• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Arbeiten!

Долговой кризис в ЕС грозит осложниться еще и бюджетной лихорадкой. Лидеры 27 стран Евросоюза, собиравшиеся в конце ноября в Брюсселе для утверждения
Реклама на dsnews.ua

Долговой кризис в ЕС грозит осложниться еще и бюджетной лихорадкой. Лидеры 27 стран Евросоюза, собиравшиеся в конце ноября в Брюсселе для утверждения семилетней финансовой сметы сообщества, единогласно ее забраковали. Рассмотрение бюджета Евросоюза на 2014–2020 гг. перенесено на январь 2013 г.

Однако шансы, что государства смогут уладить все противоречия за два месяца, ничтожны. Ведь содружество не знает, как ликвидировать главное противоречие: страны-доноры, где первую скрипку играет Германия, не желают и дальше спонсировать проблемных соседей, а получатели европомощи не собираются еще больше экономить.

Бюджет раздора

Согласование бюджета ЕС всегда проходило непросто. Даже во времена, когда в Евросоюз входило гораздо меньше стран, составление общей сметы вызывало жаркие дебаты. Каждая из них пыталась выторговать скидку на уплату взносов и получить из общего котла по максимуму.

Бюджетный коллапс последних лет обострил былые противоречия: страны — главные доноры бюджета готовы драться насмерть за сокращение расходов, чтобы снизить финансовую нагрузку на своих ропщущих сограждан. А пострадавшие от кризиса и новички содружества требуют увеличения ассигнований, так необходимых им для подогрева экономики. При столь очевидной полярности интересов поиск компромисса займет не один месяц.

Цена вопроса, рассорившего европолитиков, — триллион евро. Бюджет ЕС на предыдущую семилетку (2007–2013 гг.) был утвержден в размере 864,3 млрд евро. Сейчас Еврокомиссия решила увеличить его до 1,03 трлн евро (1,05% ВВП ЕС). Максимум, на что согласился глава Евросовета Херман ван Ромпей, — снизить расходную часть бюджета на 2014–2020 гг. на 75 млрд евро, до 973 млрд евро (1,01% ВВП ЕС).

Хотя, согласно бюджетным требованиям содружества, каждая из стран — членов Евросоюза должна внести в него взнос в размере 1% своего годового ВВП. "Нельзя одновременно заключить пакт об экономическом росте и принять бюджет, который его сдерживает", — аргументировал свою позицию ван Ромпей.

Реклама на dsnews.ua

Грядущее увеличение взносов вывело из себя крупнейших доноров бюджета — Великобританию, Германию, Данию, Нидерланды и Швецию. Они прозрачно намекнули, что их граждане не намерены больше содержать Евросоюз. А требование потуже затянуть пояса должно распространяться не только на отдельные страны, но и на общий бюджет ЕС.

"Британская общественность ожидает, что мы проявим жесткость в этом вопросе. Лучше не достичь никакого компромисса, чем плохого компромисса", — жестко обозначил позицию британский премьер Дэвид Камерон еще месяц назад.

Чиновники ЕС уже активно ищут юридические возможности для утверждения бюджета содружества без Соединенного Королевства. Но проигнорировать аналогичным образом мнение других основных доноров содружества просто нереально. В первую очередь это касается Германии, которая намерена любой ценой урезать расходы евробюджета. По утверждению авторитетных экономических изданий, именно Ангела Меркель отказалась принять участие в конфиденциальном предложении Ромпея работать до последнего, чтобы принять бюджет, продлив работу саммита Евросоюза до 25 ноября. "Не произойдет всемирной трагедии, если решения примут в 2013 году", — жестко заявила она.

Время играет на руку немцам: если договориться о бюджете следующей семилетки странам-членам не удастся и в течение 2013 г., в 2014-м ЕС придется жить по бюджету предыдущего года, увеличенному на 2% с учетом инфляции. Таким образом, г-жа Меркель добьется поставленной цели — не допустить увеличения евробюджета на запланированные 5%.

кликните, чтобы увеличить

Каждый за себя

Но к категории недовольных можно причислить любую из 27 стран Евросоюза: никто не хочет потерять еврофинансирование, но все категорически отказываются платить больше в общий котел. Около 80% средств евробюджета сейчас распределяются в виде дотаций и в рамках отраслевых проектов поддержки. Крупнейшие статьи расходов — аграрные дотации и поддержка инфраструктуры, которая включает в себя софинансирование строительных проектов. Именно вокруг них и разворачиваются наиболее жаркие баталии.

Причем увеличения бюджетной поддержки ЕС хотят не только европейские аутсайдеры. Настаивая на сокращении расходов, ФРГ одновременно требует повышения дотаций на развитие своих восточных земель. Самым ярым лоббистом увеличения аграрных субвенций (на них приходится около 40% всех расходов бюджета Евросоюза) является Франция, на которую приходится большая часть средств, выделяемых на поддержку сельхозпроизводителей.

Значительные объемы аграрных дотаций выделяются Италии, Испании, Португалии. Поэтому они готовы голосовать за обрезание инфраструктурных проектов, но будут стоять насмерть за аграрные субвенции. Объемы последних, к слову, могут скоро существенно увеличиться. Переходные периоды, ограничивающие возможности новых стран — членов ЕС использовать программы сообщества, в скором времени истекут.

