• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Дело каждого

Насколько важен опыт отечественных управленцев в построении нового общества, базирующегося на принципах самоуправления.
Реклама на dsnews.ua

В начале февраля журналист "ВД" как волонтер принял участие в социальном проекте-опросе, организованном Львовской бизнес-школой Украинского католического университета и компанией pro.mova "Украина послезавтра: как Майдан меняет каждого украинца" (официальные данные опроса на момент сдачи номера еще не обнародованы — прим. "ВД"). Среди прочего респондентов просили дать ответ на вопрос: "в обществе богатые должны опекать бедных?" И 80% тех, с кем журналист "ВД" общался лично, ответили отрицательно. При этом на вопрос, должно ли государство отвечать за материальное благополучие граждан, ответы разделились поровну.

Также практически все опрошенные соглашались с утверждением, что все должны соблюдать определенные правила, даже если это не всегда выгодно и удобно. Однако на уточняющие вопросы, связанные с готовностью украинцев отблагодарить чиновника за помощь в решении вопроса или войти/не войти в кабинет к знакомому чиновнику вне очереди, опрошенные отвечали не столь категорично. И примерно половина были готовы воспользоваться подобными "благами".

Так как опрос проводился анонимно, сложно было проанализировать социальный статус и благосостояние респондентов. Однако в личной беседе становилось понятно, что за принципы самоуправления в первую очередь готовы "рубиться" предприниматели и руководители бизнеса, испытывающие как никто другой на себе давление власти.

Поэтому "ВД" решила провести опрос среди представителей бизнеса, принимавших активное участие в поддержке протестующих, а также выступивших в роли инициаторов и соорганизаторов различных общественных инициатив, которые должны/могут продолжить свою работу и в мирное время. Для этого мы попросили спикеров ответить на следующие вопросы:

1. Среди инициаторов нового обществен­ного движения много предпринимателей и руководителей бизнеса. Как вы думаете, почему?

2. Как опыт бизнеса помогает в самоуправлении?

3. Обычные люди "на местах" берут инициативу в свои руки. Многие впервые осознают, что они несут ответственность за свое парадное, дом, улицу. Почему они даже не пробовали проявлять такую инициативу раньше? Ведь с формальной точки зрения их активной жизненной позиции ничто не мешало.

Реклама на dsnews.ua

4. Сейчас у людей эмоциональный подъем. Но обычно то, что делается на эмоциях, быстро заканчивается. Как сохранить и закрепить у людей осознание того, что именно от них все зависит? Что необходимо сделать, чтобы поддерживать этот настрой?

5. Каких практических шагов вы ожидаете от власти?

Артем Миргородский, владелец консалтинговой фирмы, в данный момент выступает сокоординатором группы по эвакуации пострадавших, 34 года

Предприниматели, руководители биз­не­са — это все люди, успешно ре­ализовавшие множество проектов, в ходе ко­торых находили финансирование, подбирали персонал, проводили исследования рынка, занимались менеджментом.

Все это было необходимо Майдану. Поэтому гражданская позиция каждого из нас призвала использовать накопленный опыт в той сфере, в которой каждый смог себя применить.

Ну а поскольку гражданская инициатива, будь то приготовление пищи, доставка одежды, подвоз дров, эвакуация пострадавших и пр., требует организованности разных, зачастую не встречавших друг друга ранее ребят, тем более не получающих за это заработную плату, то знания бизнес-практик особенно полезны. Здесь все те же прозвоны, совещания, поиск

проблем и поиск их решений. И, кстати, не знаю, у кого как, а по моему направлению на Майдане многие ребята из бизнеса подтянулись и делали все безоговорочно слаженно.

Если же говорить о том, почему люди не самоорганизовывались ранее, то мне кажется, ответ прост. Человек — это существо группового мышления. Поэтому мотивация что-либо делать созревает у группы. Когда участники формируют кворум, тогда из желания вырастает намерение.

Когда есть намерение — появляется стимул. Намерение созревало несколько лет, а вот стимулом послужили покалеченные, униженные и убитые братья и сестры.

Но чтобы не растерять приобретенное, следует принимать решения с оглядкой на те намерения, которые были у самой активной части группы майдановцев. Если все решения будут приняты со здравым смыслом и согласно идее, то никаких вопросов не возникнет тактически. В будущем нам нужны молодые люди. Нужно отдавать инициативу в руки инициативных, а не политически заточенных.

