• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

ПРОблема-2017. После поражения энергетиков статус супердержавы России будут возобновлять военные

Реклама на dsnews.ua

Отказ РФ от использования украинский радаров и выход из основополагающего Договора об обычных вооруженных силах в Европе свидетельствуют о возобновлении имперской политики Белокаменной, де-факто проявляющейся в более агрессивной защите своих границ, чем это было ранее. На прошлой неделе Москва заявила и "о намерении развязать руки" для укрепления своих западных и южных границ, продемонстрировав желание остаться в нашем Крыму и после 2017 г.

Безрадарные отношения
12 июля российское правительство внесло в Госдуму законопроект о денонсации межправительственного договора с Украиной о системах предупреждения о ракетном нападении. Это означает, что Кремль решил отказаться от использования украинских радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении. Эти станции — под Мукачево и Севастополем — обслуживаются нашим персоналом, а РФ оплачивает их эксплуатацию в размере $1,3 млн в год, что предусмотрено Большим государственным договором между Украиной и Россией от 1997 г.

В пояснительной записке к законопроекту названы и причины, побудившие Москву пойти на такой шаг. Во-первых, эксплуатационный ресурс украинских станций истек еще в 2005 г. Во-вторых, авторы документа утверждают, что станция в Севастополе не может функционировать из-за помех от бытовых и радиоустройств, а в Мукачево — из-за перебоев с подачей электроэнергии.

Припомнили они и желание украинских властей повысить плату за эксплуатацию Россией наших радаров. В феврале 2005 г. Киев инициировал переговоры с Москвой о пересмотре условий аренды, ссылаясь на то, что, к примеру, за аренду РЛС "Дарьял" в Азербайджане РФ платит ежегодно по $5 млн, тогда как возможности украинских радаров значительно превосходит азербайджанские (во время первой войны в Персидском заливе именно украинские системы первыми зафиксировали пуски иракских ракет "СКАД" и обнаружили единственный пуск баллистической ракеты "Иерихон" на испытаниях в Израиле).

Еще один фактор, вынуждающий россиян отказаться от сотрудничества с украинцами, — обида Москвы на "беседы" украинского руководства с американцами о включении станций в Мукачево и Севастополе в систему американской ПРО. Никаких договоренностей с Вашингтоном Киев тогда так и не достиг. Но Кремль давно уже решил отказаться от наших радаров и лишь искал повод заявить о прекращении сотрудничества. Еще в 2005 г. замглавкома ВВС РФ генерал-лейтенант Айтеч Бижев сообщил, что Москва будет создавать региональную систему ПРО с ежегодным выделением на эти нужды около 2 млрд рублей (две новые станции типа "Воронеж-ДМ" в Лехтусе и Армавире уже строятся).

А в июне нынешнего года первый вице-премьер Сергей Иванов, все активнее выступающий в роли возможного воинственного преемника Путина, заявил, что они разместят недавно испытанные крылатые ракеты "Искандер-М" в Калининградской области, тем самым давая понять, что укреплять свои рубежи РФ собирается системно, даже крылатыми ракетами.

Следующим возможным шагом по усилению военного присутствия России на своих границах будет сохранение баз ЧФ в Крыму. Москва всерьез намерена продлить сроки базирования своего Черноморского флота после 2017 г., поскольку ЧФ жизненно необходим РФ ввиду обострения отношений с США, и размещения элементов американской системы ПРО в Восточной Европе.

Реклама на dsnews.ua

Стоит заметить, что процесс вывода российского флота займет не менее 10–15 лет. "Для того чтобы вывести флот в 2017 году, начинать подготовку нужно уже сегодня", — убежден экс-командующий ВМС Украины Владимир Безкоровайный. А с этим Кремль не спешит: они даже не начинали создание инфраструктуры на собственной территории для базирования и обслуживания ЧФ. Ранее предполагалось, что местом перебазирования российских кораблей станет Новороссийск, однако ни судоремонтные заводы, ни склады там до сих пор не строят.