И наряду с французскими и итальянскими фермерами на получение сельхозсубсидий начнут претендовать польские и румынские. Этот факт весьма раздражает северных членов Евросоюза, которым такое субсидирование приносит сплошные убытки. В числе особо недовольных — Швеция, которая грозит наложить вето и требует реформ финансирования.

В свою очередь страны Восточной Европы (Польша, Венгрия и Румыния) настаивают на сохранении объемов инфраструктурных субсидий (их удельный вес сейчас составляет порядка 32% расходов) на модернизацию отсталых регионов. Будапешт заявил о готовности воспользоваться правом вето в отношении проекта семилетнего финансового плана, если инфраструктурные субсидии будут сокращены. Его примеру может последовать Варшава, которая также в значительной степени зависит от этих денег.

Локальная война разворачивается и вокруг льгот по уплате взносов в евробюджет. Сейчас специальную преференцию имеет Великобритания (в свое время она была выторгована Маргарет Тэтчер). Льгота предоставлена на том основании, что единая аграрная политика ЕС является убыточной для туманного Альбиона. Поэтому сегодня размер британского взноса практически на треть меньше расчетного.

Скидка островного государства оплачивается из кармана остальных стран. Но срок этой преференции истекает со дня на день. И теперь Евросоюз вынужден снова договариваться с Лондоном о порядке уплаты "членских взносов". Проблема состоит еще и в том, что, вновь уступив Великобритании, ЕС, возможно, придется пойти на уступки и Дании, которая добивается аналогичных преференций. Там подсчитали, что в пересчете на душу населения жители королевства платят Евросоюзу даже больше, чем немцы, и теперь требуют восстановления справедливости.

В процессе бюджетной перепалки под угрозой оказалось и благополучие самих еврочиновников. Возможность сокращения административных расходов, удельный вес которых составляет 6,5% евробюджета, вызвало противодействие бюрократов. Страны, на территории которых расположены институты ЕС (в основном это Бельгия, Франция и Люксембург), категорически против урезания этой статьи затрат.

Чтобы сгладить бюджетные противоречия, Еврокомиссия предложила создать единый бюджет для 17 стран еврозоны. Но сложность в том, что по разные стороны баррикад оказались не только старожилы и новички, но и благополучный север, и проблемный юг Евросоюза.

Бедных заставят больше работать

Глубину проблемы показывает тот факт, что члены ЕС не в состоянии договориться даже о смете на будущий год. Ежегодный бюджет в отличие от семилетней программы — простая формальность, поскольку в нем согласовывается техническое распределение средств в рамках ранее утвержденного семилетнего плана. Но в начале ноября Европарламент заявил, что отказывается согласовывать с советом ЕС проект сметы на 2013 г. до тех пор, пока не будут выполнены его требования.

Поводом для обиды послужило нежелание государств увеличить расходы бюджета-2012. Еврокомиссия попыталась внести в смету дополнительные 8,9 млрд евро для финансирования ряда европейских программ, в том числе по содействию малым и средним предприятиям и поддержке студенчества (Erasmus Mundus). Однако государства сообщества решили денег не давать , порекомендовав ЕК учиться жить по средствам.

У Европейской комиссии не осталось иного выхода, как предложить новый проект бюджета-2013. Документ вынесут на обсуждение министров финансов ЕС в декабре этого года. Но если он не будет проголосован, то в силу вступит правило, согласно которому расходы будут утверждаться странами Евросоюза ежемесячно.

Нарастающие противоречия могут иметь весьма серьезные последствия для дальнейшего совместного будущего ЕС. Скорее всего, это и есть начало разлома между благополучным севером Европы и сидящим у него на шее кризисным югом, которому придется навсегда забыть о былой беззаботности и приучаться работать наравне с гражданами той же Германии.

Европейский тупик

На прошлой неделе по всей Европе прокатилась волна фермерских протестов и забастовок, приведших к остановке транспорта, отмене сотен авиарейсов и школьных занятий, арестам и стычкам протестующих с полицией. Массовые манифестации против урезания государственных расходов и роста безработицы инициировала Европейская конфедерация профсоюзов, требующая отказа от политики жесткой экономии, на которой категорично настаивают страны — доноры ЕС.

Именно они заблокировали принятие бюджета Евросоюза на 2013 г. и финансовой программы содружества на ближайшие семь лет.

Нежелание зажиточных стран объединения увеличивать дотации "бедным родственникам" загнало процесс формирования общей казны в тупик, выход из которого Брюссель попытается найти на следующей встрече стран-участниц. Еврокомиссия намерена предложить новый формат утверждения общего бюджета — лишь для 17 стран еврозоны.

Вне действия главного финансового документа останется Великобритания, ультимативно потребовавшая от партнеров сокращения расходов евроказны, и поддерживающие эту идею Скандинавские страны. Этот вариант также избавит ЕС и от претензий молодых членов сообщества, которые настаивают на сохранении объемов инфраструктурных субсидий, предназначенных для модернизации отсталых регионов.

Но найти оптимальное решение, которое бы устроило и традиционных получателей субсидий, и вечных доноров, ЕС будет сложно. Намеченный Германией курс на постепенное сужение государственного суверенитета стран-участниц в угоду общим интересам вызывает ожесточенное сопротивление традиционных получателей субсидий. А нагнетание конфликта вообще чревато распадом еврозоны.

    Реклама на dsnews.ua