• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Офшоры в одной связке

Реклама на dsnews.ua

Мировая практика офшорных схем постоянно видоизменяется, систематизируется и, наконец, приобретает устоявшиеся формы в виде наиболее оптимальной схемы для той или иной операции и страны ведения бизнеса. Но усложняющееся международное и национальное антиофшорное законодательство постоянно заставляет изобретать все более изощренные схемы. Поэтому все чаще офшорно-оншорные юрисдикции идут в одной упряжке (в паре или более). Сегодня речь идет о связке "Дания-Лабуан".

Рождение офшорной связки

"Дания-Лабуан" — это не название поезда или шоссе, это про налоги. Да и находятся эти юрисдикции в разных полушариях. Тогда как же появилась эта связка? Оказывается, все просто. В 1989 г. правительство Малайзии решило сделать из островка Лабуан (находится в 10 км от Восточной Малайзии, провинция Сабах) самый что ни на есть налоговый рай. О чем в 1990 г. и был принят Лабуанский закон об офшорной бизнес-деятельности (The Labuan Offshore Business Activity Tax Act 1990). Благодаря этому закону доходы от офшорной торговли стали облагаться всего 3% налогом, а другим офшорным доходам и вовсе дали большую индульгенцию.

Но при этом Лабуан как обычная часть Малайзии смог пользоваться преимуществами налоговых конвенций с другими странами, а таковых конвенций около 50. Конечно, присмотревшись к нововведениям, многие страны стали делать оговорки в налоговых конвенциях, исключающие лабуанские компании от привилегий подобных соглашений. Среди них Нидерланды, Швейцария, Швеция. А вот Дания пошла другим путем!

В 1999 г. Королевство Дания приняло кардинальные изменения в холдинговое законодательство, заявив о себе как о юрисдикции самой что ни на есть холдинговой, то бишь об отсутствии налога при получении дивидендов и наличии крупной сети двухсторонних налоговых соглашений (их ныне около 80). Тем самым Дания внезапно решила поиграть на рынке холдинговых юрисдикций, фаворитами которого давно уже признаны Нидерланды и Швейцария. Разумеется, вот так просто свергнуть их с пьедестала не получилось, но остроты конкуренции придало. Причем весьма важен в этом деле принцип вывода полученной прибыли из холдинговой юрисдикции. Если с голландского холдинга вывод дивидендов на Нидерландские Антиллы выходил дороговато (8,5%) и проще выводить на тот же Кипр, то с датского холдинга за счет конвенции с Малайзией можно выводить дивиденды под 0% на лабуанскую офшорную компанию.

Вывести дивиденды

Суть холдинговой (дивидендной) схемы сводится к владению через безналоговый холдинг корпоративными правами над дочерними компаниями из юрисдикций, с которыми страна инкорпорации холдинга заключила налоговое соглашение. Вдобавок такой холдинг обычно создает так называемые торговые ветки — офшорные компании, через которые прогоняются различные экспортно-импортные схемы для снижения налогового бремени в странах ведения бизнеса и перебрасывания части прибыли в офшор. Причем Дания — единственная респектабельная европейская юрисдикция, которая не облагает налогом входящие дивиденды от офшорных компаний. Так что Дания может использоваться в качестве как льготной, так и транзитной юрисдикции.

Реклама на dsnews.ua

Другое дело страны, с которыми интересно может "использоваться" Дания. Так, за счет двусторонних налоговых конвенций под "ноль", могут получаться дивиденды из Аргентины, Австрии, Бельгии, Бразилии, Китая, Кипра, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Индии, Исландии, Италии, Люксембурга, Малайзии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Сингапура, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Мальты. Кроме того, "дочки" из стран ЕС, не включенных в этот список, используя Директиву ЕС о материнских и дочерних компаниях, также могут переводить дивиденды под "ноль" на условиях Директивы.

