• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Хакеры, фантомы и ключевые копирайтеры. Почему при Зеленском расцвело рейдерство

За 10 месяцев 2020 г. количество уголовных дел, открытых в связи с рейдерским захватом собственности, сравнялось с показателем за весь прошлый год. И это при том что власть вынесла на знамя войну рейдерством. Так что же пошло не так?

Акция "Стоп рейдерам"
Акция "Стоп рейдерам"
Реклама на dsnews.ua

Рейдерский захват — 2020

Количество рейдерских захватов собственности в Украине, несмотря на все обещания новой власти искоренить это зло, только растет. По данным платформы для работы с открытыми данным Opendatabot, по итогам 10 месяцев текущего года количество уголовных дел, возбужденных в связи с рейдерскими захватами собственности, составило 751, и уже сравнялось с показателем за весь прошлый год — 766 уголовных дел. Если темпы открытия дел по рейдерству не снизятся, в этом году Украину ожидает 20%-й прирост криминала в сфере незаконного захвата собственности по сравнению с прошлым годом.

Увеличение количества случаев рейдерства в Украине подтверждают и юристы, которым приходится на практике защищать бизнес от незаконных посягательств. По словам младшего партнера юридической компании Legal House Анатолия Киселева, статистика Opendatabot только подтверждает то, с чем профессионалам приходится бороться каждый день. "Рейдерские схемы никуда не делись и законодательные ограничения, призванные побороть рейдерство, увы, оказались неэффективными", — отметил он.

Закон против рейдерства

"ДС" уже писала, что 3 октября прошлого года Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности", который должен был существенно усложнить жизнь рейдерам. Этот закон предусматривал два нововведения. Первое — он прекратил деятельность в сфере госрегистрации для аккредитованных субъектов. Фактически теперь право осуществлять госрегистрацию осталось только у нотариусов, а многочисленные коммунальные БТИ и коммунальные предприятия, которые получили аккредитацию от Минюста на совершение госрегистрации после реформы законов в 2015 г., эту возможность потеряли. Второе — Рада ужесточила наказание за нарушение сроков проведения госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей, за вымогательство не предусмотренных законом документов для госрегистрации, а также за нарушение порядка госрегистрации вещных прав на недвижимость и их отягощений.

Адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения "Архитектор права" Александр Собкович пояснил "ДС", что этот закон действительно упразднил массовые "частные регистрационные инкубаторы" (как правило, это были коммунальные предприятия и их филиалы), увеличил штраф за нарушения законодательства в сфере регистрационных действий, а договора об отчуждении корпоративных прав стали подлежать обязательному нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Но почему же статистика все равно говорит об увеличении случаев рейдерства?

Реклама на dsnews.ua

По словам Александра Собковича, причина в том, что проблема рейдерства оказалась за рамками регулирования упомянутого закона. Учитывая глобальную диджитализацию, все данные об объектах корпоративных прав и недвижимости хранятся и обрабатываются в электронном виде. Поэтому, с одной стороны, это дает возможность проверить собственника конкретного актива в любой момент, но с другой — дает рейдерам возможность изменить информацию в электронном реестре. "Схемы, на самом деле, не новые, а усовершенствованные старые", — пояснил адвокат.

Схемы рейдерских захватов

Александр Собкович привел основные оставшиеся схемы рейдерского захвата. Первая — "хакерская", при которой рейдеры используют механизм несанкционированного доступа в автоматизированную систему, где обрабатывается информация об активах. "В один момент в реестре наименование одного собственника меняется на другого. И не важно, есть там аресты или нет. Дальше решить проблему можно только через суд", — пояснил он.

Вторая схема — "ключевые копирайтеры", при которой для доступа к реестру используется копия электронного ключа, который находится у нотариуса. При этом сам нотариус может и не знать, что рейдеры использовали его ключ, вплоть до прихода правоохранительных органов или блокировки такого ключа Министерством юстиции. А рейдеры с помощью судов удерживают незаконную регистрацию до момента, пока активы не будут выведены из предприятия.

И третья схема — "фантомы": использование ключей нотариусов, которых невозможно найти и наказать. Эта схема аналогичная вышеуказанной, но тут речь идет о несуществующих лицах, к которым правоохранители даже добраться не смогут.

Но есть и другие мнения. По словам Анатолия Киселева, ответ на вопрос, почему рейдерство не снизилось, а, наоборот, увеличилось, кроется в слабой работе правоохранительной и судебной систем, отсутствии механизмов быстрого реагирования на незаконный захват собственности, в сложности доказывания причастности регистраторов к рейдерским захватам. "У нас нет ни одного обвинительного приговора регистратору, который был причастен к рейдерскому захвату", — отметил он.

Юрист рассказал, что схемы рейдерства остались старыми — банальная подделка документов, подкуп регистраторов, манипуляции с реестром, манипуляции с протоколом общего собрания компании (проведение собраний без физического присутствия участников на них).

Минюст и рейдерство

Однако правоохранительные органы — не единственная инстанция, которая борется с незаконным захватом собственности в Украине. При Министерстве юстиции в декабре прошлого года был создан Офис по противодействию рейдерству, который рассматривает жалобы на незаконную перерегистрацию собственности, и в случае необходимости — отменяет такую регистрацию. За 9 месяцев этого года Офис получил 3,1 тыс. жалоб, из которых 2,5 тыс. касались нарушений, связанных с регистрацией недвижимости, и 618 — касающихся нарушений при перерегистрации бизнеса.

Однако Анатолий Киселев отметил, что Офис по противодействию рейдерству, к сожалению, не справляется с количеством заявок от пострадавших, поэтому оперативное рассмотрение жалоб от этого страдает. "При рейдерском захвате скорость реагирования — ключевой фактор, а с учетом COVID-ограничений суды не успевают физически обрабатывать ходатайства об аресте корпоративных прав и имущества предприятий, что только играет на руку рейдерам", — пояснил он.

Однако вполне возможно, что Минюст будет заниматься проблемой борьбы с рейдерством не долго — Кабинет министров подал в Раду законопроект №4338, согласно которому данное ведомство с 1 января 2021 г. будет лишено полномочий отменять регистрационные действия, выполненные с нарушениями. Отменить незаконную перерегистрацию бизнеса или собственности можно будет исключительно через суд.

А учитывая загруженность судов, обеспечить оперативное рассмотрение жалоб бизнеса и граждан, пострадавших от рейдеров, будет сложно. Если вообще возможно. Поэтому чуть больше чем через год мы можем увидеть очередной виток увеличения количества рейдерских захватов в стране.

    Реклама на dsnews.ua