• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

ВИКТОР ПИНЗЕНЫК

Реклама на dsnews.ua

Дискуссия о том, куда потратить деньги от повторной продажи "Криворожстали" неожиданно обнажила страшную правду о реальном положении дел в бюджетном хозяйстве Украины. К моменту проведения аукциона непокрытый дефицит бюджета 2005 г. составлял около 7 млрд грн. При этом, когда принимали Закон о госбюджете нынешнего года, о продаже "Криворожстали" никто всерьез не помышлял. Следовательно, не прояви Президент Виктор Ющенко (а еще ранее экс-премьер-министр Юлия Тимошенко) политическую волю, правительству пришлось бы в срочном порядке искать указанную сумму на внешних рынках.

В свою очередь это послужило бы четким сигналом для отечественных и зарубежных инвесторов — в Украине начались проблемы с финансированием дефицита государственного бюджета. С каждым годом привлекательных объектов для приватизации в Украине остается все меньше, а дефицит бюджета растет. Несмотря на бодрые заклинания правительства, реальность такова, что, кроме как брать в долг и продавать госимущество, других способов "затыкания" бюджетных дыр в родном отечестве не придумали. О том, что же будет, когда все продадим и о многом другом "ВД" решила спросить у министра финансов Украины Виктора Пинзеныка.

"Минфин не должен заниматься распределением денег"

Сформулируйте, пожалуйста, четкую позицию Министерства финансов по вопросу о распределении средств, полученных от приватизации "Криворожстали". На какие цели они будут потрачены и почему?

— Единственным документом, регламентирующим такого рода вопросы, является Закон о госбюджете. Что касается 2005 г., то ситуация следующая. Бюджет этого года (с учетом последних изменений, принятых парламентом) утвержден с дефицитом 8,5 млрд грн. До момента повторной продажи "Криворожстали" в бюджет от приватизации поступило 700 млн грн., следовательно, непокрытыми оставались 7,8 млрд грн. дефицита. Уменьшаем 19,9 млрд грн. (средства от продажи "Криворожстали" за вычетом 4,3 млрд грн., которые должны быть возвращены прежним владельцам комбината — прим. "ВД") на эту сумму, получаем 12,1 млрд грн. Кстати, в цифре 7,8 млрд грн. заложен неплохой, на мой взгляд, вариант использования бюджетных средств — увеличение капитала двух государственных банков: Ощадбанка — на 400 млн грн. и Укрэксимбанка — на 300 млн грн. Первому (с учетом недавнего решения НБУ, разрешившего Ощадбанку кредитовать юридических лиц) — это позволит работать, как полноценному банку. Второму — вливание дополнительных 300 млн грн. позволит увеличить кредитный портфель на 7 млрд грн. По поводу распределения оставшихся 12,1 млрд грн. правительство готовит предложения ко второму чтению проекта Бюджета-2006.

Наверное, многим в Украине хочется отрезать кусочек от пирога "Криворожстали". Ощущаете ли вы на себе влияние лоббистских групп?

— (После небольшой паузы.) Министр финансов — это особая позиция в любом правительстве, это всегда оппозиционер. Просители есть. От некоторых заявок я подолгу пребываю в шоке. И, главное, что они действительно верят, что бюджет может себе позволить любой политический или промышленный каприз! По-моему, Минфин не должен заниматься распределением денег. Эти задачи должны решать соответствующие министерства. А политику приоритетов должны определять Президент Украины, Кабинет Министров и Парламент.

Насколько плотно Президент Виктор Ющенко контролирует судьбу средств, полученных от приватизации "Криворожстали"?

— Президент поставил перед правительством несколько принципиально важных заданий: обеспечить за счет части этих средств финансирование целей экономического развития и ряда вопросов, имеющих отношения к бюджету 2006 г. Несколько важных решений в этом направлении уже принято. Правительство решило отказаться изымать часть средств из дорожного фонда (до сих пор эти деньги шли на покрытие дефицита госбюджета — прим. "ВД"). В 2006-ом впервые мы не будем забирать эти деньги, а это значит, что дополнительно 2 млрд грн. пойдут на строительство и обустройство дорог. Следующая задача — реализация программ по энергосбережению. Предложения по этому вопросу готовит специальная рабочая группа. Кроме того, есть проблемы, связанные с финансированием коммунального хозяйства, кредитованием села, формированием госзаказа для предприятий ВПК, строительством метро, мостов, информатизацией школ, пополнением госрезервов и др.

Чиновники из Минпромполитики не раз жаловались нам на то, что не могут найти в Минфине понимания по отраслевым льготам… Разве это не цели экономического развития?

