Рак попятится. Как Минздрав собирается побороть онкологию за 10 лет
Министерство здравоохранения презентовало проект Национальной стратегии контроля онкологических заболеваний до 2030 г. Ее основная задача - снизить уровень заболеваемости раком в Украине, который сегодня угрожающе высок. По данным Национального канцер-реестра, по состоянию на 2019 г. на учете стояло более 1,23 млн больных злокачественными новообразованиями. Из них почти 6 тыс. детей. Заметим, что реальные цифры могут быть выше, поскольку официальную статистику собирают почти с годичным опозданием.
Вместе с тем в Институте рака говорят, что темпы прироста заболевания невелики - 1,3% в год. "В этом плане Украина находится в более выгодном положении, чем, например, Швеция. Там средняя продолжительность жизни выше - до 85 лет - и смертность от рака выше. Онкология чаще встречается у пожилых людей", - пояснила "ДС" заведующая информационно-аналитическим отделением Национального института рака Зоя Федоренко.
Однако данные Всемирной организации здравоохранения неумолимы - Украина занимает второе место в Европе по темпам распространения рака в возрастной группе от 30 до 69 лет. Рак является главной причиной смерти в странах с высоким уровнем ВВП, таких как США, Канада, Франция, Германия и Великобритания. В Украине и других стран Восточной Европы жители умирают чаще от сердечно-сосудистых заболеваний, рак - на втором месте.
Для чего нужна стратегия?
Национальные стратегии и программы - это документы, которые определяют политику и основные статьи расходов в отрасли. Заметим, что программы по борьбе с онкозаболеваниями Минздрав принимал регулярно вплоть до 2009 г., действие последней завершилось в 2016 г. Затем "программами онкологии" стали называть централизованные закупки лекарств для онкобольных через международные организации, которые сопровождались постоянными задержками. Локальные программы борьбы с онкологией разрабатывали областные госадминистрации, и лишь в последнее время появились последовательные шаги на уровне государства. "Почему после 2016 г. такая стратегия не принималась - это вопрос к бывшему руководству Минздрава. Были локальные госпрограммы, но они почти не финансировались, и все проблемы опять же ложились на плечи больных. Национальная стратегия позволит объединить мероприятия, финансирование и затраты по всем регионам", - пояснили "ДС" в Минздраве.
Национальная стратегия включает несколько главных пунктов: профилактику заболеваний среди населения; раннюю диагностику; реаблитацию, уход и паллиативную помощь онкобольным; повышение квалификации врачей и стимулирование научных исследований. Сейчас документ находится в стадии обсуждения, но когда его одобрит Кабмин, то на основе стратегии будут созданы госпрограммы, по которым и станут работать врачи. Но уже сейчас в программе медицинских гарантий на 2020 г., которая должна заработать с апреля, есть пункт о ранней диагностике онкозаболеваний: гистероскопия (обследование матки), эзофагогастродуоденоскопия и колоноскопия (обследование кишечника, прямой и толстой кишки), цистоскопия (обследование мочевого пузыря), бронхоскопия (обследование дыхательных путей) и маммография (обследование груди).
Проблема ранней диагностики - это, пожалуй, один из главных камней преткновения в борьбе с раком. Как говорится, тут виноваты и врачи, и сами пациенты. "Врачи первичного звена, педиатры, терапевты не осматривают больных, которые приходят к ним с жалобами, на предмет онкологии, хотя это несложно - проверить лимфоузлы, прощупать грудь у женщин или направить на гинекологический или ректальный осмотр. Заставить их сделать это по протоколу нельзя, это только их желание и профессиональная сознательность. Да и люди у нас неохотно обращаются к доктору и обычно тянут до последнего. Все это приводит к тому, что рак диагностируют уже на последних стадиях, когда вылечить практически нельзя", - говорит Зоя Фоменко.
Одним из печальных примеров может стать случай журналистки Натальи Орлянской. Девушке, жаловавшейся на боли в спине, более года не могли поставить правильный диагноз и направляли на различные анализы, а затем выявили аденокарциному легкого четвертой степени. "За рубежом в каждом сомнительном случае проверяют на рак. А тут дотянули до четвертой стадии. Если бы врачи нормально прочитали снимки сразу, то метастазы не разошлись по всему телу. То есть это была бы и близко не такая тяжелая история", - рассказала журналистка.
Но, с другой стороны, большой вопрос - как можно заставить украинцев следить за своим здоровьем и не бояться обследоваться. Ведь информирование населения, диагностика и ранние скрининги утверждались и в прежних программах Минздрава, а результат один - в 2018 г. в Украине было зарегистрировано около 170 тыс. новых случаев рака и 98 тыс. смертей от рака.
Лечение детей
В Украине ежегодно у около 1000 детей обнаруживают рак. Авторы стратегии планируют улучшить диагностику и лечение этого недуга. В частности, предполагается создать несколько Центров передового опыта (Centers of Excellence), которые будут аккумулировать инновации в этой сфере; организовать педиатрическую паллиативную помощь, на базе национальной больницы "Охматдет" запустить неродственные трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, а также начать аутологичные трансплантации ГСК (гемопоэтических стволовых клеток) детям в регионах Украины.
Если стратегию примут, для детей в календаре вакцинации также может появиться новая обязательная прививка - против вируса папилломы человека (ВПЧ). Эксперты считают, что это очень полезное новшество. "Раннее выявление заболевания очень важно, ведь на начальных стадиях больше шансов выздороветь и лечение менее затратно. А вакцинация против ВПЧ может значительно снизить заболеваемость раком шейки матки и другие виды рака, которые могут возникать", - говорит соучредитель ОО "Афина. Женщины против рака" Виктория Романюк.
Сколько денег выделят
Так уже исторически сложилось, что программы по борьбе с туберкулезом, ВИЧ и онкологией финансировались в Украине по остаточному принципу. Например, по программе 2009-2016 гг. в первый год на борьбу с тремя смертельными заболеваниями выделялось из бюджета 617 млн грн. Но и тут были серьезные задержки. Как рассказывает Виктория Романюк, деньги на программу вроде бы и выделялись, но пациенты лекарств не видели. "Бесплатные лекарства появились только тогда, когда закупки лекарств Минздрав начал осуществлять через международные организации. По программе закупок лекарств на взрослую онкологию эти закупки осуществляли Программа развития ООН и британское агентство Crown Agents. Именно благодаря международным закупкам была устранена коррупционная составляющая. Это позволило обеспечить значительное количество пациентов бесплатными лекарствами", - рассказала активистка.
Пока что неизвестно, сколько денег выделят на борьбу с онкозаболеваниями в 2020 г. Отдельной строки бюджета под это нет. В госказне предусмотрен 1,1 млрд грн на специализированную медпомощь и еще 106 млн грн на государственный инвестиционный проект "Совершенствование молекулярно-генетической диагностики онкологических заболеваний в Украине". "Распределения средств между программами еще не было. Поэтому неизвестно, достаточно ли средств для закупок лекарств. Еще одна проблема, что в номенклатурный список лекарств, которые закупаются за государственный счет, входят только основные базовые препараты химиотерапии и несколько таргетных препаратов. Многие инновационные и действенные препараты недоступны пациентам", - говорит Виктория Романюк.
На фоне скандалов с госзакупками, коррупции в Национальном институте рака, где задержали завотделением и врача за то, что продавали пациентам бесплатные препараты, больным остается надеяться только на внимание государства и помощь неравнодушных в соцсетях. А власти следует все же учесть прогнозы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о том, что в ближайшие два десятилетия число случаев рака в мире увеличится на 60%, и активизировать все онкологические службы.