Развязанные руки
14 июля (спустя два дня после внесения законопроекта об отказе от эксплуатации украинских РЛС) Владимир Путин решается на еще более резкий шаг — заявляет об одностороннем приостановлении Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Этот документ считается одним из ключевых элементов поддержания стабильности в Европе, так как предусматривает ограничение на размещение его участниками танков, бронетехники, артиллерии, ударных вертолетов и боевых самолетов и другой техники на европейских границах. Заявив о выходе из ДОВСЕ, Москва официально декларирует свое право размещать военную технику на территории РФ где пожелает и в том количестве, которое посчитает необходимым. Секретариат украинского Президента устами заместителя главы Секретариата Александра Чалого уже сообщил о своей "обеспокоенности" такими действиями РФ: "Приостановление Россией своего участия в ДОВСЕ создает для Украины значительную обеспокоенность относительно обеспечения нашей национальной безопасности". Представители Польши и Эстонии также недовольны тем, что теперь Москва может разместить дополнительные танки и тяжелое вооружение на своих западных границах. А представители НАТО назвали приостановление Россией членства в ДОВСЕ "досадным шагом в неверном направлении". "НАТО считает данный договор одним из краеугольных камней европейской безопасности", — сказал пресс-секретарь альянса Джеймс Аппатурай.

По словам российских чиновников, поводом, который заставил их принять это решение, стал отказ стран НАТО ратифицировать поправки, внесенные в ДОВСЕ в 1999 г. Путин заявил, что это нарушает баланс сил в Европе. Представители альянса в свою очередь утверждают, что поправки предусматривают вывод Москвой своих войск из Молдовы и Грузии, поэтому отказываются ратифицировать договор до полного вывода российского контингента. Именно такая "сделка" (страны — члены НАТО пообещали ратифицировать поправки к ДОВСЕ только после того, как россияне выведут войска из указанных государств) была достигнута еще в 1999 г. на Стамбульском саммите, но вспомнил об этом Владимир Владимирович только сейчас.

Похоже, 14 июля может стать Рубиконом перерождения России. Кремль открыто дает понять и США, и Европе, что отныне имперское мышление будет доминировать и в его внешней политике. Во-первых, таким образом он собирается ответить Америке на установку систем ПРО в Восточной Европе, во-вторых, возобновить статус супердержавы (одними лишь экономическими усилиями Белокаменной это не удается).

РФ вполне может позволить себе пойти на такие резкие шаги, как выход из ДОВСЕ и отказ от украинских радаров. Тем более что в техническом плане отказ от наших РЛС не создаст серьезных проблем в сфере обороноспособности России. Украина, впрочем, также не особо финансово пострадает — по подсчетам экспертов Центра армии, конверсии и разоружения, затраты на содержание и эксплуатацию двух узлов в Мукачево и Севастополе составляют $4,4 млн в год и выплаты российской стороны покрывали лишь 19% потребности.

Украинские горизонты
Ситуацию с украинскими РЛС следует рассматривать в контексте пересмотра милитаристических планов РФ. В данном случае, полагают эксперты, Москва ищет механизмы влияния на Киев для продления срока пребывания ЧФ в Крыму. Поэтому разыгрывается сценарий обвинения нашего государства в невыполнении условий Большого договора в части обслуживания радаров в Мукачево и Севастополе (повышение оплаты, неполадки с функционированием РДС и т. д.). Следовательно, Кремль создает формальные возможности потребовать изменения и других условий договоренностей, в частности, что касается сроков пребывания ЧФ в Крыму.

Однако у нас имеются свои козыри: если украинские власти докажут, что нарушителем договора является как раз Белокаменная, которая вдруг разорвала соглашение об эксплуатации украинских радаров, — тогда наше государство также может использовать этот факт для давления на Россию при пересмотре соглашений о базировании Черноморского флота в Крыму. Как минимум Киев мог бы добиться вывода российского ЧФ в срок, по максимуму — еще и увеличить арендную плату за его базирование в Крыму до рыночных показателей.

Пока же поведение украинских властей в крымском вопросе предугадать невозможно. Премьер-министр Виктор Янкович в октябре прошлого года уже имел неосторожность сообщить российским журналистам о том, что тема продолжения аренды ЧФ России в Крыму может быть вполне приемлема для Украины. Правда, до прибытия главы правительства пресс-секретарь Виктора Федоровича заявил, что его шефа не так поняли. Ибо полномочий у премьера на такие обещания не было: украинское законодательство вообще запрещает продление сроков пребывания российского флота. Этот вопрос может быть поставлен лишь в случае изменения Конституции, в переходных положениях которой четко говорится о "временном пребывании ЧФ России" — до 2017 г. Более того, позиция нашего премьера в корне расходится с позицией пропрезидентских сил. В частности, министр обороны Анатолий Гриценко (претендующий на премьерское кресло от НУНС) не раз подчеркивал, что российский ЧФ будет пребывать в Украине только до 2017 г. "Я убежден в том, что на территории нашей страны не должно быть и не будет постоянного базирования войск другого государства", — подчеркнул он.

    Реклама на dsnews.ua