• USD 39.3
  • EUR 42.3
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Иракские разногласия НАТО

Реклама на dsnews.ua

У войны в Ираке будет множество жертв: мирные жизни, соседние страны, финансовые рынки, нефтяные компании и отдельно взятые политики-пацифисты. Кроме того, в пожарище взорванных нефтяных скважин сгорит пусть и видимая, но до последнего времени вполне результативная солидарность внутри НАТО.

Вероятность мирного исхода международного кризиса стремится к нулю. Война в Ираке по сути начата. Америка инвестировала в нее $2 млрд. В зоне кризиса базируются пять ударных авианосных групп США, 70 боевых кораблей и 500 боевых самолетов. На службу призваны 150 тыс. резервистов и столько же регулярных солдат — больше, чем накануне вьетнамской кампании. В Катаре развернут штаб командования операцией. "Резолюция 1441 была принята, чтобы дать Ираку последний шанс. Ирак им не воспользовался, и мы не должны бояться сделать из этого выводы", — заявил госсекретарь США Колин Пауэлл.

Время не ждет

"Если бы вы работали стратегом в Пентагоне, — пишет журнал Time, — вы бы приняли во внимание состояние ночного неба. Воздушные силы США всегда начинают военные кампании, когда в небе отсутствует Луна, а в Ираке в первые две недели марта месяц находится ниже уровня горизонта, по крайней мере, до четырех часов утра. Дневная температура в апреле достигает здесь 38 градусов, и солдатам, одетым в костюмы, защищающие от химической атаки, придется нелегко. Вертолетам будет сложно летать в горячем разреженном воздухе. Значит, оттягивать войну позже начала марта невозможно".

Еще одна примета — эпизодическое появление в прошлый вторник на канале Al-Jazeera главного мирового злодея бен Ладена. После трехмесячного молчания он выразил поддержку иракскому народу и говорил о значимости борьбы с христианами посредством суицидальных терактов. Знающим людям это показалось странным: светский режим Багдада долгие годы был надеждой Запада в борьбе с исламистами. Тем не менее Вашингтон представил запись как доказательство причастности багдадского руководства к глобальной террористической сети, хотя в Багдаде немедленно заявили, что сомнительная улика сфальсифицирована.
Американские "ястребы" надеются на лучшее, предполагая, что еще до формального начала войны наземным силам удастся захватить больше половины территории страны, так что под контролем нынешней власти останется лишь узкий коридор от Тикрита до Багдада, ограниченный Тигром и Евфратом.

По плану операции "Шок и трепет", по Ираку ежедневно будут наносить до 400 ракетно-бомбовых ударов, призванных скорее психологически надавить на врага, нежели уничтожить его физически. Впрочем, рассматривается и последний вариант: бомбардировки начнут с дворцов Саддама Хусейна, собственности его родственников и членов правительства, а также штабов республиканской гвардии, полиции и спецслужб. Такова официальная версия Пентагона.

Первые жертвы

Реклама на dsnews.ua

Возможно, разглашение военных планов — признак безусловной уверенности союзников в победе, а возможно, лишь часть кампании глобальной дезинформации. Вашингтон пытается привлечь на свою сторону журналистов, допустив тщательно отобранную группу сочувствующих на фронт, чтобы обеспечить идеологически выверенное освещение событий. В этом поможет учрежденное с официально декларированной целью дезинформировать мировую общественность "Бюро стратегического воздействия". Сменив название на более нейтральное — "Бюро глобальной коммуникации", этот орган не избавился от сомнительной функции и, вероятно, уже начал кормить жителей планеты пентагоновскими "утками". Еще со времен предыдущей операции в Персидском заливе не доказано несколько скандальных фактов, преподнесенных американцами, — вроде создания живого щита из иракского населения. Некоторые трюки пропаганды были раскрыты: например, убийства иракцами кувейтских младенцев.

Итак, первой жертвой войны, как всегда, станет свобода прессы. Не побоимся этого слова и возьмем шире — демократия. Но американское население за нее не вступится. Пусть им и не доказали, что хриплый голос на недавней пленке принадлежал бен Ладену, на запуганное спецслужбами население это повлияло, как электрошок. В отличие от европейских граждан, американцы в большинстве своем сознательно открещиваются от собственной точки зрения, твердя: "правительству виднее".
Еще бы. Ведь директор ЦРУ Джордж Тенет днем ранее предупредил, что вероятность химической либо биологической атаки на США абсолютно реальна. Директор ФБР Роберт Моллер добавил, что на территорию Америки проникли несколько сот исламских боевиков. Небо над столицей и Нью-Йорком усиленно патрулируется. Население снова скупает противогазы. Свежие и вполне авторитетные исследования в области терроризма указывают на то, что крупные теракты случаются каждые два года. Будьте готовы.

Ирак, который построит Буш

Американские дипломаты не раз озвучивали пожелание отправить Саддама Хусейна в добровольную отставку. Такой исход вряд ли смог бы остановить войну: как отметила советник по нацбезопасности Кондолиза Райс, "даже если иракский лидер в последнюю минуту примет решение покинуть Багдад, чтобы спасти Ирак от войны, Америка останется верной идее создания государства, готового поддерживать территориальную целостность, уничтожить арсенал оружия массового поражения и прекратить репрессии". Подтекст дипломатического пассажа суров: цель Вашингтона — не смена власти, но смена режима.

