• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Ставка на развод

Реклама на dsnews.ua

Понимая неизбежность пересмотра газовых отношений с Украиной, Россия форсирует их разрыв до парламентских выборов, чтобы получить максимум политических дивидендов.

Россия пытается добиться пересмотра существующих договоренностей, которыми жестко зафиксированы условия транзита российского газа через украинскую территорию. Внешне все выглядит так, как будто стороны спорят о повышении цены газа. Но в действительности борьба идет за время. Украинцы на самом деле тоже не против подкорректировать существующую договорную базу. Только у нас есть причины не спешить с этим до парламентских выборов. Россияне, напротив, желают придать переговорам максимальный политический резонанс, и побыстрее.

Узы газа

Напомним, что сейчас основополагающим в этой сфере является международное соглашение "О дополнительных мерах по обеспечению транзита природного газа территорией Украины в период 1998-2013 гг.", а также межправительственные и коммерческие договоры, подписанные в 2001-2003 гг. для развития указанного соглашения.

По этим документам, точнее, по прилагающимся к ним протоколам согласования (неотъемлемых дополнений к договорам), Украина и РФ определили достаточно сложный график наращивания поставок газа в Европу через территорию нашей страны, а также цены и схему расчетов. Как уже указывалось выше, по этой схеме Россия взяла на себя обязательство до 2009 г. поставлять в счет оплаты транзита 20 млрд куб. м газа в оплату транзитного тарифа по ставке $1,09/тыс. куб. м на 100 км с опорной ценой газа $50/тыс. куб. м. Украина, в свою очередь, гарантировала постоянную величину тарифа, а также обоюдный контроль над техническими и иными отборами принадлежащего российскому ОАО "Газпром" транзитного газа.
Несмотря на большое желание россиян поднять цены на газ до $150/тыс. куб. м (при ставке транзита $3/тыс. куб. м на 100 км), у украинцев сейчас сильные позиции. Россияне мотивируют свое желание повысить цены на поставки газа ростом стоимости нефти. В то же время украинцы отвергают эти аргументы, отрицая сам факт того, что цены на нефть и газ обязательно должны быть связаны.
По словам участников переговоров, пожелавших остаться неназванными, столь "прозаичная" позиция украинцев поставила россиян в тупик.

Связанные долгосрочными договорными обязательствами, русские могут поднять цену для Украины, лишь требуя денонсации существующих соглашений. Что они, собственно говоря, и делают. Это можно воспринимать как попытку перевести в политическую плоскость те экономические проблемы, которые россияне, по-видимому, не смогут решить путем переговоров.

Грядущий передел

На первый взгляд, требования россиян денонсировать соглашение "О дополнительных мерах по обеспечению транзита природного газа территорией Украины в период 1998-2013 гг." не менее чем парадоксальны. Дело в том, что в долгосрочном периоде наличие такого соглашения России выгодно. Ведь она, по сути, контролирует транзит своего газа через Украину. Если же разорвать существующие договоры о транзите газа, теоретически ничто не помешает западным компаниям — например, немецкой "Рургаз" или, что более вероятно, французской "Газ де Франс" — покупать голубое топливо у России на границе с Украиной и договариваться о транзите с украинскими властями. Этот передел не совсем позитивно скажется на рыночных позициях российского "Газпрома".

Здесь стоит также вспомнить об еще одном важном соглашении, которое является основой украинско-российских газовых отношений — о коммерческом договоре от 4 августа 2004 г. "Об урегулировании долга за потребленный в 1997-2000 гг., но не оплаченный Украиной российский природный газ". Это соглашение, подписанное руководителями Национальной акционерной компании (НАК) "Нафтогаз України" и РАО "Газпром", реструктуризирует уже не государственный, а коммерческий долг украинской государственной компании перед российским поставщиком газа на сумму $1,4 млрд.

Реклама на dsnews.ua

По этому соглашению указанный долг ежегодно погашается за счет снижения "Газпромом" части его платы за транзит российского газа через Украину. Говоря простым языком, по нему Украина согласилась на два обязательства. Первое — "недобирать" у России порядка 5 млрд куб. м газа из всех 25 млрд куб. м, ранее поставлявшихся в счет оплаты за транзит. Второе — предоставлять российской стороне право распоряжаться и переуступать эти 5 млрд куб. м третьему лицу, которым является швейцарская компания RosUkrEnergo (учредительный договор о ее создании был подписан в Москве "в пакете" с подписанием рассматриваемого нами долгового соглашения).

Не вдаваясь в политические перипетии вокруг "договора о долге в $1,4 млрд", следует отметить, что Минюст Украины весной этого года признал это соглашение "от буквы до буквы" незаконным, после чего Юлия Тимошенко (будучи тогда премьером) заявила о необходимости его денонсации и перехода на "прозрачную схему" — прямого погашения долга деньгами и без участия третьих лиц. Экс-министр юстиции Роман Зварыч подверг договор беспощадной критике. "Договор предусматривает какой-то уж очень странный механизм. По нему долг гасится за счет уменьшения товарной платы, поступающей нам за транзит. Но какая-то часть этого газа, то есть право уступки долга, переходит к третьему лицу, в данном случае, швейцарской компании RosUkrEnergo. В расчетах между тремя сторонами действует еще более странный механизм, по которому Украина использует одни цены газа — при определении стоимости товарного погашения транзита, другие цены — при передаче газа RosUkrEnergo, третьи цены — при начислении оплаты российского транзита", — заявлял тогда экс-министр, добавив, что действующее соглашение придется корректировать на межправительственных переговорах или в судебном порядке, вплоть до Стокгольмского международного арбитражного суда.

После отставки премьер-министра Тимошенко страсти вокруг необходимости денонсации соглашения несколько улеглись. Сигналом окончания лоббистских войн стало официальное заявление главы правления НАК "Нафтогаз України" Алексея Ивченко, который в конце октября сказал, что начало денонсации "договора о $1,4-миллиардном долге" летом 2005 г. было преждевременным. "Я считаю, что надо сначала сформировать рынок газа и цены на 2006 г., а уже потом заниматься сверкой законности ранее подписанных соглашений", — заявил г-н Ивченко.

Неизбежное переформатирование

Похоже, расчет украинской власти прост — пересмотреть соглашения как по транзиту, так и по урегулированию долга после того, как политические баталии, связанные с выборами в парламент, утихнут. В принципе, украинцы могут и сейчас денонсировать соглашение о транзите природного газа территорией Украины в период 1998-2013 гг., равно как и признать незаконным договор о долге в $1,4 млрд в международном суде. Таким образом, газовые отношения с Россией можно будет строить практически с чистого листа. Тем не менее, нынешней украинской власти такой показательный разрыв отношений с Россией политически невыгоден.

Педалирование "российского вопроса" потенциально может снова поделить страну на два лагеря и стать причиной внутренней нестабильности. Поэтому Украине лучше сделать то же самое, но только после парламентских выборов — ненужного шума будет на порядок меньше.

Таким образом, россияне, осознавая реальность пессимистичного для них развития ситуации, пытаются получить максимум политических дивидендов от неизбежных реформ в украинско-российских газовых отношениях.

МНЕНИЕ.

ДМИТРИЙ МАНГИЛЕВ.
Аналитик инвестиционной компании "Проспект" (Россия)

— Дорожает не только нефть, дорожает и газ. Цена поставляемого в Европу газпромовского газа сейчас выросла и составляет порядка $200 за 1 тыс. куб. м.

Я уверен, что Россия и Украина, так или иначе, заключат какие-то новые соглашения. В любом случае, у России нет возможности не пропускать газ через Украину. Есть только два экспортных маршрута: через Украину и через Беларусь, и они не взаимозаменяемые. К тому же у Украины пока нет альтернативных источников газа, кроме как из России.

Теоретически существует возможность, что европейские потребители газа будут покупать топливо на украинско-российской границе и самостоятельно договариваться с НАК "Нафтогаз України" о транзите. Но насколько Украина сама готова предоставлять такие услуги? Автоматически это предполагает, что Украина сама будет получать российский газ по европейским ценам. "Газпром" в таком случае просто будет продавать газ Украине без разговоров о транзите. Думаю, что самой Украине этот вариант не выгоден.

МНЕНИЕ.

МИХАИЛ АРМЯКОВ.
Начальник аналитического отдела инвестиционной компании "РИМ" (Россия)

— На мой взгляд, в стремлении России повысить цены на газ для Украины большую роль сыграл запуск "Голубого Потока" (газопровод из России в Турцию — прим. "ВД"). Соответственно у России появилась возможность попытаться получать за газ более высокую цену.

Действительно, почему Россия должна продавать газ Украине по цене, которая ниже, чем она для Европы? И потом, были неоднократные примеры, что долгосрочные соглашения, которые заключало прежнее руководство "Газпрома", не учитывали возможные изменения рыночной конъюнктуры. Несколько лет назад это было проблемой для руководства "Газпрома", когда оно попыталось изменить договоры с европейскими странами.

Вариант, что европейские потребители будут договариваться о транзите с Украиной напрямую, теоретически возможен, но как это будет реализовываться на практике, я с трудом представляю.
Вообще, на сегодняшний день есть лишь смесь бизнеса и политики, и нет договоренности о цене, по которой Украина будет покупать российский газ в следующем году.

СПРАВКА "ВД"

В отличие от танкерных и трубопроводных партий нефти, ежечасно котируемых на большинстве мировых товарных бирж, долгосрочные контракты на крупнооптовые поставки газа не являются биржевым товаром.
Небольшая торговая площадка по торговле своп-контрактами на поставку незначительных (не более 2 млрд куб. м) объемов газа работает лишь в Лондоне с 2003 г., но и то в экспериментальном режиме и, к тому же, жестко согласуется с планом реформирования британского рынка газа и реструктуризации бывшей государственной компании British Gas.

В то же время ценообразование подавляющего большинства оборота мировой торговли природным газом производится раз в году, в ходе сверки ценовых протоколов к долгосрочным, как правило, 5-25-летним контрактам, которыми цена устанавливается один раз и далее значительно не меняется.

Исключение из этого правила составляет механизм ценообразования газа, который продается на розничном рынке (населению и промышленности). Цены этого рынка в течение 2001-2004 гг. в Европе действительно выросли: колебания происходили в диапазоне $90-140/1 тыс. куб. м.
Но базовые цены оптовой торговли практически неизменны.

В США, в отличие от Европы, цена базовых контрактов на поставку газа привязывается к доходности компаний-продавцов от операций с нефтью. Но газовый рынок США и Канады замкнут и не имеет никакого отношения к Европе.

Любое существенное повышение оптовой цены на природный газ представляет собой катастрофу для российского экспорта: для европейских потребителей "повышение цен вслед за нефтью" автоматически повышает рентабельность дорогостоящей добычи газа в Голландии и Северном море. Что, естественно, сужает рынок российского газа.

    Реклама на dsnews.ua