• USD 39.3
  • EUR 42.3
  • GBP 49.3
Спецпроекты

ФУНТ ТОКА

Реклама на dsnews.ua

Все рычаги по управлению энергокомплексом Украины сосредоточили в своих руках менеджеры, близкие к "регионалам" Ринату Ахметову и Андрею Клюеву. Оценивая последствия экспансии "донецких" для энергетики, подавляющее большинство СМИ ограничились очевидным и довольно поверхностным выводом — энергетический бизнес СКМ (Донбасская топливно-энергетическая компания — ДТЭК) усилит свои позиции, возможно, за счет ущемления других участников энергорынка.

Но гораздо более интересно другое — что будут делать "донецкие" со всем остальным энергохозяйством? Сейчас многие отраслевики напуганы несколькими программными мессиджами новой власти — "цены для населения расти не будут, а промышленность получит скидки на большие объемы потребления". В то же время вывод о том, что "регионалы" принесут электроэнергетику в жертву промышленности и "социалке", поспешен. Как показывает практика, СКМ знает, как сделать энергобизнес эффективным. Ведь созданный "донецкими" вертикально интегрированный холдинг ДТЭК представляет собой пример наиболее конкурентной на энергорынке компании. Если донецкие ФПГ захотят расширить свое присутствие в энергобизнесе, купив другие активы для создания компании, подобной ДТЭК, им нужна сильная энергетика. Для этого новая энергетическая властная команда должна будет решить системные проблемы в отрасли и сделать ее менее зарегулированной. А также дать "зеленый свет" приватизации энергогенерирующих компаний и усовершенствовать рынок угля.

Какие же энергетические цели будут преследовать "донецкие" и кто за них заплатит — разбирались журналисты "ВД".

Электрические ножницы

Наибольшую угрозу для украинской электроэнергетики представляет сценарий, когда команда "донецких" "законсервирует" слабую украинскую энергетику, поддавшись соблазну пресечь любую конкуренцию со стороны госэнергокомпаний ДТЭКу. Другими словами, затормозит начатые "оранжевой" властью действия по устранению ключевых проблем ТЭК (перекрестного субсидирования одних потребителей тока другими, несоответствие цен на электроэнергию экономически обоснованному уровню, шлейф взаимных долгов компаний).

К такому поведению новую власть может подтолкнуть и груз социальной ответственности. Представители власти уже заявили о своем негативном отношении к повышению цен на электроэнергию для населения (новые убытки энергетиков). Более того, крупные промпредприятия, сконцентрированные в собственности "регионалов", тоже хотят дешевой электроэнергии. Это для них тем более важно, поскольку потребление тока в ближайшее время должно вырасти — металлурги все чаще будут заменять им дорогой газ. Так что электроэнергетика для промышленников и их парламентского лобби — прежде всего инструмент создания благоприятных условий работы для отраслей, выпускающих конечную продукцию, и поэтому рискует стать жертвой этой роли.

Такой подход со стороны новых энергоуправленцев несет угрозу, что государственные энергокомпании окажутся в ножницах цен. С одной стороны, угольное топливо будет дорожать. С другой — цены на электроэнергию не будут адекватно повышаться. Заявления первого вице-премьера нового правительства Николая Азарова не оставляют сомнений — пыл, с которым его предшественники взялись за повышение цен на газ и электроэнергию, избавляясь от перекрестного дотирования в этих отраслях, он намерен остудить. Уже сейчас понятно, что запущенный предыдущим правительством график постепенного приведения тарифов на электроэнергию и газ к экономически обоснованному уровню будет нарушен. Цена тока для населения сдерживалась на протяжении семи лет, а в этом году повышалась уже дважды — в мае и июне. Очередное повышение цен, которое теперь под вопросом, намечалось с начала сентября этого года — на 25%. Если в процессе роста цен на электроэнергию будет поставлена точка, это станет шагом назад в решении проблемы перекрестного субсидирования в энергетике. Что, в принципе, промышленности невыгодно. Стратегически для нее будет лучше, если Украина станет на путь постепенного отказа от перекрестного субсидирования мелких потребителей тока крупными. Например, в случае неповышения цен для населения с 1 сентября цены на электроэнергию для промпотребителей возрастут на 5,5-6%, и предприятия вынуждены будут заплатить вместо населения лишних 400 млн грн.