Реклама на dsnews.ua

— По налоговым льготам в Минфине действительно можно найти непонимание. По многим другим вопросам мы (с Минпромополитики — прим. "ВД") находили и будем находить взаимопонимание. Только не в отношении льгот и преференций. Потому что все должны находиться в равных условиях. Но мы готовы поддержать их в использовании других инструментов. Неплохо, к примеру, работает инструмент удешевления процентной ставки по кредитам, особенно в отношении краткосрочных займов. Можно говорить о кредитной поддержке ряда направлений развития (например энергосбережения) в виде льготных процентных ставок.

Вы видели своими глазами конкретный проект по энергосбережению?

— Нет. И надеюсь увидеть его уже реализованным. Решать, какой проект кредитовать согласно схеме, о которой я говорил, должны не Минфин или другие ведомства, а коммерческие банки. Отбирать проекты будут банки, а мы лишь можем задавать направление будущих инвестиций.

"Закон о бюджете нужен не только правительству"

Главный вопрос, который волнует бизнес, — какой будет инфляция в конце 2005 г.?

— Мы близки к плановому показателю — 9,8%.

Какие рынки вызывают у вас опасения с точки зрения инфляционных ожиданий?

— Мы ощутили в этом году проблемы со стороны нескольких товарных рынков. В частности, рынка продуктов питания. Возможно, частично причиной послужил тот факт, что бизнес не смог оперативно отреагировать на возрастающую платежеспособность потребителя расширением рынков и созданием новых. По нашим расчетам, доля семей с доходами на уровне прожиточного минимума выросла с 14% в 2004-ом до 42% в 2005 г. Результаты этого исследования мы опубликовали на сайте Минфина, распространяли через СМИ, однако бизнес, видимо, не смог отреагировать на резкий рост потребительского спроса. Кроме того, у правительства не было возможностей для проведения товарных интервенций (по сахару, топливу), что и сказалось на ценах соответствующих товаров. Эту проблему (запасов — прим. "ВД") придется решать.

В Минфине задумываются над тенденцией превышения темпов роста импорта над темпами роста экспорта? Когда сальдо платежного баланса Украины станет отрицательным?

— Пока я не вижу причин для формирования в Украине отрицательного платежного баланса. За первое полугодие 2005 г. положительное сальдо платежного баланса составило $2,3 млрд, а по итогам года, думаю, достигнем отметки в $8-9 млрд. С плюсом. Опасений по поводу курса гривни у меня тоже нет. К концу года у Нацбанка будет около $19 млрд валютных резервов. Эта цифра должна внушить спокойствие любому эксперту.

Почему в 2005 г. в Украине не произошло значительного притока инвестиций, как это прогнозировала власть?

— Как экономист могу утверждать: проблем с инвестициями в Украине нет, есть проблемы в политике.

Как в целом выполняется бюджет 2005 г.?

— В целом идем с перевыполнением плана по доходам на 3,2 млрд грн. В ноябре поступления в госбюджет должны составить 8,8 млрд грн., а может, и больше. Этот месяц — всегда хороший для бюджета. Причем процент возмещение НДС растет. За 10 месяцев мы вышли на уровень 91%, тогда как три месяца назад возмещалось только 81% налога.

Какие основные риски ждут украинскую экономику в 2006 г.?

— Парламентские выборы. Самое опасное, к чему они могут привести, — разбалансирование бюджета. По нашим оценкам, в парламенте сейчас находится несколько законопроектов, предусматривающих увеличение расходов бюджета на 372 млрд грн.(!) Этого хватит еще на три бюджета. К счастью, часть законов не принимается, а другие останавливает президентское вето.

Приватизация крупных объектов провоцирует значительный рост расходов бюджета. Чем правительство думает покрывать бюджетный дефицит, когда все дорогостоящие объекты будут проданы?

— Нельзя допустить, чтобы в Украине укоренилась традиция финансировать рост пенсий, зарплат, а также коммунальные услуги и т.д. за счет разовых поступлений. Эти статьи расходов должны обеспечиваться за счет налоговых поступлений. Рост расходов, а, следовательно, и дефицита (в допустимых пределах) возможен за счет разовых доходов. Иначе говоря, разовые доходы (приватизация) — разовые (невозобновляемые) расходы.

Когда, по вашим прогнозам, парламент окончательно примет бюджет на следующий год?

— Если бы я был диктатором, я бы вам ответил...

Но вы же были депутатом…

— Да, но у этого депутата была только одна карточка. После первого чтения нам предложили проект бюджета, в котором расходы завышены как минимум в два раза. Ко второму чтению Кабмин должен сделать из этого политического документа экономический.

