• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

ОЛИМП. Made in China

Реклама на dsnews.ua
Вложив миллиарды в блестящий прием и пышный антураж летних Олимпийских игр, Китай снова заработал очки в примерке имиджа сверхдержавы.

Вложив миллиарды в блестящий прием и пышный антураж летних Олимпийских игр, Китай снова заработал очки в примерке имиджа сверхдержавы.

Подготовка к проведению одного из самых масштабных мероприятий планеты потребовала от Китая более семи лет упорного труда, чтобы достойно принять 10,7 тыс. атлетов из 205 стран. Однако Игры XXIX Олимпиады дали Китаю еще и уникальный шанс заявить о себе как о стране, не просто входящей в число самых активно развивающихся государств, но и устраивающей самые дорогие в истории человечества Игры — на строительство олимпийских сооружений и гостиниц в Пекине было потрачено рекордные $4 млрд! И что бы ни говорили о неразумных тратах олимпийского бюджета, в Поднебесной ныне красуются весьма амбициозные проекты, внешний вид и интерьер которых заставляет невольно замирать от восхищения.

Широкий жест

Возведенные архитектурные гиганты красноречиво свидетельствуют об огромном желании Пекина сделать эти Олимпийские игры лучшими из всех когда-либо проводимых. Судя по количеству строительных кранов и выросшему числу высотных зданий (около 300 сооружений высотой более 35 этажей), китайская столица уже несколько лет всерьез перекраивает свой образ, доказывая миру нестереотипность и гибкость технологического мышления. Олимпиада лишь ускорила этот процесс. "Пекин отчаянно стремится быть принятым как глобальный город, — утверждает Джефф Соули, консультант Американской ассоциации планирования. — Ему удалось привлечь к себе внимание всемирно известных архитекторов Нью-Йорка, Лондона, Парижа и вывести бурное строительство на такой темп и уровень, что вскоре удастся затмить и сам Дубай с его "стройкой века". Ультрасовременный "западный" дизайн, радикально отличающийся от канонов традиционной архитектуры императорского Китая, призван подчеркивать новые нюансы самопозиционирования этого государства. Никаких импровизаций в национальном ключе — только прямое утверждение открытости и верного курса на Запад.

С этой целью, по мнению многих компетентных специалистов, и тратились так безрассудно средства, выделенные на проведение Олимпиады. Широкие жесты и простому смертному дорисовывают черты человека сильного и не лишенного влияния. Страна же в данном случае прибавила в политическом и экономическом весе, небезосновательно приблизившись к заветной мечте о сверхмогуществе. Наверняка такая тактика даст позитивный результат и привлечет в страну и без того заинтересованных Китаем предпринимателей со всего мира. Но как скоро отработаются эти вложения? И не спровоцируют ли они в последующем затяжной кризис бравирующего сейчас организма?

Для любой страны право провести Олимпийские игры — как случайно отысканный лишний билетик на редкое представление. Не секрет, что проведенная в каждом конкретном городе Олимпиада помогала не только улучшить местную инфраструктуру за счет государственных вложений и инвестиций, но и обзавестись позитивной репутацией в мире. Ко всему прочему можно рассчитывать и на финансовый успех. Например, в Лос-Анджелесе в 1984 г. Игры не только окупились, но и принесли городу прибыль в пару сотен миллионов долларов, а в Атланте в 1996 г. городской бюджет за счет Олимпиады пополнился на $5,1 млрд. Города-хозяева реконструируются, модернизируются и превращаются в элитные города, готовые принимать туристов, привлеченных престижностью потенциального отдыха. После Олимпиады совсем по-иному смотрят на экономические чудеса в странах средней руки их более развитые соседи.

И все-таки Пекин решил затмить всех.

Реклама на dsnews.ua

В Афинах на подготовку Олимпиады 2004 г. было потрачено $2,4 млрд, в Сиднее восемью годами ранее и того меньше — $1,5 млрд. Чем же собирался удивлять Пекин после таких колоссальных четырехмиллиардных затрат? Прежде всего он "сменил лицо". Необычная архитектура в исполнении модных западных и китайских зодчих действительно до неузнаваемости изменила облик Китая. К лету 2008-го построен 31 спортивный объект в самом Пекине и шесть вне его, несколько новых терминалов аэропортов, олимпийская деревня, более 200 новых гостиниц, театры, выставочные центры.

Вода против пламени

Чтобы начать, в китайской столице пришлось сносить целые кварталы, застроенные традиционными одноэтажными жилищами. Но тут нашлись и плюсы — более полумиллиона их обитателей переселились в новостройки, а проблема "неэкологичного" отапливания старых домишек каменным углем в этом контексте разрешилась сама собой. Пекин смог снизить долю каменного угля в своем энергобалансе, благодаря чему тот приблизился к европейской норме и теперь практически отвечает требованиям ВОЗ.

Первоочередным объектом олимпийского строительства стал Пекинский национальный стадион на 80 тыс. мест, прозванный "Птичьим гнездом" (стоимость строительства — $500 млн). Швейцарская компания Herzog & De Meuron позаботилась об авангардном воплощении своего замысла, подыграв, таким образом, и планам Пекина изменить традиционные стереотипы. Особенностью нового строения стало отсутствие привычных стен — вместо этого стадионный овал сформировали сотни стальных балок, хаотично переплетенных между собой. Еще один необычный эффект — сквозь "запутанный" серебристый фасад ярко-красным пятном просвечивается главная арена страны. Данный цветовой акцент, притягивая внимание, лишний раз вынуждает пробираться сквозь "архитектурный лес" внешней конструкции к эпицентру спортивных событий. Помимо дизайнерских новшеств, были применены и технологические новинки, благодаря которым Пекин вновь попал в струю архитектурного мейнстрима. В частности, перекрытия стадиона "одеты" в специальный полупрозрачный пластик — ETFE (этилтетрафлуорэтилен), который в 100 раз легче стекла, имеет самоочищающуюся поверхность и пропускает до 95% солнечного света.

