• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

110 тысяч гривень за основателей Киева

Реклама на dsnews.ua

Шевченковский районный суд столицы в очередной раз перенес слушание иска об авторских правах на памятник основателям города. Скульптор Василий Бородай судится с тремя столичными предприятиями — хлебокомбинатом №2, булочно-кондитерским комбинатом и полиграфической фабрикой "Заря" — уже больше года. Предмет спора — торт, купленный под Новый год в гастрономе на Крещатике. Собственно к качеству самого торта претензий никаких. Но коробка от торта осталась и нынче служит в суде вещественным доказательством нарушения авторских прав Василия Бородая.

Василий Бородай — автор знаменитого киевского памятника основателям Киева. Той самой ладьи, с Кием, Щеком, Хоривом и Лыбидью на борту, что стоит на Днепровской набережной, и на фоне которой так любят фотографироваться молодожены. Именно этот монумент был изображен на коробке торта, который купил перед праздником приятель скульптора. Изготовителем на той же коробке значился Киевский хлебокомбинат №2. Вскоре предприятие получило судебный иск за нарушение авторских прав: памятник основателям Киева на этикетке изобразили без разрешения скульптора. Свои убытки Василий Бородай первоначально оценил в 25 тыс. грн. Причем 10 из них за моральный ущерб, то есть отсутствие на этикетке рядом с картинкой фамилии автора. Комбинат раскошеливаться не спешил, и скульптор увеличил сумму иска до 110 тыс. грн.

Памятник основателям Киева появился в столице в начале 80-х. В 1994 г. был принят закон об охране авторских прав. В 1996 г. Василий Бородай получил авторское свидетельство, как на сам памятник, так и на рисунок.

Хлебокомбинат №2 в конце 80-х заказал этикетки для нового торта "Днепровский". Дизайном тогда ведала не дожившая до наших дней структура "Продоформление". Там решили, что для коробки торта подо-йдет изображение Лыбиди с братьями. Этикетку утвердили в главке и спустили на полиграфическую фабрику "Заря", там напечатали и отправили пекарям. Разумеется, ни полиграфисты, ни хлебопеки никакого участия в создании этикетки не принимали. Но к ответу призвали именно их.

Рисовать городские достопримечательности на этикетке продукта или логотипе фирмы — дело вполне легальное. Существует перечень объектов, за эксплуатацию графического изображения которых мэрия взимает налог. Причем никаких особых разрешений при этом не требуется. Плати деньги и рисуй. Всего в перечне около 70-ти строений и памятников. Лыбиди с братьями в этом списке нет.

Перспективы дела весьма туманны. До сих пор юристы фирмы "Юр-Лоция", представляющие интересы хлебокомбината №2, не могут получить из архивов ответ: кто и на каких условиях заказывал Бородаю изготовление памятника. В управлении архитектуры хранятся документы только с 1991 г. Если скульптор получил это задание от мэрии или другой государственной структуры, значит существовал некий договор. И в этом случае никаких имущественных прав на свое творение скульптор не имеет: ему сделали заказ — он его выполнил и получил деньги. А памятник принадлежит городу. Но пока документ, подтверждающий факт заказа памятника, не найден, погоду делает авторское свидетельство, выданное Василию Бородаю спустя полтора десятка лет с момента появления памятника.

Но есть еще права неимущественные. За их попрание и требует скульптор 10 тыс. грн., ведь какие бы деньги не заплатили художнику за работу — он остается автором своего творения. А значит, на этикетках, согласно закону об авторском праве, должна была стоять надпись: автор рисунка — Василий Бородай. На коробке торта ее не было.

Реклама на dsnews.ua

Каков был гонорар скульптора за создание памятника, автору узнать не удалось. Сославшись на преклонный возраст (Василию Бородаю 83 года) и плохое здоровье, от встречи он отказался. Но думается, сумма, полученная в начале 80-х годов за сам памятник, едва ли была меньше той, которую он требует нынче за коробку от торта. Другое дело, насколько реально удастся отсудить деньги. По оценкам опытных юристов, если скульптор выиграет дело (а это вполне вероятно), назначенная судом компенсация может составить от 5 до 10 тыс. грн.

Вывод из всей этой истории прост: если хочется нарисовать на этикетке что-нибудь историческое — выбор лучше остановить на памятнике действительно старом — лет 200–300 как минимум, чтобы ни автор, ни его наследники не придирались. А Киевскому хлебокомбинату №2 остается лишь судиться и недоумевать: каким образом в декабре 1999 г. в магазине оказался торт "Днепровский", который на этом предприятии сняли с производства еще в 1994 году?

    Реклама на dsnews.ua