А вот Украина благодаря конвенции 1996г. с Данией довольствуется лишь снижением налога на репатриацию с 15 до 5% и то лишь в случае, если холдинг владеет 25% в капитале дочерней компании в Украине. Но этот показатель также считается неплохим. Кроме того, полностью под "ноль" пустить дивиденды в Данию можно через транзитную юрисдикцию — Кипр. Выгодно ли это? Стоит просчитывать: хотите ли вы сразу обналичить сумму либо запутать корпоративную структуру, например, таким образом, чтобы кипрский холдинг владел привилегированными акциями и на него уходили все дивиденды под "ноль", а основным акционером для респектабельности была все же датская компания. Такая схема также интересна тем, кто сотрудничает с датскими компаниями или использует ссылки на датские технологии или торговые марки.

Датская холдингомания

Однако не стоит думать, что проблемы заканчиваются, когда дивиденды попадают на датский холдинг. Разумеется, датчане выставили ряд требований, дабы полученные дивиденды не облагались стандартным корпоративным налогом, который, кстати, у них равен 28%. Так вот для этого холдинг должен удовлетворять трем критериям:

  • Холдинг должен владеть долей как минимум в 20% в капитале дочерней компании.
  • Холдинг должен владеть 20% частью не менее 12 месяцев.
  • Дочерняя компания не должна признаваться подконтрольной зарубежной корпорации (CFC).

Таким образом, получить льготы для холдинга может быть не так-то просто по сравнению с тем же Кипром. С другой стороны, в Дании нет налога на выпуск или продажу акций (taxes on the issue of shares), как например 1%-ный налог в Нидерландах. Еще один плюс — наличие Advance Rulings — запрашиваемых у налоговой администрации разъяснений о легитимности той или иной схемы с холдингом.

И вот, наконец, получая входящие дивиденды без налогов, необходимо их вывести на вышестоящую материнскую компанию из офшорной зоны уже для обналичивания. Опять же, стоит вопрос с налогом у источника уже в самой Дании. Равен он также 28%. Но обойти его можно либо по той же Директиве ЕС, либо согласно налоговым соглашениям. При этом для "нулевого" вывода материнская компания должна владеть как минимум 20% капитала на протяжении 12 месяцев. Если этот срок меньше, то применяется ставка 18,3%. Таким способом и выводятся дивиденды в Малайзию.

Причем выводить можно как напрямую на лабуанскую офшорную компанию, так и через малазийский холдинг. Корпоративная структура Malaysian Satay, состоящая из малазийской компании-резидента и лабуанской офшорной компании, может прикрывать офшорность операции и при этом полностью экономить на налогах. И, разумеется, как в любом офшоре, в Лабуане отсутствует налог на дивиденды при распределении (обналичке) прибыли от офшорной деятельности. Так что схема находит логический конец.

Хитрости инкорпорации

При инкорпорации компании в связке "Дания -Лабуан" в любом случае придется обратиться к специализированным агентам-регистраторам. Как в Дании, так и в Лабуане они могут продать "полочные" компании (Shelf Companies), т.е. ранее зарегистрированные с типовым статутом. Или можно начать процедуру регистрации под себя, но это займет до двух месяцев. Для создания холдинга в Дании достаточно использовать частные компании (anpartsselskab, private company, ApS). По принципу формирования они схожи с нашими ООО и ЗАО и регулируются Актом о датских частных компаниях от 2000 г. Причем при инкорпорации стоит помнить не только о затратах на агента (около $4 тыс.), но и о минимальном уставном фонде в $18 тыс. Впрочем, вложенные деньги потом можно будет вывести.

Учредителем может быть и одно лицо, которым и будет выступать малазийская или лабуанская компания. Ему выдается 100% именных акций (акции на предъявителя возможны лишь для публичных датских компаний). К тому же, по датскому закону, учитывая, что учредитель один, не требуется и публичного держателя реестра. Что же касается директоров, то для частных датских компаний не выдвигается требований к их резидентности и количеству. Как правило, агент решает вопрос с номинальными директорами. При этом обычно берется заявление об увольнении без даты и доверенности на собственника для распоряжения имуществом и банковским счетом.

В Лабуане же создается частная компания, ограниченная акциями согласно общему малазийскому законодательству. При этом компания приобретает статус офшорной в зависимости от видов деятельности.

