• USD 39.3
  • EUR 42.3
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Последний рывок в защиту устоев. ФГИУ обезопасил российских инвесторов "ЛиНОСа" от западных конкурентов

Реклама на dsnews.ua

На прошедшей неделе Фонд госимущества принял решение в течение ближайших шести месяцев продать принадлежащую государству долю ООО "Лисойл", некогда созданного Украиной и кипрскими бизнесменами для загрузки Лисичанского НПЗ. Принадлежащие Украине 50% уставного фонда "Лисойла" решено продать по номинальной цене.

По украинскому законодательству первоочередное право на выкуп 50% ООО имеет владелец второй половины уставного фонда "Лисойла" — кипрская TMR Energy. В случае отказа этой компании от покупки и при условии одобрения с ее стороны права и обязанности Украины в этом ООО могут быть унаследованы учреждениями другого государства либо компаниями, которые конкурируют с TMR Energy в борьбе за управление поставками нефти на Лисичанский НПЗ.

Низкая цена продажи государственной доли в капитале "Лисойла" оправдывается высокими судебными издержками, которые придется погашать вероятному покупателю. Как уже писала "ДС", в 2003 г. по иску вышеуказанной TMR Energy Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма принял обвинительное решение по отношению к государству Украина, потребовав от него возместить кипрскому партнеру по ООО "Лисойл" $42 млн убытков. По вердикту суда в ходе работы ООО Фонд госимущества нарушил положения учредительного договора "Лисойла", не учтя интересов иностранного партнера при создании ряда хозяйственных обществ.

Во исполнение этого иска на территории четырнадцати стран мира был введен режим конфискации государственного имущества Украины. Конфискация началась в 2003 г. арестом украинского самолета в канадском Галифаксе и продолжилась весной этого года арестом самолета в бельгийском Мельсбруке и минувшим летом переросла в блокирование счетов Посольства Украины в Израиле.

Суть претензий кипрской компании к Украине сводится к 12-летнему блокированию Кабмином работы ООО "Лисойл" и его предшественника, украинско-швейцарского СП "БисМарк". Это предприятие было учреждено в 1992 г. швейцарской корпорацией Mark Rich+Co AG Inc. в лице дочерней компании Marc Rich Refining GmbH и украинским Лисичанским НПЗ, который тогда носил имя ПО "Лисичанскнефтеоргсинтез". Целями создания совместного предприятия были поставка нефти на этот НПЗ и его модернизация. В 1992–1993 гг. "БисМарк" успел переработать на заводе около 300 тыс. т нефти, а также провести реконструкцию лаборатории и систем управления заводом (ее осуществила израильская компания J.M. Engeniring). Кроме того, швейцарские инвесторы заключили договоры о поставке нефти на предприятие с рядом российских нефтекомпаний и внесли предоплату на сумму более $25 млн.

Но эта нефть на завод так и не поступила, поскольку зимой 1993 г. правительство без согласования с иностранными инвесторами "БисМарка" провело корпоратизацию ПО "Лисичанскнефтеоргсинтез". Партнеры по СП расценили этот шаг как откровенно враждебный. В ходе корпоратизации Украина создала на базе всего его имущества государственное ОАО "ЛиНОС", которое унаследовало все без исключения долговые и контрактные обязательства своего предшественника, кроме обязательств по СП "БисМарк".

Таким образом, Украина в те годы заложила основы многолетнего конфликта, переросшего ныне в аресты государственного имущества за рубежом. Причиной конфликта послужило то, что наследником обязательств "ЛиНОСа" в "БисМарке" в ходе корпоратизации НПЗ Украина решила сделать не завод, а ФГИ. После такого неожиданного поворота швейцарские партнеры применили тяжелую артиллерию — они потребовали от Киева перерегистрации совместного предприятия и передачи всех его обязательств новому ООО "Лисойл". И в ходе создания этого ООО швейцарская Marc Rich Refining GmbH решила передать свою долю не материнской компании Mark Rich+Co AG, а родственному кипрскому предприятию Totall Mark Rich Energy Ltd (TMR Energy), которое выполняло функции специализированного франко-швейцарского консорциума по закупкам нефти в странах бывшего СССР. Оборот этого нового соучредителя "Лисойла" с нефтью в 1993 г. составлял 33,7 млн т, что объяснялось высоким уровнем учредителей компании. Ими были французский нефтяной гигант Totall International SpA и швейцарская компания Mark Rich&Co. Investments Ltd. (тогдашний владелец контрольного пакета акций Mark Rich+Co AG).

Реклама на dsnews.ua

По мнению представителей швейцарской компании, высказанному в ходе слушаний Стокгольмского арбитражного института, несмотря на явное повышение уровня участия швейцарской стороны в ООО "Лисойл", наша страна на протяжении 1994–1997 гг. продолжала блокировать работу этого предприятия. А в конце 90-х правительство решило продать госпакет акций ОАО "ЛиНОС" российской нефтекомпании ТНК, что заставило западных соучредителей "Лисойла" попытаться в судебном порядке достигнуть компромисса с Украиной в споре вокруг разблокирования работы "Лисойла" и организации доступа к мощностям Лисичанского НПЗ.

Как указано выше, на этом судебном этапе TMR Energy удалось достичь победы. При этом видимой основой для проводимых ныне арбитражных решений о конфискации украинского государственного имущества за рубежом стал прецедент 1998 г., когда TMR Energy через тот же суд удалось востребовать $10 млн убытков с российского ОАО "Волгограднефтепереработка". Тогда кипрской компании удалось без особых препирательств истребовать от правительства РФ и волгоградского ОАО издержки, обвинив партнеров в невыполнении уставных задач СП "Волгоойл" (СП Волгоградского НПЗ и TMR Energy). Нынешнее решение о выводе ФГИ из аналогичного "Волгоойлу" проекта "Лисойл" наглядно демонстрирует, что Украина не намерена перенимать российский опыт урегулирования споров с группой Mark Rich&Co. Investments Ltd. Если же покупателем продаваемой ныне доли в "Лисойле" станет одна из украинских государственных компаний, то это еще более запутает судебные тяжбы и повысит вероятность дальнейших арестов имущества нашего государства за рубежом.

    Реклама на dsnews.ua