Реклама на dsnews.ua

Но промышленники предпочитают более быстрые и ситуативные способы решения проблем — не бороться с неудобной системой, а делать исключения. В этом плане симптоматичны действия промышленного лобби при "оранжевой" власти. В конце прошлого года команда Плачкова—Продана начала приводить тарифы на электроэнергию к единому уровню — чтобы выровнять исторически сложившийся перекос (ток в промышленных регионах дешевле, чем в аграрных). Это сильно ударило по энергоемким предприятиям — электроэнергия для них подорожала на 25-30%. Но с новыми "неудобными" правилами промышленники бороться не стали, а нашли более простой способ снизить затраты. А именно — введение нулевого класса потребителей электроэнергии, к которому отнесут 25 самых энергоемких предприятий страны, получающих 10%-ную скидку на электроэнергию. Вся подготовительная работа уже проведена, нынешнему правительству остается только поставить жирную точку в решении этого вопроса. Впрочем, "регионалы" могут выбрать и еще более простой способ снижения цен на электроэнергию — вернуться к прежнему, дифференцированному подходу оплаты электроэнергии.

То, как поведут себя власти — не побоятся сломать архаичную систему или ограничатся косметическим решением проблемы, как раз и станет индикатором того, ждать ли энергетике системных перемен к лучшему.

В топку

Украинский энергорынок построен по принципу сообщающихся сосудов, и если на нем кому-то из участников слишком комфортно, это неизбежно оборачивается дискриминацией других. Что можно было наблюдать в прошлом году, когда Минтопэнерго вручную устранило конкуренцию со стороны ДТЭКа государственным энергогенерирующим компаниям. Если рынок работает в режиме ценовых заявок, ток "Востокэнерго" будет уходить по проводам первым. Он дешевле, поскольку является продуктом вертикально интегрированной цепочки ДТЭК. И якобы в целях накопления угля газовой группы (а фактически для господдержки четырех других энергогенерирующих компаний) действие этого режима было временно приостановлено.

Теперь государственные и частные энергогенераторы поставлены в равные условия. Но без господдержки государственные энергокомпании не выдерживают конкуренции с ДТЭК, поскольку условия их обеспечения сырьем изначально неравны. "Востокэнерго" покупает качественный уголь у родственных компаний напрямую, в то время как госкомпании — у ГП "Уголь Украины" (см. бокс "Угольная реформа"). Рост цен на уголь уже заставил энергетиков задуматься о выходе из тупика. В одной из государственных энергокомпаний "ВД" намекнули, что не прочь бы и сами последовать примеру менее связанных госрегулированием частников и выбирать приемлемого поставщика угля по прямым контрактам самостоятельно.

Так что решение вопроса обеспечения угольным сырьем энергетики на государственном уровне — первый шаг к ее подъему. Как это сделать и делать ли вообще — как раз и предстоит решить тем, кто стал у руля энергетики . По мнению "ВД", выходом может быть как ликвидация оптового рынка угля и создание угольной биржи, так и организация в любой форме равнодоступного для всех энергетиков источника покупки угля.

От того, настроены ли новые власти устранить дотирование энергетиками угольщиков, зависят и их подходы к приватизации углепрома. Очевидно, что решение о приватизации шахт увидит свет только тогда, когда власти решатся выставить на продажу лишь привлекательные, конкурентные активы. Отменив обязательства поддержки сильным слабого, власти повысят конкурентоспособность государственных ТЭС. Последние смогут купить или импортный уголь, или выбрать из украинских конкурентное по цене и качеству предложение.

