• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Хана Цыгонкова:. "Мы не ограничиваем потолок своих затрат в Украине"

Реклама на dsnews.ua

В последние месяцы европейские банки устроили настоящий торг за украинских коллег. Сейчас в Украине осели ходоки сразу шести-семи именитых финансовых групп. Причем евробанкиры проявляют несвойственную им ранее гибкость. По мере обострения конкуренции иностранцы на ходу меняют стратегию будущей работы в нашей стране. Если ранее подавляющее большинство инвесторов интересовались крупнейшими отечественными банками, то сейчас они уже готовы покупать несколько финучреждений поменьше и консолидировать их активы. О стратегии покупок в Украине в первом эксклюзивном интервью "ДС" рассказала спикер австрийского Erste Bank в Центральной Европе Хана Цыгонкова.

— Госпожа Цыгонкова, недавно стало известно о покупке УкрСиббанка французским BNP Paribas, в тендере на приобретение которого участвовал и Erste Bank. На какие наши банки вы намерены претендовать после проигрыша в этом конкурсе?

— Мы пока не можем назвать конкретные финучреждения. Сейчас отрабатывается сразу несколько идей, каждая из которых может быть реализована в Украине. Возможно, речь пойдет об открытии здесь представительства. Не исключаем двух других вариантов. Первый — участие в приватизации Ощадбанка, как только ваше правительство примет соответствующее решение на этот счет. Мы готовы выходить на тендер после изучения ситуации в Ощадбанке. Второй — покупка коммерческого украинского банка. В этом случае нас может интересовать розничный банк с достаточно широкой филиальной сетью и наработанной клиентской базой. Мы думаем, что главное наше преимущество — это умение трансформировать финучреждения к новой работе. Erste Bank уже купил несколько банков в ряде стран Центральной Европы, после чего перестроил их, превратив из убыточных структур в прибыльные. Для нас важно, чтобы структура и стратегия покупаемого финучреждения совпадали с нашей.

— То есть вас интересуют только большие украинские банки?

— Необязательно. Если нам не удастся сразу купить банк с большой рыночной долей, то есть и альтернативный вариант. Например, первой нашей инвестицией в Венгрии стало приобретение местного Сельхозбанка, рыночная доля которого на тот момент была на уровне 4%. Однако несколько позже, во время приватизации Postabankа, мы выиграли тендер и купили его. После этого объединили две структуры под одним брэндом Erste Bank Hungary и контролируем сейчас 10% розничного рынка Венгрии. Причем намерены наращивать свое присутствие в этой стране: если другие иностранные банки, которым не удалось достичь там успехов, станут продавать свои финучреждения, мы готовы их покупать. Аналогичная ситуация была у нас и в Хорватии — там мы приобрели три маленьких региональных банка, которые впоследствии объединили. Теперь у Erste Bank в Хорватии и Венгрии около 10% местных рынков, несколько больше в Чехии и Словакии — около 30% рынка. Всего в Центральной и Восточной Европе мы купили девять банков, заплатив за них 2,5 миллиарда евро. Нам очень интересен и ваш рынок — здесь около 50 миллионов жителей, то есть столько же, сколько на всех рынках Восточной Европы, которые мы освоили на сегодняшний день. А потому я не исключаю повторения похожего сценария наших покупок и в Украине. Хотя украинский финансовый рынок еще не развит, он похож на сербский — объем розничных кредитов здесь меньше 20% ВВП. И еще есть над чем работать.

— После недавней покупки группой Raiffeisen банка "Аваль" за $1,028 миллиарда украинские акционеры значительно подняли цены за свои финучреждения. Сколько вы готовы потратить в Украине?

— Конкретной суммы нет. Мы не ограничиваем потолок своих затрат в Украине. Все зависит от ваших банков. Если у украинского финучреждения будет хороший бизнес-план и его работа на рынке укладывается в нашу стратегию, то мы готовы платить запрашиваемые суммы. Например, чешский Ceska sporitelna покупался с book value (на этот коэффициент умножают капитал банка при определении его стоимости. — "ДС") на уровне 1,5, а у приобретенного в августе нынешнего года сербского Novosadska banka этот коэффициент составил 3,3. Просто мы нуждались в этой покупке, которая открывала перед нами широкие возможности по работе на конкретном рынке, и провели ее.

