• USD 39.4
  • EUR 42.3
  • GBP 49.5
Спецпроекты

ДАМА ПОЛУСВЕТА

Реклама на dsnews.ua
Дворянка Елена Блаватская в конце XIX в. создала успешный бренд под названием "теософия". Коктейль из всевозможных религий и древних учений, приправле

Дворянка Елена Блаватская в конце XIX в. создала успешный бренд под названием "теософия". Коктейль из всевозможных религий и древних учений, приправленный ореолом мистики, пришелся по вкусу богатой публике

"Эта женщина успела много повидать на своем веку", "объездила почти все страны Востока", "своими глазами видела таинственные обряды в индуистских храмах" — такими строками пестрела в 70-х годах ХІХ в. нью-йоркская Daily-grafic, описывая жизнь загадочной русской мадам — Елены Блаватской. Ступив на американскую землю в статусе эмигрантки, спустя пять лет Блаватская стала первой русской женщиной, получившей гражданство Штатов.

Тут она основала первое в мире Теософское общество, эзотерическую философско-религиозную организацию, объединявшую большинство религий и учений. Вскоре филиалы (существующие по сей день) появились в Англии, Франции, Швеции и России. Количество теософов в конце XIX в., веривших в загробную жизнь и возможность контакта с потусторонними существами, росло в геометрической прогрессии по всему миру. Для успеха предприятия энергичной Блаватской понадобился коммерческий талант, умение заручаться поддержкой состоятельных особ и небольшие "чудеса" — вроде танцев духов под музыку, сверкающих шаров или звона астральных колокольчиков.

Одиссея мадам Блаватской

Блаватская принадлежала к одной из лучших дворянских фамилий Российской империи, в совершенстве владела французским, английским и итальянским языками. Ее детство прошло в типичной светской атмосфере — сперва в Екатеринославле (нынешний Днепропетровск), затем в Одессе и Тифлисе (Тбилиси). Бабушка Блаватской, Елена Фадеева, знала пять языков и состояла в переписке с известными учеными, мать, Елена Ган, была довольно известной романисткой 1830-х годов.

К потусторонщине нервную девочку влекло с ранних лет, она уверяла близких, что видела существ "с того света" и получала от них послания. В зрелые годы основательница теософии поражала своим внешним видом даже видавших виды американцев — просторная красная рубаха до пят, скрывавшая под складками тучную фигуру, усеянные перстнями пальцы и глубокий утробный голос.

Оставив немолодого супруга, 17-летняя Блаватская села на пароход и отправилась в Константинополь, а затем "почти на десять лет исчезла так, что даже родные годами не знали о ее местопребывании". За это время Блаватская, если верить дневникам самой мадам, исколесила все континенты, а в Индии стала свидетельницей мистических ритуалов. С этим багажом знаний она твердо решила завоевать признание.

Реклама на dsnews.ua

Первые попытки привить европейской публике изыскания в магических науках оказались тщетными. Французские медиумы перебивались скромными заработками, а все внимание лондонской публики весной 1851 года было приковано к Всемирной промышленной выставке. Многотысячные толпы стекались в "Гайд-парк" — посмотреть на недавно возведенную железно-стеклянную архитектуру, воплощавшую идею могущества науки.

В начале 1850-х годов научно-технический прогресс затмил моду на мистические откровения. Европа разочаровала Блаватскую, и она снова пустилась в свободное плавание, в том числе посетив Гималайское Братство Учителей — махатм, наделенных ясновидением и другими сверхъестественными способностями. Они-то и подготовили молодую искательницу истины к уникальной роли проводника духовных истин в мир людей.

Из окутанного тайнами вояжа Блаватская вернулась ярой поклонницей оккультизма и магии. Первая крупная попытка оседлать славу произошла в Каире. Тут в 1871 г. со свойственной ей настойчивостью русская путешественница приступила к осуществлению своих замыслов — наладить связи с недосягаемым миром древних богов и мудрецов. Блаватская обзавелась новыми знакомствами в кругу ясновидящих и медиумов, проводила время с русскими дипломатами и, наконец, собрав значительную сумму денег, титаническими усилиями организовала "Общество по исследованию спиритических феноменов".

К несчастью самого общества, его ждала позорная слава. Некоторыми членами была раскрыта банальная "ловкость рук": вместо призрака обнаружилась набитая ватой кукла, управляемая веревками. Разгневанным господам пришлось возвращать деньги. Восточная сказка мадам Блаватской закончилась, и она возвратилась к родным в Одессу, где даже успела обзавестись небольшим делом, занимаясь "каким-то дешевым способом добывания чернил", впоследствии перепродав его.

Открытие Америки

Курс на Новый Свет был выбран неспроста. После Гражданской войны американцев буквально захлестнул бум на спиритические сеансы. 11 млн жителей Штатов жаждали общения с душами умерших. Предприимчивые янки поставили на поток общение с потусторонним миром. Спириты, сумевшие превратить свои демонстрации в шоу, стремительно богатели и нередко получали дорогие подарки от титулованных лиц. Для 42-летней Блаватской, которая занималась оккультными науками, но все еще не получила признания, США стали последним шансом триумфально заявить о себе.