Стратегия перестройки Ирака расписана поэтапно. Первый этап продлится от полугода до 18 месяцев: речь идет о военном миротворческом присутствии. Затем в Ираке появится международная гражданская администрация по образцу Косово. Хотя до дела еще не дошло, уже существуют серьезные разногласия относительно личности гражданского правителя. Американцам нужен на этом посту американец. Например, выдающийся генерал предыдущей войны в Персидском заливе Норман Шварцкопф, давний соратник семейства Бушей. Евросоюз будет настаивать на европейской кандидатуре; в ООН же полагают, что уместнее на этом посту будет любой представитель мусульманского государства.

Наименее продумана третья фаза операции — реконструкция и установление в Ираке проамериканского и в меру демократичного правительства. Главная кандидатура на президентство — живущий в изгнании с 11 лет 58-летний Ахмед Чалаби, лидер Национального иракского конгресса. Далекий от мусульманского мира, с родным английским, он может быть воспринят как навязанный правитель.

Ирак — не Босния и не Косово: это огромная многонациональная территория с нищим 23-миллионным населением. И если обустраивать бывшую Югославию помогали десятки международных организаций — ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ, Всемирный банк, МВФ и отдельные страны-добровольцы, на этот раз, когда война вряд ли будет одобрена Советом Безопасности, на привычную поддержку рассчитывать не приходится, о чем ООН уже дала знать. "По американской логике, ООН отведена лишь консультативная роль, когда речь идет о легкой задаче — военной, зато ей уготована ключевая роль, когда доходит до дела — миротворчества", — заявил не назвавший себя высокопоставленный дипломат.

По оценкам экспертов, быстротечная операция в Ираке будет стоить от $50 до 100 млрд — не слишком тяжкая ноша для относительно благополучной американской экономики. Но если война затянется, ставки вырастут. Лишь на поддержание американской армии в условиях пустыни ежемесячно будет уходить $4 млрд. Гуманитарная помощь беженцам обойдется в 2 млрд в год, миротворческая операция с контингентом 200 тыс. военнослужащих будет стоить ежегодно до 45 млрд, а шестилетний иракский "План Маршалла" — еще около 75. Неизбежный скачок нефтяных цен высосет из американского бюджета за десятилетие около $500 млрд (в ближайшее время цены на нефть могут взлететь до $46 за баррель), дополнительные 300-миллиардные убытки понесет экономика. Таким образом, общий счет возрастает до триллиона долларов. Эта цифра поставит под сомнение радужные финансовые планы Джорджа Буша — снижение налогов и медицинскую реформу — и заставит администрацию, задумавшись о бюджетных поступлениях, еще жестче относиться к внешнеэкономическим партнерам и, прежде всего, таким странам, как Украина.

Ирак в отчаянии минирует нефтяные скважины: к взрыву готово более полутора тысяч нефтевышек. В очередной раз выражая готовность к войне, Колин Пауэлл подчеркнул, что контроль над нефтью в ней будет не последним делом. Мол, "иракская нефть принадлежит иракскому народу". Поэтому в планах Вашингтона — передать власть лояльным представителям этого народа.
Отношения между нефтяниками и властью в США никогда еще не были столь интимными. Переговоры с ведущими нефтяными корпорациями Америки в отношении дележа нефтяных запасов уже состоялись, как бы рьяно администрация Буша ни отрицала этого факта.

Атлантическая пропасть
Госсекретарь Пауэлл, выступая в сенате, связал иракское руководство и террористов на основании единящей идеи — неприязни к Америке. Стоит отметить, что по такому признаку отождествить с террористами можно добрый десяток цивилизованных стран (например, более половины жителей Берлина считают образ американского государства в целом негативным). И именно такого грубого сравнения с диктатурами и террористическими государствами удостоилась Германия. Вот еще одна жертва войны. Если Франция оставила возможность маневра и готова отказаться от права вето в Совете Безопасности ООН, Германия стала единственной страной, сжегшей мосты и сказавшей решительное "нет" войне, а потому попавшей под мощный огонь Вашингтона.

Впрочем, не только Берлин, но и Париж удостоился от секретаря обороны Рамсфельда произнесенного в оскорбительном ключе прозвища "Старая Европа" — в противовес "Новой", состоящей из теряющих авторитет в Евросоюзе Испании и Италии, а также новопринятой и со всем заведомо согласной Польши. Британская Sunday Times опубликовала статью под заголовком "Париж и Берлин — ось трусов". Европейская печать назвала антивоенных политиков "еврокарликами".

Радикально противоположные приоритеты США и костяка ЕС обозначились давно и во многих проблемах — начиная с глобального потепления и заканчивая палестинским вопросом. Но война в Ираке их кристаллизировала. Впрочем, принцип четкой линии раздела в Совете Безопасности ООН — "ястребы" Британии и США против "пацифистов" Германии, Франции, России и Китая — наметился по простому принципу. Если режиму Саддама Хусейна удастся пережить нынешний кризис, это означает, что здешние нефтескважины будут эксплуатироваться российскими, китайскими и французскими компаниями. Если же режим в Ираке сменится, в выигрыше будут нефтяники Америки и Британии.

Упорство несговорчивых "пацифистов", заинтересованных в уходе Хусейна не меньше Америки, продиктовано еще одним стремлением: уменьшить роль США в мире. Но все же слухи о смерти НАТО столь же сильно преувеличены, сколь велика разница между серьезными разногласиями и кризисом.

    Реклама на dsnews.ua