В Лабуане же создается частная компания, ограниченная акциями, для чего потребуется как минимум один акционер. Требований к минимальному уставному капиталу не выдвигается, компания лишь должна задекларировать капитал, разделенный на определенное количество акций. Обычно это $10000, разделенные на $1 акцию. Офшорной компании в любом случае необходимы будут директор (как правило, номинальный) и резидентный секретарь, которого предоставляет трастовая компания-агент. Поэтому агент и юридический адрес необходимы в любом случае. Стоимость регистрации в срок три недели может составить около $3500, а стоимость содержания — $2300 в год.

Основной принцип деятельности лабуанских офшорных компаний — получение доходов от деятельности за пределами Лабуана и отсутствие деловых сношений с резидентами Малайзии. Хотя этот принцип не считается нарушенным, если компания проводит собрания на территории Малайзии, получает профессиональные консалтинговые и аудиторские услуги от малазийских резидентов, снимает в Лабуане недвижимость для офисных целей. Также для банковской, страховой и иной финансовой деятельности необходима специальная лицензия. Заметим, лабуанская компания особо не отличается от других офшорных компаний, являясь более жестко урегулированной, нежели белизские и панамские компании. Тем не менее возможность лабуанской компании использовать малазийские налоговые конвенции дает неоспоримые преимущества в процентных, лицензионных и арендных схемах.

ДАНИЯ — ЛАБУАН

ЗА

  • Датские холдинги могут не облагаться корпоративным налогом в части полученных дивидендов.
  • Кроме имплементации Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях, Дания заключила около 80 налоговых соглашений, часть из них позволяет свести налог у источника к 0%.
  • Отсутствие налога у источника при выводе прибыли датского холдинга в Малайзию (Лабуан).
  • Минимальные налоги у лабуанских офшорных компаний и структурах Malaysian Satay.
  • Возможность обналичить дивиденды в Лабуане.
  • Защита активов в Дании и конфиденциальность в Лабуане.

ПРОТИВ

  • Дания проигрывает Кипру, а также в некоторых случаях Нидерландам по размеру ставки налога на репатриацию при перечислении дивидендов из Украины.
  • В Дании имплементировано законодательство о CFC (подконтрольных иностранных корпорациях).
МНЕНИЕ.

АНДРЕЙ СКНАРЬ. Руководитель управления консалтинга "IGK-Украина Аудит"

— Датские оншоры используются российским бизнесом чаще, чем украинским. В Украину приходят настоящие датские компании, специализирующиеся в основном в областях информационных технологий и сельского хозяйства. Налоги от полученной прибыли должны уплачивать ее партнеры — учредители по месту своей резиденции. Эта схема работы подобна английской LLP и, соответственно, имеет такие же недостатки. Хотя привлекательность датских холдингов уступает нидерландским, они могут быть интересны только из-за специфических преференций и направленности бизнеса. При определенных условиях дивиденды, полученные холдингом от зарубежных дочерних компаний, освобождаются от корпоративного налога. Управление налогом на прирост капитала и налогом у источника на выплачиваемые дивиденды требуют определенного мастерства. Обязателен аудит, но его прохождение может быть облегчено получением предварительных согласований с налоговыми органами по отдельным операциям. Тут необходимо отметить, что для работы на европейском рынке прозрачность бизнес-процессов и их понятность для регулирующих органов и банков важнее итоговых цифр по операциям.

МНЕНИЕ.

ЕЛЕНА ПАВЛОВА. Специалист международного отдела "Sales Offshore Ltd"

— Использование датской компании для построения международного бизнеса может быть интересно лишь с точки зрения регистрации в ней холдинга. Являясь европейской страной, Дания достаточно мягко подошла к вопросу о минимизации налогообложения через построение холдинговой структуры. Ее законодательство ныне содержит все критерии холдинговой юрисдикции, включая не только налоговые преимущества, но респектабельность, стабильность и наличие современного корпоративного законодательства. Соответственно при учреждении Датского холдинга необходимо подобрать в качестве акционера такую страну, в которую дивиденды можно выводить по нулевой ставке. Одним из таких государств является Малайзия. Между двумя этими странами подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, что позволяет свободно выводить средства. Компания в Малайзии не платит налог на дивиденды, полученные из иностранного источника, что дает ей возможность капитализировать средства. В Малайзии отсутствует финансовый контроль, а налог на прибыль взимается только в том случае, если она была получена из источника, находящегося на территории Малайзии.

    Реклама на dsnews.ua