• USD 39.4
  • EUR 42.3
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Труба остается без защиты

Реклама на dsnews.ua
Бездарная энергетическая политика власти все глубже загоняет нашу страну в глухой угол газовых переговоров с Москвой. Желая заполучить украинскую ГТС

Бездарная энергетическая политика власти все глубже загоняет нашу страну в глухой угол газовых переговоров с Москвой. Желая заполучить украинскую ГТС за бесценок, россияне продолжают выдвигать все новые убийственные аргументы. Отечественные же чиновники не могут или не хотят выстраивать с "Газпромом" диалог на равных. Легковесные выпады в сторону Кремля еще больше подстегивают россиян к активизации действий по поглощению нашей трубы.

Игра на понижение Выставленный "Газпромом"

7-миллиардный счет за недобор голубого топлива стал совершенно новым подходом компании Алексея Миллера в непрекращающихся газовых баталиях с Украиной. Некоторые эксперты сразу же заговорили о том, что неподъемные для "Нафтогаза" финансовые претензии стали реакцией Белокаменной на заключенное в Давосе соглашение с корпорацией Shell об освоении украинских месторождений сланцевого газа. Не исключено, что и это событие поддразнило хозяев Кремля. Но главный мотив появления "газового" счета следует искать в другом: Россия хочет ускорить процесс получения контроля над украинской газотранспортной системой, получив этот актив по дешевке.

СМИ снова обсуждают слухи об активизации переговоров Киева и Москвы по созданию двустороннего консорциума по управлению украинской ГТС. Поговаривают, что цена на газ в таком случае будет снижена для нашей страны до $280 за тысячу кубометров. Киев же настаивает на том, чтобы в договоре был зафиксирован принцип, по которому Москва должна транспортировать не менее 60 млрд куб. м газа в год и гарантированно оплатить услуги по транзиту на сумму $2,2 млрд.

Впрочем, официально этот вопрос не комментируется. Вероятно, потому, что главной дилеммой остается цена входа в консорциум для России. По договору, подписанному в марте 2012 г. между "Нафтогазом" и киевской компанией Baker Tilly Ukraine, оценка ГТС должна была завершиться до 1 августа 2012 г. По словам источника "ДС", результаты оценки уже известны. "Балансовую стоимость ГТС определили приблизительно в $7 млрд, а рыночную —порядка $20 млрд якобы за счет значения актива в поставках газа в Европу", —говорит собеседник.

Однако вопрос не в том, сколько в действительности стоит наша ГТС, а в том, за сколько хотят получить ее россияне и за сколько согласятся уступить украинские переговорщики. До сих пор Москва активно и явно успешно играла на понижение.

В первую очередь, ценность нашего главного газового актива уменьшает сокращение транзита голубого топлива через территорию Украины. В прошлом году россияне прокачали по нашей территории на 20% меньше газа, чем годом ранее. Они преподносят данный факт в выгодном для себя свете. Якобы Москва планомерно реализует свое обещание "осушить" украинскую трубу, пустив газ в обход нашей страны. Ключевую роль в реализации этого плана должны сыграть "Северный" и "Южный" потоки.

Реклама на dsnews.ua

Реальной же причиной сокращения транзита стало снижение потребления европейцами голубого топлива из-за кризиса. Зато в долгосрочной перспективе энергетические аппетиты Евросоюза будут увеличиваться. Так, если в 2000 г. Европа потребляла 460 млрд куб. м, то уже в 2010 г. она сожгла 530 млрд кубов. По прогнозам Еврокомиссии, к 2020 г. ежегодный спрос на топливо превысит 600 млрд куб. м. В рамках борьбы с изменением климата ЕС постоянно ужесточает нормы выбросов парниковых газов. Чтобы выполнять данные задачи, страны — участницы Европейского Союза стимулируют развитие альтернативной энергетики, параллельно наращивая потребление природного газа, который имеет самый низкий уровень выбросов CO2 из всех видов ископаемого топлива.

"Северный" и "Южный" потоки заработают на полную мощность (118 млрд куб. м/год) только к 2016–2018 гг. К тому времени объемы потребления голубого топлива Европой, если верить прогнозам, возрастут, тем самым съев эти трубопроводные мощности. Это означает, что у Украины есть все шансы сохранить свои объемы газового транзита на уровне 100 млрд куб. м в год. Понятно, что это вновь повысит рыночную стоимость нашей трубы. Поэтому, чтобы приобрести украинскую ГТС за бесценок, россиянам нужно поторопиться.