В точно такой же материл "облачены", к примеру, знаменитый стадион Allianz Arena в Мюнхене и новый Terminal 5 лондонского аэропорта Heathrow.

Не менее пафосным сооружением получился Национальный аквацентр ($100 млн) площадью 80 тыс. кв. м, расположенный напротив Пекинского стадиона. Ему тоже присвоили неофициальное название — "Водный куб", хотя по форме он напоминает, скорее, параллелепипед. Дело в том, что, продумывая все необходимые требования по обогреву, вентиляции и освещению аквацентра, дизайнеры компаний ARUP и PTW никак не могли определиться с концептуальным решением фасада строения. Как только стало известно, что главный олимпийский стадион будет построен в форме птичьего гнезда, была выдвинута идея сыграть на противодействии, то есть рядом с красным "эллипсом" построить синий "куб". "Мы знали, что этот проект должен был быть сверх-оригинальным, чтобы выиграть тендер, поэтому всячески экспериментировали с конфигурацией крыши и стен, но в итоге остановились на форме огромного аквариума, доверху наполненного водными пузырями", — вспоминает Тристрам Карфрей, австралийский конструктор и партнер компании ARUP. — Но не все оказалось так просто, пришлось создавать специальную компьютерную программу, просчитывающую до миллиметра размеры всех "пузырей" для того, чтобы при монтаже и последующей эксплуатации не возникало никаких погрешностей. В итоге каждый из 4 тыс. "пузырей" получил определенную форму и размер, по диагонали некоторые из них достигли 9 м".

Несмотря на фасадные поправки, основным материалом стал все тот же инновационный ETFE, натянутый на подготовленный каркас в два слоя. Помимо визуального эффекта, образовавшиеся таким образом воздушные подушки действительно напоминали водные пузыри — удалось обеспечить аквацентру массу экологичных полезностей, тем самым снизив энергозатраты. Кроме натурального освещения, обеспечиваемого прозрачностью пластика, несколько тысяч "пузырчатых" ячеек также контролируют температурный режим (выкачанный из "пузыря" нагретый солнцем воздух повышает температуру в помещении, и наоборот). Необычная мембранная структура "Водного куба" также обеспечила высокую сейсмическую устойчивость, что для "высотного" Пекина весьма актуально.

Все — во благо

Архитектурные амбиции коснулись не только околоспортивных объектов. Ожидая увеличения пассажиропотока во время Олимпиады, официальный Пекин еще в 2004 г. озаботился строительством нового терминала в пекинском Международном аэропорту, для чего пригласил знатного мэтра Нормана Фостера. Английский архитектор не только оправдал возложенные на него надежды по поводу "ультрасовременности и технологичности", но и открыл Терминал 3 раньше срока, в феврале 2007 г. В итоге Пекин нынче хвастается самым большим сооружением в мире, преодолевшим по площади планку в 1 млн кв. м (территория 170 футбольных полей). По длине новый терминал растянулся аж на 3,25 км, поэтому попасть из одного конца аэропорта в другой можно только с помощью скоростного автоматического транспорта.

Масштабный размах проник даже в культуру — отстроенный в конце прошлого года Большой Народный театр Китая действительно большой во всех смыслах: его полезная площадь составила 150 тыс. кв. м, а вместительность — 6,5 тыс. человек. Французский архитектор Поль Андре, видимо, правильно уловил настроения пекинских властей, по-этому предложил китайцам приобщаться к искусству в оригинальном куполообразном строении из титановых и стеклянных панелей. Чтобы и вовсе удивить жителей и гостей Поднебесной, вход в театр заменен застекленным 75-метровым туннелем, проложенным внутри искусственного озера. Жесткая критика в адрес "купола на воде" сопровождала строительство до самого конца, правда, после первых театральных премьер утихла.

Китайский прыжок

По сути, создав образцы архитектуры нового тысячелетия, удовлетворив масштабные амбиции правящей партии и поразив общественность размахом проведения доверенных ему Олимпийских игр, Пекин тем самым заложил основы будущего благополучия своего народа, по крайней мере на видимом уровне. Внутренняя инфраструктура страны улучшена настолько, что, кажется, отныне китайцы только и будут делать, что жить в чистых современных домах, ездить в комфортных поездах метро, летать через крупнейшие воздушные ворота, ходить в красивейшие залы театров и на оборудованные по последнему слову техники спортивные арены.

Несмотря на возможные подстерегающие неудачи (как то результаты превышенного разумного лимита средств из госбюджета на подготовку к Играм), плюсы для самого Китая и для его репутации в мире очевидны. Предполагается, что вскоре промышленная продукция Пекина будет почти на половину выпускаться на основе высоких технологий. Благодаря НТП валовой внутренний продукт, и так растущий в последнее десятилетие 10%-ми темпами, в обозримом будущем станет одним из самых весомых в мире.

Воплотятся ли в жизнь грандиозные планы Китая по собственному позиционированию как обновленного высокоразвитого государства, и стала ли Олимпиада, как мечталось, мостом между цивилизациями Запада и Востока, скоро прояснится. Заявка на победу, по крайней мере, была хороша.

    Реклама на dsnews.ua