Можно ли предположить, что новый бюджет "случится" до начала декабря 2005-го?

— Не знаю. Могу только гарантировать, что мы вовремя предоставим в парламент бюджет ко второму чтению.

"Может ли пенсия украинца составлять 1 млн грн.? Может"
Столичные власти требуют от Минфина перечислить в бюджет города около 900 млн грн., мотивируя это тем, что в 2004 г. на соответствующую сумму смета Киева была перевыполнена, однако главное финансовое ведомство этого не учло. Почему Минфин отказывается выплатить Киеву почти 900 млн грн.?

— Я могу подарить вам несколько лишних экземпляров Госбюджета 2005 г. Если вы найдете строчку о том, что мы что-то должны Киеву, то мы завтра оплатим.

Тогда в чем же суть конфликта?

— Я не вижу причин для конфликта. От нас требуют деньги якобы за перевыполнение плана по доходам в 2004 г. В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом мы имеем право финансировать лишь те расходы, которые предусмотрены Законом о госбюджете. Все деньги расписаны. И если, допустим, сегодня тех денег, что требует Киевская госадминистрация, нет в бюджете, их нужно у кого-то забрать, в том числе у киевского учителя, врача или пенсионера. У нас нет такой субвенции по Киеву.

В чем же тогда, по-вашему, истинная причина притязаний столичных властей к вашему ведомству?

— В преддверии выборов многие политики ищут способы проведения пиар-кампаний.

Хорошая получается кампания, 1 млрд грн…

 — Получается, что хорошая…

Как складываются отношения у Минфина с Пенсионным фондом?

— С Пенсионным фондом у нас проблем нет. Но возникают общие проблемы с пенсионным обеспечением, в частности, с огромными пенсиями. Допустим, гражданин зарабатывает 500 грн. Вопрос: может ли его пенсия составлять 1 млн грн.? Утверждаю, что да, хотя в голове простого человека это не укладывается. Оказывается, что некоторым категориям избранных пенсионеров пенсия начисляется исходя из доходов, полученных в последний месяц работы. В этом случае ему начисляют всевозможные премии, бонусы и т.д. Затем избранный возвращает выданные деньги всем заинтересованным лицам. Я называю это "эффектом Билоконя".

Вы имеете в виду госслужащих?

— Нет, как раз госслужащие ввиду законодательных ограничений не могут этого себе позволить. В Украине нужно срочно проводить серьезную пенсионную реформу. Первым шагом в этом направлении должно стать ограничение пенсий до тех пор, пока не отменены специальные пенсионные системы. Это очень серьезная проблема. Если ее не решить, Украину ждет катастрофа пенсионного обеспечения.

Каков сегодня дефицит Пенсионного фонда?

— На конец текущего года мы прогнозируем, что дефицит Пенсионного фонда составит около 130 млн грн. Но эта сумма может существенно вырасти (вследствие принятия парламентом в преддверии выборов законов, направленных на увеличение пенсионных выплат, — прим. "ВД").

"Судьба человека не должна зависеть от министра"
Какие реформы вы провели в Министерстве финансов?

— Придя в Минфин, я увидел, с одной стороны, массу квалифицированных специалистов. С другой — очень многое требовало реорганизации. К примеру, прежняя структура министерства мне до сих пор непонятна. После реорганизации нам удалось сделать структуру ведомства простой и понятной. В министерстве функционируют три основных блока: бюджетный, налоговый и финансовой политики. Работа почти завершена, осталось сделать несколько кадровых перестановок.

Как вы решаете вопрос удержания ценных специалистов? Что вы можете им предложить?

— Такая проблема есть. Вообще, начисление зарплат в бюджетных структурах — отдельная тема. Как правило, она состоит из низкого оклада и массы надбавок. Я, к примеру, не знаю, какие надбавки получаю. Когда мне приносят выписку, она занимает целую страницу. Это абсурд! Судьба человека не должна зависеть от министра: подпишу я ему надбавку или нет. Поэтому мы разделили премию на гарантированную и ту, которая действительно будет являться премией, которую получают не все. К сожалению, такой подход не может полностью остановить уход ценных специалистов. К примеру, сейчас увольняется очень хороший специалист, с которым я ездил на road-show украинских еврооблигаций. Мне было приятно видеть, что его знают все банкиры, но я не могу его удержать.

А какая у вас зарплата?

— Около 17 тыс. грн.

"У нас в партии состоят умные люди"
Назовите самые крупные ошибки и успехи правительства Юлии Тимошенко.

