• USD 39.3
  • EUR 42.3
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Украине изменили радиационный фон. Представители ядерного клуба провели "юбилейную" реабилитацию Чернобыльской аварии

Реклама на dsnews.ua

Через два десятилетия после Чернобыльской катастрофы территория Украины стала разменной картой в поединке сторонников развития ядерной энергетики и его противников. Особенно отчетливо это проявилось, когда страна чтила память погибших 20 лет назад людей, принимавших участие в ликвидации последствий аварии. Ядерщики заявили о том, что сворачивание после 26 апреля 1986 г. многими странами программ развития атомной энергетики стало ошибкой, а эксперты МАГАТЭ и Чернобыльского форума ООН неожиданно заявили, что размеры трагедии слишком преувеличены.

20 лет с пустым карманом
Согласно ооновскому отчету в результате Чернобыльской катастрофы от рака щитовидной железы умерло всего 56 человек, а не 371 тысяча, как утверждает украинская статистика. Таким образом, представители этих уважаемых институтов подвели общественность к мысли о необходимости возрождения ядерной энергетики. К хору этих голосов неожиданно присоединился и Президент Ющенко. В эпицентре Чернобыльской трагедии он заявил, что ядерная энергетика на сегодняшний день наиболее экологически безопасна, а потому в Украине продолжат достраивать хранилища для жидких и твердых ядерных отходов. Заявление главы государства прозвучало довольно неожиданно. Поскольку отечественные наблюдатели надеялись, что Виктор Ющенко вспомнит о старых обязательствах международных финансовых институтов, пообещавших десятилетие назад немалую финансовую помощь Украине на решение чернобыльских проблем. В частности, согласно Меморандуму о взаимопонимании между странами G-7, Еврокомиссией и украинским правительством о закрытии ЧАЭС, подписанному в Оттаве 20 декабря 1995 г., нашей стране была предусмотрена компенсация в размере $2,307 млрд на осуществление программ остановки ЧАЭС и реформирования энергетики. Предполагалось, что $498 млн из них составят субсидии и $1,809 млрд — кредиты международных финансовых организаций. До этого момента руководство Украины заявляло, что на выполнение упомянутых программ необходимо никак не меньше $4 млрд. Но в окончательных политических торгах относительно закрытия Чернобыльской атомной электростанции Леонид Кучма не смог отстоять озвученную цифру, и украинской стороне пришлось согласиться на финансовые условия западных институтов. Таким образом, мы в первый раз проиграли "ядерный торг" с мировой общественностью.

Впрочем, страна не увидела и этих денег. Сейчас в этом принято винить экс-президента Леонида Кучму, он, мол, хотел получить средства на достройку блоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС и закупить необходимое оборудование у России. США, в свою очередь, настаивали на безопасном оборудовании своих производителей, а поставки российского финансировать отказывались. Та же история произошла и с так называемыми хранилищами — заводами по переработке жидких и твердых отходов ядерного топлива. В настоящее время из предусмотренных меморандумом проектов существует лишь Фонд "Укрытие" в $1 млрд, контролируемый ЕБРР. Однако сооружение объекта еще не началось, поскольку у согласованного проекта арочного укрытия в Украине нашлись противники, утверждающие, что можно удешевить строительство, а остальные средства пустить на дезактивацию зоны. "Такой подход не устраивает западные страны, поскольку для них главное — закрыть ЧАЭС и поскорее забыть о ней, ведь в последнее время усилия ядерного лобби по реабилитации мирного атома существенно возросли", — рассказал "ДС" председатель комитета ВР по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Геннадий Руденко.

Какая катастрофа?
Как явствует из оглашенного в конце апреля в Киеве отчета Чернобыльского форума ООН, такие организации, как МАГАТЭ и ВОЗ, обязанные отслеживать влияние атомной энергетики на здоровье человечества, с уверенностью заявили о том, что последствия Чернобыльской катастрофы несколько преувеличены. Мол, количество смертей от рака, вызванного радиоактивным облучением в результате аварии, в будущем составит "всего" 4000 случаев, а все другие последствия ее для здоровья связаны скорее с плохими условиями жизни и психологией "жертвы", которую власти Украины привили своими действиями 2,5 млн граждан, признанных пострадавшими. Это заявление, сопоставимое по резонансности с самой аварией, должно было показать, что вред, причиненный украинцам, невелик, и в стране, которая пережила катастрофу, к ее негативному влиянию относятся вполне толерантно. При этом замалчивается альтернативная информация: так, согласно исследованиям Международного движения за отказ от использования атомной энергии в пользу альтернативных источников (данные подготовлены к 20-й годовщине взрыва на станции), вследствие аварии на ЧАЭС в мировом масштабе можно ожидать как минимум 30–60 тыс. смертей от рака. Ведь если в России, Беларуси и Украине на сегодня диагностировано свыше 6 тыс. летальных исходов от рака щитовидной железы, то рак молочной железы и воздействие на сердечно-сосудистую систему и зрение до сих пор не учитывались по причине длительного периода ожидания последствий.

Все указывает на то, что международные институты, такие как ООН, МАГАТЭ и ВОЗ, находятся под влиянием промышленных корпораций и правительств, заинтересованных в развитии сравнительно дешевой ядерной энергетики. И поскольку после взрыва на ЧАЭС в мире господствует тенденция ее сворачивания, нынешняя кампании направлена на реабилитацию Чернобыльской трагедии: основной мэссидж представителей ядерного клуба сводится к тому, что последствия аварии слишком преувеличены, атомная энергетика является самой безопасной. Хорошим подспорьем для этой пиар-кампании стало решение официального Минска возобновить нормальные условия жизни в районах Гомельской области, наиболее пострадавшей от взрыва двадцатилетней давности.

Показательно, что Президент Виктор Ющенко в годовщину двадцатилетия Чернобыльской трагедии присоединился к позиции "ядерщиков". Ведь наше государство сделало ставку на развитие атомной энергетики, что записано в Энергетической стратегии Украины до 2030 г. По мнению Виктора Андреевича, мирный атом еще долгое время будет оставаться наиболее дешевой альтернативой — видимо, российскому газу. Эксперты считают, что во многом из-за такой конформистской позиции украинской власти общественному мнению навязывается мысль о том, что и международная финансовая помощь в ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС нам не так уж необходима — ведь 20 лет Украина сама справляется.

    Реклама на dsnews.ua