• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Зачем НБУ копает под Фонд гарантирования

Государственная "СЕТАМ" и две американских биржи-новичка могут поделить имущество неплатежеспособных банков стоимостью 400 млрд грн.
Фото: capital.ua
Фото: capital.ua
Реклама на dsnews.ua

Противостояние Национального банка и Фонда гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) переходит на новый уровень. На Институтской решили узаконить свое право максимально вмешиваться в дела Фонда. НБУ направил в Минфин и Минэкономразвития письмо, в котором предлагает внести изменения в Закон о "Системе гарантирования вкладов физических лиц". В частности, речь идет о предоставлении представителям Минфина и НБУ полномочий принимать участие в заседаниях исполнительной дирекции Фонда с правом совещательного голоса.

Кроме того, предлагается расширить полномочия административного совета Фонда (тот сможет давать дирекции ФГВФЛ рекомендации обязательного характера по выводу банков с рынка, включая реализацию их имущества), а также обязать дирекцию Фонда ежемесячно отчитываться админсовету.

На данный момент ФГВФЛ подотчетен НБУ и правительству, однако формально остается независимой структурой. Если будут приняты поправки в закон, Нацбанк сконцентрирует в своих руках не только функции надзора за финучреждениями, но и контроль за выведением их с рынка, а также распродажей активов. По сути, Фонд станет лишь послушным придатком, которому Минфин и Нацбанк смогут диктовать что делать

Административный совет Фонда сейчас возглавляет зампред НБУ Яков Смолий. В него также входит и. о. заместителя главы Нацбанка Екатерина Рожкова,  директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин, замминистра финансов Роман Качур и заместитель секретариата парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Игорь Прыйма.  И сейчас админсовет имеет полномочия только назначать и увольнять директора Фонда, а также согласовывать назначения его замов. 

В Фонде от наметившейся перспективы не в восторге. "Было бы логично, чтобы не сотрудники НБУ принимали участие в заседаниях дирекции, а нас приглашали на заседания Нацбанка, где принимаются решения о судьбе тех или иных банков. Ведь в конце концов те переходят на наше попечение, а нас зачастую просто ставят перед фактом", — заявил "ДС" один из представителей Фонда, который входит в дирекцию.

Конфликт между НБУ и Фондом возник не вчера, его главная причина — контроль над продажей имущества банков-банкротов. Сейчас это прерогатива ФГВФЛ, что вызывает явное недовольство центробанка. В марте нынешнего года на Институтской даже приняли решение временно приостановить торги активами неплатежеспособных финучреждений, находящихся в залоге под выданные центробанком кредиты рефинансирования (именно в эту категорию входят все наиболее лакомые залоги, имеющие наивысшие шансы продаться). Такую меру обосновали неэффективной работой Фонда по продаже активов. В банковском ведомстве утверждали, что с сентября 2015 г. по март 2016-го НБУ согласовал продажу 432 объектов на сумму 2,8 млрд грн. Однако за это время Фонд продал только 45 объектов на 251,1 млн грн. В Нацбанке также не раз пеняли на непрозрачность торгов, которые проводили привлеченные Фондом организации.

Свои надежды центробанк связывал с двумя факторами. Во-первых, с запуском консолидированного офиса по продаже активов, который начал работу в апреле (его возглавила Юлия Берещенко, которая, по слухам, заняла эту должность с благословения Валерии Гонтаревой). Во-вторых,  с концентрацией продаж в системе электронных торгов арестованным имуществом (ГП "СЕТАМ"), находящейся в подчинении Минюста (на последнем также настаивали в правительстве). Для начала на гос'площадке начали реализовывать имущество, находящееся в залоге по кредитам НБУ. Впоследствии туда планировали перевести продажу не менее 50% остальных активов неплатежеспособных банков.  Дошло до того, что в дело пришлось вмешаться Антимонопольному комитету. Сейчас он ведет расследование по монопольному положению ГП "СЕТАМ".

Реклама на dsnews.ua

В свою очередь, в ФГВФЛ часто пеняли и на огрехи НБУ, который позволяет выводить все активы из банков, так что Фонду достаются одни "пустышки", и на чрезмерное внимание коллег с Институтской к работе Фонда. "Мы независимый орган. Иногда появляется свербеж у Нацбанка — поруководить. Есть там определенные личности, которые вносят деструктив, но общая работа продолжается", — недавно заявил Константин Ворушилин. Но теперь независимости у Фонда может явно поубавиться.

Для начала к продаже активов неплатежеспособных банков допустят только избранные биржи. Как следует из письма НБУ, поправки к Закону о "Системе гарантирования вкладов физических лиц" предусматривают централизацию продаж на не более трех электронных площадках, включая иностранные. Скорее всего, в тройку войдет государственная "СЕТАМ", а также два новоявленных иностранных кандидата. Как раз в конце мая — начале июня 2016 г. две американские площадки — The Debt Exchange, Inc. (Делавэр) и First Financial Network, Inc. (Оклахома-Сити) — зарегистрировали в Украине свои "дочки" — ООО "Дебтекс Украина" и ООО "Фьост файненшиал нетворк Юкрейн". По мнению НБУ, их появление будет способствовать более эффективной и прозрачной реализации активов. Однако другие участники рынка уверены, что монопольное право на реализацию имеет совершенно другое основание.

    Реклама на dsnews.ua