Перспективные горизонты

Конкуренция на энергорынке разгорится не только за украинских потребителей тока, а и за внешние рынки. Группа Плачкова—Продана, пребывавшая у руля энергетики до смены власти, создала хороший задел для либерализации рынка экспорта украинской электроэнергии. У этой группы не получилось обрести контроль лишь над одним важным энергозвеном. Руководитель монопольного экспортера украинской электроэнергии "Укринтерэнерго" Олег Бугаев проявлял излишнюю самостоятельность, не позволяя властям вмешиваться в формирование условий экспортных контрактов. А руководство Минтопэнерго обвиняло его в заключении контрактов по недостаточно высокой цене, что закончилось скандалом. Но когда у "Укринтерэнерго" появилось два руководителя — директор Олег Бугаев и президент Игорь Дроздов, противостояние не разрешилось. Точку в процессе увольнения Бугаева мешают поставить продолжающиеся суды. Пока что правительство заявило, что не намерено менять главу "Укринтерэнерго". Вполне возможно, что "донецкие" дадут этому конфликту благополучно угаснуть, дав заработать на этом поприще и своим землякам. Ведь СМИ связывают компании-контрагенты, получающие украинскую электроэнергию за рубежом, с одним из создателей ИСД Виталием Гайдуком.

Но гораздо важнее то, что скандал с неугодным менеджером стал толчком к смене самой системы экспорта тока — у экспортера решили отобрать его монопольное положение. И НКРЭ начала работу над техническим и законодательным оформлением права любой энергокомпании продавать ток иностранцам. Для этого разрабатывается механизм продажи на открытых аукционах т.н. "сечений" электросетей. Такая схема несет плюс для рынка — "Укрэнерго" (оператор магистральных электросетей) за счет таких продаж может получить неплохой доход, а это позволит понизить ставки тарифа на транспортировку тока по территории Украины. И открывает хорошие перспективы для продавцов. Первые претенденты на такую деятельность — те же государственные энергогенераторы. Управляющая госдолями в четырех теплоэнергогенерирующих компаниях — НАК "Энергокомпания Украины" сразу же заявила о своих видах на данный род деятельности, и даже получила для этого необходимую лицензию в Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ). Впрочем, и сами подведомственные ей компании смогут продавать свою продукцию на экспорт. Несомненно, делать это захочет и ДТЭК, так что либерализация экспорта электроэнергии полностью в его интересах.

Так или иначе, экспорт электроэнергии — лакомый кусок, на который будут претендовать многие. Украина имеет перспективы значительного наращивания экспорта тока — ведь вскоре в одном из близлежащих регионов возникнет дефицит электроэнергии — в связи с выводом из эксплуатации Игналинской АЭС в Литве. Как стало известно "ВД", подготовкой почвы для захода на этот рынок занималась НАК "Энергокомпания Украины". СКМ уже получила контроль над денежными потоками НАК ЭКУ с назначением на пост главы этой компании экс-гендиректора "Востокэнерго" Игоря Глущенко. Соответственно имеет возможность выбирать — сделать сильного экспортера тока из ЭКУ, контролируя ее денежные потоки, или же, пользуясь близостью к управлению компанией, сделать так, что она уступит выгодную нишу той же ДТЭК.

Сложный выбор

Новая власть будет развивать энергетику по одному из двух сценариев — оставит ее слабой или, шаг за шагом, начнет трудоемкую и непопулярную работу по повышению привлекательности отрасли. Выбор второго варианта видится нам более вероятным — наверняка СКМ хочет расширить масштабы деятельности в украинской энергетике: приобрести новые активы, сделать эту ветку бизнеса более рентабельной. Но такой сценарий позволит появиться и закрепиться на рынке другим мощным украинским и иностранным игрокам. Если энергетика пойдет по пути либерализации, возможность формирования вертикально интегрированной энергетической компании появится у любой ФПГ. Причем, для этого даже не обязательно покупать отягощенного долгами энергоснабженца — проще будет создать "с нуля" новую компанию. Похожим образом крупнейшие украинские ФПГ уже начали решать вопрос обеспечения газом — СКМ и ИСД недавно получили лицензии на торговлю голубым топливом, дабы не отдавать этот хлеб посредникам. А весной этого года несколько компаний получили в НКРЭ лицензию на поставку тока по нерегулируемому тарифу в немалых объемах — более 2 млрд кВт/час в год. При этом одна из этих компаний вознамерилась обеспечивать током промпотребителей Днепропетровской области — в частности, "Миттал Стил Кривой Рог" и предприятия группы "Приват". Эти предвестники либерализации украинского энергорынка говорят о том, что украинские ФПГ уже созрели для создания собственных энерготрейдеров. И если появится возможность закупать ток на энергорынке напрямую, промышленники с радостью интегрируют энергообеспечение в свой бизнес — это позволит экономить на токе 15-20% его стоимости.