В Нью-Йорке мятежная дворянка очутилась летом 1873 г. Страна предстала сплошь наводненная безработными и эмигрантами со всех уголков мира, в числе которых оказалась и русская переселенка. Поселившись в беднейшем квартале на Медисон-стрит, аристократка зарабатывала на жизнь изготовлением цветов. Ее спасли высланные сестрой 1500 рублей, первая и небольшая часть причитающегося ей наследства после смерти отца.

Инициативная Блаватская с завидной работоспособностью принялась налаживать нужные связи. Подогреть интерес публики к магии она попыталась через небольшой оккультный журнал Spiritual Scientist. "Я достала для него с сотню подписчиков в эти три недели, подбила других пожертвовать понемногу, дала сама (ей-Богу, последние) 50 долларов, чтобы только устыдить богатых спиритов и заставить их раскошелиться", — писала она.

Однако даже под новым соусом журнал не возбудил интереса читателей, и вопрос о деньгах стоял особенно остро. В 1875 г. русская эмигрантка о своем финансовом положении писала так: "Этот год я заработала статьями и другими работами до $6 тыс. и все, все пошло на спиритуализм". Чтобы поддерживать ажиотаж публики вокруг говорящих привидений и летающих столов, нужны были четкая организация и подобающие ритуалы. И вскоре выход был найден.

В паре со своим соратником Генри Олькоттом, ветераном Гражданской войны и юристом, Блаватская открыла Теософское общество с целью помочь человеку постичь духовную истину и развить сверхчувствительные природные силы. Блаватская отвела себе роль духовной наставницы, а предприимчивому и неунывающему полковнику Олькотту доверила пост главы "великой республики совести".

Эзотерический тандем русской аристократки и американского буржуа четко обозначил свой интерес к "восточным учениям", в частности к тибетскому буддизму. В районе Манхэттена они открыли "ламаистский монастырь", квартиру-салон, где собирались искатели духовной истины. Постижение теософских премудростей происходило в соответствующей обстановке — расстеленные шкуры тигра и волка, позолоченная скульптура Будды и огромное чучело бабуина, державшего в руках книгу Дарвина. Общество быстро набирало обороты.

Так, один из его членов, влиятельный и богатейший французский барон де Пальма на нужды теософии после смерти завещал все свои капиталы, состоящие из "достаточного количества серебряных богатых рудников" и "17 тыс. акров земли". Щедрые взносы делали и другие неофиты. За счет спиритизма и магнетизма Олькотт также надеялся поправить свое финансовое положение.

Бывший рабовладелец и земледелец к моменту создания общества "сидел на грудах нераспродающихся экземпляров своего сочинения" под названием "Люди с того света", изданного им на последние деньги. Неконфликтный и простодушный холостяк с респектабельной внешностью, Олькотт имел широкий круг знакомств и мог принести пользу. Среди его друзей, интересовавшихся психическими экспериментами, был изобретатель Томас Эдисон, впоследствии вступивший в ряды общества.

К Блаватской успех пришел в 1877 г. после выхода в свет ее книги "Разоблаченная Изида": "В два дня раскупили все первое издание (1000 экземпляров), даже и подписчики принуждены ждать еще неделю, пока второе издание выйдет". Обладавшая честолюбием писательница не думала останавливаться на достигнутом, ее цель — сделать общество международным. Оставив Нью-Йорк, авантюрная пара вскоре отправилась в Бомбей.

Объятия Востока

Адепты теософии охотно принимали в свои ряды местных состоятельных покровителей, о чем писала сама Блаватская. "Жакоб Сассун, счастливый обладатель сотен тысяч рупий, с семейством которого я вчера обедала, желает сделаться теософом. Он готов дать 10 тыс. рупий на нужды главной квартиры; он сказал "полковнику", что для него будет достаточно увидеть хоть самый ничтожный феномен, убедиться, что махатмы могут слышать то, что говорится…".

Блаватская занималась переводами и работала над очерками об Индии, Олькотт читал лекции, вместе они наладили издание газеты "Теософист". А вскоре купили землю на окраине Мадраса, в предместье Адьяр, куда перенесли штаб-квартиру своей оккультной империи. Тут Блаватская вместе со свитой йогов, браминов и факиров поражала визитеров чудесами: по мановению ее руки раздавался звон колокольчика или падали с потолка розы, и, наконец, к удивлению публики появлялись письма махатм, которые она читала, не распечатывая. Оглушительный успех сгубили деньги.

Соратники Блаватской, миссис и мистер Кулом, пытаясь выманить значительный взнос у некоего богатого раджи на духовные нужды общества, получили выговор от самой Блаватской. Обиженная чета решила отомстить, рассказав прессе, как они вместе с известной шарлатанкой и факирами готовили "сверхъестественные" фокусы. Новость возбудила огромный интерес — и лондонское "Общество психических феноменов" отправило в Индию своего опытного специалиста, мистера Р. Ходжсона.

Результатом его работы стали 200 страниц разоблачающего отчета: послания махатм написаны рукой мадам Блаватской, а демонстрация астральной формы махатмы — манипуляция с чучелом, сделанным механиком Куломом. Сама Блаватская едва оправилась от такого позора: "Я распадаюсь на кусочки; крошусь как старый бисквит", — писала измученная жрица теософии, называя себя "старым морально и физически выжатым лимоном".

    Реклама на dsnews.ua