Реклама на dsnews.ua

— Как бы вы оценили конкуренцию, которая сегодня разворачивается между крупными европейскими банками за покупки сильных украинских финучреждений?

— Наши соперники проповедуют другие стратегии, не похожие на нашу. Вот, скажем, французская группа Societe Generale имеет "дочку" в Чехии, которая является третьим банком в стране, а также достаточно сильные финучреждения в Сербии, Хорватии и небольшие банки в Словакии и Венгрии. Но при этом она не смогла настолько отработать хотя бы один регион, чтобы иметь в нем наибольшую долю рынка. То есть у французских коллег весьма распыленные активы. Группа же HVB, которую вместе с Creditanstalt bank недавно поглотила итальянская Unicredito Group, в большей мере делает ставку на обслуживание в Восточной Европе своих "домашних" клиентов, с которыми работает на родине.

— Какую стратегию исповедует ваш банк?

— Erste Bank — это розничный банк по своему духу. Мы активизировались в Центральной и Восточной Европе, когда там начали приватизироваться сбербанки. Наша главная цель — обслуживать за рубежом не только австрийские предприятия, но и физлиц, малый и средний бизнес в регионах, в которые мы приходим. Причем мы концентрируем свое присутствие на интересующих нас рынках. У нас на сегодняшний день 3 миллиона клиентов в Австрии и еще 10 миллионов — в других странах. При этом 67% своей чистой прибыли мы зарабатываем в странах Центральной и Восточной Европы, имея там только 26% своих активов (львиная доля их — 74% — приходится на Австрию). Мы не играем в эти игры — зайти в регион и провести в нем разведку боем, после чего только понять, удастся ли там активно сработать. Мы идем с конкретными целями и наращиваем свое влияние на региональных рынках. Причем активно работаем как по обслуживанию доморощенных клиентов, так и делаем все, чтобы привлечь клиентов Восточной и Центральной Европы. Вместе с тем не будем недооценивать своих конкурентов. Например, в Румынии мы сейчас являемся финалистами в тендере на приватизацию Banka Commerciala Romano, притом что нашими соперниками были десять крупных банков мира, среди которых такой гигант, как Deutsche Bank. Все думали, что Deutsche Bank, который до сих пор не имеет в этом регионе представительства, выиграет эту сделку, поскольку он сможет предложить наиболее конкурентную цену. Но коль скоро у них оказался неподходящий бизнес-план, то в финал вышли мы и Commercial Portugese — крупнейший банк в Португалии, который имеет также финучреждения в Польше, Турции и Греции. Так что при покупках очень важна стратегия.

— Как, по вашему мнению, будет развиваться украинский финансовый рынок?

— Наверняка он повторит путь, который уже прошла Восточная Европа. Сюда придет иностранный капитал, после чего рынок будет перестраиваться. Скажем, в Чехии тоже до прихода иностранного капитала ипотечные кредиты стоили 17% годовых, теперь они в два раза дешевле. Таких результатов удается достигать благодаря внедрению новых технологий, переучиванию менеджмента, а также ресурсной поддержке зарубежных банков. Ведь иностранные финучреждения будут сюда вкладывать инвестиции и в дальнейшем поддерживать своих "дочек" кредитными линиями.

<справка>
Erste Bank был основан в Австрии в 1819 г. Владеет акциями чешского банка Ceska sporitelna (98% акций), словацкого Slovenska sporitelna (100%), хорватского Rijecka banka (85%), венгерского Postabanka (99,97%), сербского Novasadska banka (83,3%). По состоянию на 30 сентября 2005 г., активы Erste Bank составили 156 млрд евро (на долю подразделений в Центральной и Восточной Европе приходится 24% этой суммы), чистая прибыль после налогообложения — 508,8 млн евро (доля Центральной и Восточной Европы — 67%).

Беседовала Елена Лысенко

    Реклама на dsnews.ua