Первопроходец частной энергетики

ДТЭК — единственный сильный частник в сфере производства электроэнергии в Украине, принадлежащий СКМ Рината Ахметова. Объединяющая активы по добыче энергоугля (ОАО "Павлоградуголь"), производству электроэнергии ("Востокэнерго"), и сбыту ("Сервис-Инвест"), ДТЭК поставляет ток крупнейшим промышленным предприятиям группы СКМ ("Азовстали", "Енакиевскому метзаводу" и др.).

Доля "Востокэнерго" в общем объеме тепловой генерации электроэнергии Украины составляет 22%. В первом квартале этого года рентабельность "Востокэнерго" по сравнению с четырьмя государственными энергогенераторами — "Центрэнерго", "Западэнерго", "Днепроэнерго" и "Донбассэнерго" была значительно выше — она достигла 27,63%, притом, что показатели остальных компаний были в пределах 5-11%.

Чтобы получить столь привлекательный сегодня бизнес, в свое время донетчанам пришлось агрессивно отсекать от энергокомплекса страны нужные активы. Скандальные истории с банкротством "Донбассэнерго" и продажей с аукционов сетей "Донецкоблэнерго" сейчас почти забыты, а вертикально интегрированная структура энергобизнеса СКМ окончательно свелась воедино лишь недавно (ранее влияние на "Востокэнерго" и "Сервис-Инвест" приписывали лично Андрею Клюеву).

УГОЛЬНАЯ РЕФОРМА

Энергогенерирующие компании с государственной долей более 50% обязаны покупать уголь у ГП "Уголь Украины" (своеобразный диспетчер угольных потоков). Поставщики угля в ГП "Уголь Украины" — только государственные компании, что мешает созданию полноценного оптового рынка угля. На оптовом рынке уголь стоит дороже, чем у частных компаний, поскольку в его цене заложена стоимость продукции как прибыльных, так и убыточных шахт.

Планы по приватизации убыточных шахт за историю независимой Украины проваливались как минимум трижды. Последняя попытка была предпринята в прошлом году экс-министром Минуглепрома Виктором Тополовым. Сформировать совместно с ФГИ Украины достойный список объектов на продажу так и не удалось. Осознав очевидную абсурдность ориентации на продажу сначала убыточных шахт, власти попытались подготовить для приватизации угольные предприятия, включающие и прибыльные шахты, и убыточные — "в нагрузку".

Новый министр углепрома Сергей Тулуб говорит, что прежде чем приступать к масштабной приватизации отрасли, Кабмин сделает два пилотных проекта, продав убыточные, но имеющие достаточно запасов шахты. Но сначала примет закон об особенностях приватизации углепрома.

МНЕНИЕ.

СЕРГЕЙ ТУЛУБ. Министр угольной промышленности

— Сегодня главная проблема и в угольной сфере, и в энергетике — нет ценообразования, есть "ценоназначение". Нужен открытый, прозрачный рынок, поэтому ТЭС сегодня не надо держать в госсобственности, в генерирующих компаниях. Необходимо вывести их оттуда и отдать стратегическому инвестору. Тогда сформируется рынок производителей электроэнергии, при этом будет конкурс, будет конкуренция. И энергетики уже не будут покупать, как сейчас, уголь с 50% золы, а скажут — нам нужна биржа, мы хотим, как на рынке, прийти — вот прилавок, на прилавке такой-то и такой-то продукт лежит, мы его хотим взять и столько-то платим.

Так вот, ГП "Уголь Украины", который сегодня работает — это предшественник биржи. На его основе будут наработаны соответствующие механизмы, и он останется просто надзорным инструментом, но будет открыто поле для реализации угольной продукции в готовом виде.

    Реклама на dsnews.ua