К слову, уже упомянутый иск за недобор газа также можно рассматривать как один из ходов в игре на понижение стоимости нашей трубы. Поскольку наличие такой претензии должно осложнить переговоры "Нафтогаза" с другими потенциальными кредиторами, а значит, сделать Украину более уступчивой в газовых переговорах с РФ.

Газ есть — нет маршрута

В качестве ответного хода можно рассматривать подписанный на прошлой неделе между НАК "Нафтогаз України" и госконцерном "Туркменгаз" меморандум о сотрудничестве, в котором задекларирована возможность возобновления поставок туркменского газа в нашу страну и участия украинских компаний в его добыче.

"Мы сначала договоримся с нашими коллегами из Туркмении, а потом будем договариваться дальше", — самонадеянно пообещал глава Минэнерго Эдуард Ставицкий, добавив, что уже в ближайшее время Украина и Туркмения выработают стратегию сотрудничества, а позднее определят объемы поставок.

Напомним, что в 90-е годы наша страна закупала около 35 млрд кубометров туркменского газа ежегодно. Но делать это можно было исключительно с благословения России, по территории которой проходят действующие маршруты его прокачки в западном направлении. Наивно полагать, что Кремль собственноручно выстроит для Украины систему диверсификации импорта энергоносителей, позволив нашей стране соскочить с российской газовой иглы.

"Решить проблему может новый маршрут — в обход России. Это может быть Nabucco — газопровод по дну Каспийского и Черного морей или же строительство на Черноморском побережье терминалов по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа. Но у этих проектов высокая степень риска и вряд ли их реализация начнется в ближайшие несколько лет", — говорит ведущий эксперт энергетических программам Центра Разумкова Владимир Омельченко.

"Туркменистан уже начал строительство газопровода Восток–Запад, который свяжет крупнейшее туркменское месторождение природного газа с побережьем Каспийского моря. Потенциал данного проекта велик, но он реализуется только в том случае, если будет проложен газопровод по дну Каспийского моря с дальнейшим его присоединением к отдельному газопроводу, который пройдет по территории Азербайджана, Грузии, а затем по дну Черного моря до побережья Украины. Однако на днях министры энергетики России и Ирана выступили с совместным заявлением о том, что их страны против строительства любых газопроводов по дну Каспия, поскольку опасаются возможного экологического загрязнения", — прокомментировал независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут.

Вполне очевидно, что пока верх в газовом противостоянии снова взяли россияне. Хотя, как уверяют эксперты, у Украины был шанс переломить ход событий. К примеру, не дожидаясь выставления штрафных санкций за недобор газа, подать, к примеру, иск в Арбитражный суд в Стокгольме и потребовать пересмотра условий газового контракта в связи с изменившимися экономическими условиями. Аналогичным образом поступали некоторые европейские государства, благодаря чему им удалось добиться от "Газпрома" пересмотра цен на голубое топливо.

Почему ЕС не кредитует нашу трубу

Еще в 2009 г. в Кабинете Министров подсчитали, что 70% общей длины газопроводов и около 80% компрессорных станций отработали более 20 лет. Но Киев слишком долго игнорировал условия, при которых потенциальные кредиторы готовы были финансировать модернизацию отечественной ГТС, а теперь пытается ремонтировать ее за свой счет. Летом 2011 г. наша страна официально объявила о начале масштабной реконструкции ГТС, стоимость которой оценивается примерно в $5,3 млрд. На первом этапе должен быть реконструирован украинский участок газопровода Уренгой–Помары–Ужгород. Общий объем инвестиций оценивается в $538,87 млн, из которых $308 млн планируют привлечь у Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка.

Недавно глава МИД Леонид Кожара сообщил, что европейские чиновники согласились ускорить процесс выделения кредита. Впрочем, Европа уже не первый год обещает помочь Киеву с ремонтом данного участка ГТС, но пока не видит выполнения поставленных ею условий. Все, что хотели от Украины международные фининституты, — это внедрения прозрачных правил работы на газовом рынке и гарантий возврата вложенных средств. Для этого предлагалось реструктуризировать "Нафтогаз", выделив из его состава транзитную составляющую.

Однако Киев не выполнил этих условий. То же самое, впрочем, можно сказать и об обещаниях ЕС ускорить выделение помощи на реконструкцию трубопровода. "Работа по данному вопросу продолжается, но говорить о чем-либо как о свершившемся факте или о каких-то подписанных документах я бы пока не стал", — сказал "ДС" старший советник ЕБРР Антон Усов. Пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давид Стулик отметил, что не имеет никакой информации об упомянутых г-ном Кожарой договоренностях по ускорению процедуры выделения кредита на модернизацию газопровода Уренгой–Помары–Ужгород.

    Реклама на dsnews.ua