должен был составить 2 грн/кВт·ч. Но в последнюю декаду мая такой тариф упал на 24%, до 1,53 грн/кВт·час. За первую декаду июня тариф снизился до 1,43 грн, что на 29% ниже соответствующего тарифа согласно "Роттердам+".

"Сезонность не имеет существенного влияния на такие тарифы, но для полноты картинки можно сравнить такой тариф с соответствующими периодами 2018 г. В последнюю декаду мая и первую декаду июня этого года тарифы ТЭС на 17–24% ниже, чем в прошлом году в эти же периоды, — пишет Герус. — Фактическая ликвидация "Роттердам+" состоялась благодаря действиям широкого круга лиц, большому публичному резонансу, освещению этой коррупционной формулы в медиа, социальных сетях и т. д. Мы сделали ее вместе".

История то ли аферы, то ли спасения

История с "Роттердам+" стала одним из символов неоднозначности событий, происходивших в экономической жизни страны начиная с 2014 г. Напомним, что в результате агрессии на юго-востоке страны Украина практически осталась без источников антрацита — угля, наиболее активно используемого для тепловой генерации электроэнергии.

Чтобы заместить донбасский уголь и сохранить энергонезависимость, было решено покупать уголь на международной бирже в Нидерландах, куда он, в свою очередь, попадает из ЮАР и Южной Америки. Но это чисто формально — так рассчитывалась стоимость энергетического угля для ТЭС, независимо от того, откуда он реально поступал.

В НКРЭКУ заявляли, что такая методика расчета должна была устранить ручное регулирование цен, обеспечить независимость от поставок из зоны АТО и избавить Украину от проблем с накоплением достаточного количества угля для прохождения отопительного сезона. Однако по факту с января по ноябрь 2016 г. цена тепловой электроэнергии в Украине выросла вдвое.

Справка
Методика формирования цены на топливную составляющую (а именно уголь) при производстве электроэнергии на тепловых электростанциях в Украине "Роттердам+" была утверждена постановлением НКРЭКУ №289 от 3 марта 2016 г. "Об утверждении Порядка формирования прогнозируемой оптовой рыночной цены электрической энергии". Согласно ей предельная стоимость энергетического угля в тарифе на электроэнергию, производимую ТЭС, формируется на основе биржевых цен на уголь в Европе (в портах Роттердам, Амстердам, Антверпен). Стоимость топлива определяет следующая формула: цена угля в портах + стоимость его доставки в Украину. Транспортировка в украинский порт и железнодорожный транспорт по территории Украины на склады ТЭС входят в стоимость доставки. При этом цена угля определяется как средняя цена на рынке Европы за 12 месяцев, предшествующих месяцу установления прогнозируемой оптовой рыночной цены.

С самого начала формулу "Роттердам+" называли "скандальной" и "коррупционной". По задумке ее авторов, украинские ТЭС должны были заключить контракты с иностранными контрагентами на поставку антрацитового угля, а сами постепенно переводить котлы с антрацитовой группы угля на газовую, которая добывается в Украине. Цена на уголь, добытый на госшахтах, должна равняться цене за уголь по "Роттердам+", что должно было уменьшить потребность угольной отрасли в господдержке.

Однако в реальности ТЭС по серым схемам покупали и покупают уголь, добытый на оккупированной территории, и в разное время платили за него от 600 до 1100 грн за т. Но в тариф закладывалась цена угля как основной составляющей себестоимости на уровне 1800–2000 грн/т. А переводом энергоблоков на газовую группу углей так никто и не озаботился. Зато была отработана серая схема поставок угля из Донбасса в Украину через Беларусь и Польшу.

Дальше — больше: еще в 2016 г. уголь на государственных шахтах закупался по цене около 1300 грн/т, а не по цене "Роттердам+", однако в тариф вносился как "роттердамский", тем самым формируя сверхприбыль энергетических олигархов. При этом сами шахты платят за электроэнергию по "роттердамскому" тарифу, хотя государственный уголь поставлялся на ТЭС по намного более низкой цене.

Формулу "Роттердам+" очень много критиковали и расследовали, обильно обещали "посадить коррупционеров" и "наказать олигархов". Однако в итоге она сама собой перестала давать высокие тарифы — просто поменялись рыночные условия, в которых существуют украинские ТЭС: в Европе упали цены на уголь. 

"Честно говоря, я не совсем понимаю, зачем нужен отдельный законопроект, регулирующий тарифы, наподобие "Роттердам-". У нас сегодня эти функции закреплены за Национальной комиссией по регулированию энергетики Украины, которая и должна формировать тарифы, а не законами это должно делаться, — сказал в комментарии для "ДС" директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. — И сейчас тоже тарифы формируются не законом, а НКРЭКУ. Принятие закона, о котором идет речь, — это вмешательство в работу комиссии, и тогда о ее независимости нельзя будет говорить. Кроме того, если с 1 июля запустится рынок электроэнергии, этот законопроект вообще теряет всякий смысл. Наконец, цены на уголь на мировых биржах за последний месяц снизились на 25–30%. Так что сегодня, при нынешних ценах, уже сами угольные компании и электростанции не заинтересованы в формуле "Роттердам+".

"Зависший" вопрос

Теперь главный вопрос — будет ли введен в оговоренный срок рынок электроэнергии? Судя по отголоскам спора вокруг "Роттердама", именно вокруг этого сейчас в основном и ломаются копья.

"В Европе цены на уголь упали и упали очень существенно. А вот стоимость транспортировки не снизилась, она остается прежней. Так что этот плюс из формулы никуда не делся, — сказал в комментарии для "ДС" эксперт энергетического рынка Геннадий Кобаль. — Пока нельзя сказать, что Украина уже живет без формулы "Роттердам+". Но с 1 июля начинает работать рынок электроэнергии, и все прежние расчеты будут уже не важны. Да, новый президент пытается отсрочить начало работы рынка на год. Но осталось всего девять дней до того, как рынок начнет работать автоматически. И пока все идет по плану, у президента нет большинства в парламенте и нет никаких возможностей отложить введение рынка. А когда рынок заработает, все цены на уголь будут только рыночные".

В любом случае все описанное никак не будет влиять на тарифы на электроэнергию для населения. И прежде действие формулы распространялось исключительно на небытовых потребителей, прежде всего промышленные предприятия. Действующие тарифы для населения до сих пор определяются постановлением НКРЭКУ от февраля 2015 г., то есть были утверждены за год до введения "Роттердам+".

    Реклама на dsnews.ua