— Мне не нравится политизация этого вопроса. Нет правительств, которые не ошибаются. Главное, вовремя исправлять ошибки. Но многие вещи, которые делало предыдущее правительство, я считаю правильными.

Почему вы решили работать в правительстве Юрия Еханурова? Как вам работается в новой команде?

— Этот вопрос я согласовал с Президентом и премьер-министром. В новом правительстве чувствую себя на своем месте. Вообще, об этом некогда думать, слишком много работы.

Как у вас складываются взаимоотношения с Президентом?

— У нас хорошие отношения с Президентом. Мы понимаем друг друга, особенно при обсуждении экономических вопросов.

Может ли Президент принять вас, что называется "по первому требованию"?

— Конечно, нет. Назовите мне страну, где это возможно. Президент решает не только вопросы Министерства финансов.

Стал ли Президент более доступным после того, как из его ближайшего окружения исчез Александр Третьяков?

— Проблему с Третьяковым иногда делают надуманной. Да, я считаю, что мне нужно больше общаться с Виктором Ющенко, однако я пытаюсь не тревожить Президента по пустякам. Стараюсь идти к нему лишь тогда, когда необходимо чтобы Президент знал о ситуации, требующей политического решения, или для согласования очередного политического шага.

Подчас складывается впечатление, что Президент не всегда должным образом осведомлен о происходящем в экономике страны. Вы согласны с этим?

— (После паузы.) Что касается моего блока, я стараюсь предоставлять ему информацию по тем вопросам, о которых, на мой взгляд, должен знать Президент. Есть очень много мелочей, о которых ему не нужно знать, если, конечно, эти мелочи потом не превращаются в серьезные проблемы. Бывает, я и сам не знаю о многих мелочах, поэтому прошу коллег помочь мне в том или ином вопросе. Уверен, что Президент хорошо владеет экономической ситуацией.

Какое влияние оказывает ваша политическая деятельность как лидера ПРП на исполнение обязанностей министра финансов?

— Наверное, вам со стороны виднее.

А что вы будете делать, если, к примеру, завтра партия настоятельно порекомендует вам уйти в отставку?

— Этого не случится. У нас в партии состоят умные люди.

Вы разделяете точку зрения, согласно которой министр должен быть беспартийным?

— Честно говоря, я не знаю, в какой партии состоят мои заместители. Меня это не волнует. Главное, чтобы пришедшие работать в Министерство были профессионалами.

Кем вы предпочтете остаться после парламентских выборов: министром или депутатом?

— Я останусь тем, кем был всегда, — Виктором Пинзеныком. Власть для меня — не самоцель.

То есть, если Президент предложит вам остаться на должности министра финансов, вы согласитесь, тем самым лишившись депутатского мандата?

— Я не это имел в виду.

Где вы видите лучшие условия для самореализации: в исполнительной власти или в парламенте?

— Это неправильный вопрос. Важна не сама должность, а понимание того, что следует делать на этом месте.

Что должно произойти, чтобы министр финансов Украины Виктор Пинзенык ушел в отставку?

— Скажу только одно: по политическим причинам я в отставку не уйду.

Что вы делаете в свободное время?

— Как видите, общаюсь с журналистами.

Беседу вели Вячеслав Калугин, Руслан Ильичев

ОБЪЕКТИВКА

Пинзенык Виктор Михайлович. Родился 15 апреля 1954 г. в с. Смологовица, Иршавского района, Закарпатской области.
В 1975 г. окончил экономический факультет Львовского государственного университета им. И.Франко по специальности экономист.
В 1975-1981 гг. работал ассистентом,
в 1981-1990 гг. — доцентом,
1990-1992 — профессором, заведующим кафедрой экономики и управления народным хозяйством экономического факультета Львовского государственного университета им. И.Франко.
С 27.10.92 по 13.04.93 гг. — министр экономики Украины,
с 27.10.92 по 30.08.93 гг. — вице-премьер-министр Украины по вопросам экономики.
С 31.10.94 по 03.08.95 гг. — 1-ый вице-премьер-министр Украины по вопросам экономических реформ.
С 03.08.1995 по 09.96 гг. — вице-премьер-министр Украины по вопросам экономической реформы.
С 09.1996 по 07.04.97 гг. — вице-премьер-министр Украины.
С 10.1997 г. — председатель партии "Реформы и порядок". Народный депутат 1-4 созывов.
С 04.02.2005 г. — министр финансов Украины. Доктор экономических наук, профессор. Увлекается музыкой, туризмом, игрой в преферанс.

    Реклама на dsnews.ua