• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Рынок, стертый в порошок. Procter&Gamble пытается сохранить контроль над своими украинскими активами

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе компании "Henkel Украина", "Colgate-Palmolive Украина", "Uniliver Украина" и "Kimberly-Clark Украина" распространили сообщение о своей победе в борьбе за конкуренцию. Таковой они считают решение Хозяйственной палаты Верховного суда, оставившее в силе признание недействительным разрешения АМКУ на покупку имущественного комплекса ЗАО "Ольвия Бета" (Орджоникидзе, Днепропетровская обл.) холдингом Procter&Gamble (США).Компании, которые были инициаторами отмены решения Антимонопольного комитета, сочли такой вердикт высшей судебной инстанции долгожданным торжеством правосудия. По их мнению, в результате концентрации Procter&Gamble занял монопольное положение на рынке синтетических моющих средств, что привело к значительному ограничению конкуренции, соответственно отмена решения АМКУ должна повлечь за собой восстановление соперничества. "Конкурентная структура украинского рынка стиральных порошков будет восстановлена, и ни один из игроков не будет контролировать более чем 35% данного рынка, как это и было до 26 марта 2004 года", — заявила представитель компании "Henkel Украина" Людмила Шендерчук.

Впрочем, остается не совсем понятно, почему такой выгодный четырем компаниям вердикт суда оставался в тени почти два месяца — ведь ВС принял решение не рассматривать кассацию Procter &Gamble на постановление ВХСУ еще 30 января текущего года. Как бы там ни было, но ни в январе, ни сейчас никакого прогресса в этом деле не наблюдается. Решение АМКУ от 26 марта 2004 г., на основании которого один из крупнейших в мире производителей моющих средств и товаров личной гигиены обзавелся в Украине собственным активом по выпуску недорогих моющих средств и стиральных порошков Dax и Gala, прокладок OnlyYou и шампуней Shandy, на сегодняшний день остается в силе. А завод Procter&Gamble Manufacturing Ukraine, созданный на базе активов ликвидированного ЗАО "Ольвия Бета", успешно работает на благо своих владельцев, которые избавляться от него явно не собираются.

Как сообщил "ДС" представитель Procter&Gamble, компания настаивает на правомерности покупки имущества "Ольвия Бета" и собирается отстаивать право владения им в судах. "Покупка прошла в полном соответствии со всеми законодательными актами, и мы уверены в том, что решение АМКУ было принято только после тщательного изучения им всех соответствующих фактов", — говорит директор по внешним связям "Procter&Gamble Украина" Виталий Прокопенко.

Он также сказал, что компания продолжает судебные разбирательства, затеянные конкурентами, в Административной палате Верховного суда Украины. При этом P&G настаивает на том, что постановление Хозяйственной палаты ВС, отклонившей кассацию на решение ВХСУ от 15 ноября, было исключительно процедурным и объясняется недавними изменениями в судебной системе Украины, согласно которым жалобы против органов власти и их представителей теперь должны рассматриваться в судах не хозяйственной, а административной ветви. Между тем в Антимонопольном комитете "ДС" рассказали, что собираются выполнить постановление Верховного суда по этому делу. "АМКУ принял свое решение разрешить концентрацию, исходя из анализа рынка, сделанного на тот момент. Рынок развивается, доли его участников меняются. Исполнение постановления Верховного суда будет правомочным шагом со стороны АМКУ", — сообщил "ДС" руководитель пресс-службы комитета Богдан Якимюк.

Впрочем, даже если АМКУ официально оформит отмену выданного в 2004 г. разрешения, это никоим образом не будет означать потерю P&G прав собственности на завод. Тем более что игра стоит свеч — сумма сделки, по неофициальным данным, составила около $100 млн. Оппоненты Procter&Gamble признаются, что не могут предсказать, как события будут разворачиваться дальше. "Они (P&G) могут сделать все что угодно, у них есть право защищать то, что они считают своей собственностью", — сказала "ДС" адвокат компаний, инициировавших судебные разбирательства с АМКУ и P&G, Екатерина Ткаченко.

Взвешивая все за и против, можно с большой долей вероятности предположить, что Procter &Gamble сумеет сохранить в своей собственности орджоникидзевский завод, если приложит некоторые усилия. Так, даже если Административная палата ВС отклонит его кассацию, это совсем не будет означать признания недействительным договора о покупке имущества "Ольвия Бета". Значит, "Henkel Украина", "Colgate-Palmolive Украина", "Uniliver Украина" и "Kimberly-Clark Украина" нужно будет оспаривать в хозяйственных судах этот договор купли-продажи, что может затянуться надолго. Кроме того, Procter&Gamble может открыть еще один фронт и обратиться в Административный суд Киева с иском к Антимонопольному комитету, в котором будет содержаться требование, например, выдать ему новое разрешение на концентрацию. После этого АМКУ могут обязать провести исследование рынка стиральных порошков, шампуней и гигиенических прокладок, которое опять же затянется на многие месяцы. Теоретически оно даже может завершиться в пользу американцев, если они сумеют доказать, что угроза монополизации рынка стиральных порошков Украины в ходе этой сделки отсутствует. Но для этого им нужно заручиться просто-таки экстраординарными аргументами, исходя из того, что доля компании и без орджоникидзевского завода только на рынке стиральных порошков оценивается на уровне 20–25%, а вместе с ним зашкаливает за 65%.

Проблема узаконивания контроля над своим украинским активом не стояла бы перед американцами так остро, не будь Procter&Gamble публичной компанией. Ведь, как показывает опыт, в нашей стране, чтобы приобретать предприятия-монополисты, совсем не обязательно получать разрешение антимонопольного ведомства. Правда, в украинском законодательстве достаточно лазеек, и можно предположить, что какой-то из них американцы все же смогут воспользоваться. Самым простым способом может стать перепродажа имущества, принадлежащего сейчас Procter&Gamble Manufacturing Ukraine, каким-либо иным компаниям, входящим в группу P&G. Новые покупатели в этом случае смогут обоснованно претендовать на признание себя добросовестными покупателями, а значит, и сохранение в составе Procter &Gamble завода в Орджоникидзе.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua