• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Обычная практика. Почему фанатам УПЦ МП полезно выучить историю

Реклама на dsnews.ua
Договоры о сотрудничестве державы и религиозных организаций - вовсе не украинское ноу-хау. И даже в России были примеры такого сотрудничества - с католической церковью

Утро четверга под Верховной Радой началось с молебна: прихожане УПЦ МП пришли спасать свою церковь. Ведь священники украинского филиала РПЦ убеждают верующих, что украинская власть собралась уничтожить православие в стране. Среди тех, кто пришел митинговать под Раду, оказался и победитель последнего конкурса "Голос страны" Александр Клименко. Тот самый, который якобы назвал сумасшедшими героев Небесной сотни. Впрочем, полупустой зал Рады и планомерное "проваливание" законопроектов во время голосования не оставляют надежды на то, что законы "о религии" будут скоро рассмотрены и приняты. 

Дискуссии вокруг создания украинской поместной церкви, а также деятельности в Украине УПЦ МП как филиала Русской православной церкви, ведутся уже второй десяток лет. В 2014 г. активисты даже собирали подписи под требованием к парламенту и президенту запретить деятельность "террористической организации Русская православная церковь Московского патриархата и ее регионального отделения УПЦ МП в Украине". 

Законопроекты, вокруг которых развернулись баталии на этот раз, касаются урегулирования вопросов отношения религиозных организаций с государством ("особый статус"), а также перехода верующих из конфессии в конфессию (вместе с имуществом, особо подчеркнем).

Еще до рассмотрения законопроектов в Раде тема "ликвидации русского православия" стала отличным поводом для пиара нардепов и экспертов, известных симпатиями к "злочинному режиму". Так, к примеру, Сергей Кивалов заявил, что у него есть тысячи подписей от прихожан церквей УПЦ МП, которые требуют защитить их право на свободу вероисповедания. А любитель "крестных ходов" Вадим Новинский прямо заявил: Украину хотят вернуть в социалистический лагерь, государство не имеет никакого права вмешиваться в деятельность церкви. Особенно в отношении "единственной канонической церкви в стране". Новинский попросил тех, кто стоит в молитвенном стоянии под стенами ВР, просить о "вразумлении депутатов", чтобы законопроекты вообще сняли с регистрации.

Что же так возмутило священнослужителей и прихожан УПЦ МП? В частности, то, что религиозные организации, руководящие органы которых находятся на территории страны, признанной Верховной Радой агрессором, должны подписать с государством договор об особом статусе. В договоре фактически должно быть прописано, что религиозная организация обязуется не вести антиукраинскую деятельность (в том числе сотрудничать с террористами), иначе ее просто лишат лицензии. Кроме того, в законе отмечено, что руководство такой религиозной организации должно согласовывать с украинскими органами власти кадровые назначения. Поскольку фактически речь идет о УПЦ МП (на сегодня статус страны-агрессора Рада утвердила только для РФ), то без санкции Минкульта (в его состав входит департамент по делам религии и национальностей) назначать руководство своей украинской "дочки" Российская православная церковь не сможет. При этом никаких требований к священнослужителям вроде украинского гражданства или отсутствия судимостей в законе нет.

Законопроекты вызвали у УПЦ МП и самой РПЦ резкое неприятие. Мол, согласовывать кадровые вопросы с государством - дикость несусветная. К тому же тут явно попахивает коррупцией: дал чиновнику от Минкульта взятку - и получил теплое место. В законопроекте действительно не прописан сам механизм такого взаимодействия, однако четко отмечено: представители власти не назначают, а лишь согласовывают эти кандидатуры. Чтобы, к примеру, условный священник Иван, искренне считающий украинский язык испорченным диалектом русского, а государство Украина -недоразумением, не стал митрополитом Южноукраинским или каким-либо еще.
Примечательно, что патриарх Кирилл уже назвал инициативы украинских нардепов "антицерковными", да и вообще традиционно уже для Кремля сравнил украинские власти с нацистами. Главная претензия РПЦ - попытки регулировать деятельность церкви на уровне государства. Между тем договоры о сотрудничестве державы и религиозных организаций - вовсе не украинское ноу-хау. И даже в России были примеры такого сотрудничества - с католической церковью. Правда, в Российской империи эти договоры действовали не очень долго - Русская православная церковь конкурентов не терпит.

Реклама на dsnews.ua

Речь о конкордате. В очень широком смысле это соглашение между церковью и государством. В каноническом смысле - договор между Папой Римским и государством. Самый известный и самый, пожалуй, неудачный для самой церкви союз - конкордат между нацистской Германией и Ватиканом в 1933 г. Он действует до сих пор, хотя и не особо выполняется. В этом договоре Германия декларировала свободу церкви в решении ее внутренних вопросов, помогала католическому образованию, расширяла сферу церковного брака, разрешала священникам вести службы в госпиталях, тюрьмах. В ответ церковь распустила католические политические организации и запретила священникам в них вступать. Соглашение было нарушено нацистами почти сразу же - множество священников были репрессированы, многие организации и журналы закрыты. При этом папа Пий XI осудил нацизм лишь в 1937-м. Конкордат в Германии формально действует до сих пор, хотя и не выполняется.

А во Франции президент республики до сих пор назначает епископов Эльзаса и Лотарингии - региона, дважды оккупированного Германией. В регионе Эльзас-Мозель по сегодняшний день действует Конкордат Наполеона Бонапарта, заключенный в 1801-м

Правда, к моменту заключения конкордата во Франции уже был провозглашён принцип свободы совести, так что объявить католицизм государственной религией Наполеон уже не мог. Поэтому закон, которым вводился в действие конкордат, объявлял одинаково разрешёнными и признанными на территории Франции три христианских исповедания: католичество, лютеранство и кальвинизм. Позже официальное признание и права получили также иудеи.

По договору любые мероприятия римской церкви на территории Франции могли совершаться только с разрешения правительства республики, даже если они касались частных лиц. Такое же требование устанавливалось и для протестантов обоих вероучений. Закон также подробно регулировал порядок назначения и подготовки кадров. К примеру, место католического епископа мог занять мужчина не моложе 30 лет и только при наличии французского гражданства. Кроме того, священники автоматически становились чиновниками с официальным окладом. Примечательно, что закон регулировал даже колокольный звон - его надо было согласовывать с чинами местной полиции. Все эти нормы действовали до 1905-го. Но на оккупированных Германией землях Эльзаса и Лотарингии конкордат продолжал действовать. А после возвращения в состав Франции местные власти решили не отменять действие договора. Архиепископ Страсбурга и епископ города Меца до сих пор назначаются на должность президентом республики - кандидатов предлагает Ватикан.

А вот кандидатура председателя консистории (объединения приходов) как у лютеран, так и у кальвинистов нуждается в одобрении министра внутренних дел Франции. Что касается иудеев, то назначение великих раввинов требует согласия премьер-министра, а других раввинов - согласия министра внутренних дел Франции. Все руководство религиозных организаций в регионе содержится за счет госбюджета.

В России договоры о сотрудничестве между Ватиканом и властью заключались дважды: в 1818-м (после наполеоновских войн), а также в 1847-м. По последнему договору, к примеру, государство влияло на назначение епископов и приходских священников, но при этом финансировало работу церкви - выделяло 104 тыс. руб. в год. Впрочем, сотрудничество это было недолгим.

Между тем, говоря о том, что государство не имеет права контролировать церковь, адепты "русского мира" забывают, как Петр І просто взял и провозгласил себя верховной властью и в гражданских, и в духовных делах. Синод при нем превратился в обычное государственное учреждение. Любой верующий, оспаривающий деятельность власти, подлежал отлучению от церкви. Такой симбиоз церкви и самодержавия существовал в России до революции 1917-го. И, судя по всему, успешно возрождается в современной России, которая не мыслит себя без контроля за Украиной.

"Принятие этих законов будет способствовать уничтожению нашей Церкви. Нас обвиняют, что мы связаны с "Москвой", с "агрессором", но это - ложь: у нас нет никаких связей, кроме духовных", - заявил накануне рассмотрения законопроектов Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский.

Как написал о. Евстратий Зоря, глава информотдела УПЦ КП: "Российская церковь (и ее филиал в Украине) - действительно вне политики. Как перчатка вне руки, коробка или обертка - вне их содержания. Внутри кремлевская политика - царская, советская или как сейчас путинская. А Моспатриархия все это извне прикрывает своими ризами и словесами, как яркая обертка - просроченный товар".

    Реклама на dsnews.ua