А чтобы поддер­жать настрой, необходимо фиксировать то, что звучит на Майдане. И донести основные месседжи и ценности Майдана до тех украинцев, которые еще не поняли и не приняли наши идеи.

В свою очередь, от власти ожидаю евроинтеграции и того многого, что с ней связано.

Элина Слободянюк, кандидат исторических наук, автор бизнес-бестселлеров "Настольная книга копирайтера", "Клад для копирайтера". На Майдане успела "поволонтерствовать" практически в каждом направлении: приносила еду, лекарства, одежду/карематы, ковыряла брусчатку... 46 лет

Я преклоняюсь перед людьми, которые в Украине умудрялись развивать собственное дело. Их побудили выйти две базовые причины.

Во-первых, украинская власть, особенно в ее последнем, извращенном варианте, веригами висела на бизнесе. Желание избавиться от несправедливых поборов и создание цивилизованных условий работы — один из движущих мотивов.

Во-вторых, многие люди с по­тен­циалом государственных деятелей не могли пробиться в политику в условиях имитации демократии. Они успешно развивали свой малый/средний бизнес, но чувствовали в себе силы на свершения в масштабах страны.

А законы менеджмента универсальны для любых форм управления. Человек, способный построить бизнес, особенно в такой кислотной среде, обладает всеми необходимыми качествами лидера.

Разница лидерства в бизнес-процессах и гражданских движениях, безусловно, есть. Но если человек из бизнес-среды действительно чувствует потребность организовать местную ячейку самоуправления, у него это получится лучше, чем у людей с другим жизненным опытом.

Какой процент граждан Украины прошел через горнила Майдана (в широком смысле этого слова)? По моим субъективным подсчетам, миллиона три с половиной. Т. е. около 10% взрослого населения. Это уже хороший задел для формирования гражданского общества.

Как зафиксировать у этих людей рефлексию гражданственности? Я не знаю ответа на этот вопрос. В то же время у меня встречное предложение к журналистам: давайте думать и действовать вместе.

Чего ожидаю от власти?! Боже упаси чего-то от нее ожидать. Нужно требовать. Вырабатывать систему подотчетности, начиная с четко прописанной процедуры импичмента. На тактическом уровне — провести максимальное число новых лидеров в Киевсовет, выбрать толкового мэра столицы. Подобрать более-менее адекватного президента (из тех, кто выдвинется). А потом "уговорить" президента назначить перевыборы ВР по открытым спискам.

Дмитрий Малюта, организатор и ведущий развивающих финансовых игр "Крысиные бега 1", IT-специалист. На Майдане оказывал IT-поддержку различным гражданским инициативам. Принимал активное участие в жизнеобеспечении Майдана, 34 года

Почему вышел бизнес?! Во-первых, ему создали совсем невыносимые условия существования. Во-вторых, предприниматели — это люди с активной гражданской позицией, по крайней мере, в этой среде процент таких людей значительно выше, чем в любых других.

Естественно, что при реализации гражданских инициатив им пригодился их управ­ленческий опыт. Ты просто применяешь этот опыт к тем процессам, к которым его надо применить.

В то же время люди "на местах" попросту "спали". Но Майдан их разбудил. Майдан вообще изменил к лучшему почти всех, кто через него прошел. А почему "спали"?

Да потому что в нашей старой (совковой) культуре очень узкий радиус доверия, который ограничивается дверью своей квартиры. Те, кто сумел изменить собственную культуру, сумел расширить этот радиус, давно был активен так или иначе, давно влиял на окружающее пространство, менял его к лучшему.

К чему приводит "узкий радиус доверия"? Вдумайтесь, миллионы людей в нашей стране сидят и ничего не делают, потому что считают, что их никто не поддержит.

На самом же деле, как только человек начинает делать что-то полезное для общества, рядом с ним появляются последователи. Но... люди этого не знают, в это не верят, сидят и боятся начать действовать. До сих пор, кстати, многие ведут себя именно так.

Но тем, кто "проснулся", нельзя останавливаться на достигнутом. Нам нужно, чтобы политические партии ввели "праймериз" — предварительное голосование за то, кто пойдет на выборы по их спискам. И даже после того, как все это будет сделано, нам необходимо продолжать действовать далее. Необходимо создавать независимые структуры, которые будут контролировать деятельность и партий, и депутатов, и не позволят им мутировать.

А новая власть должна со своей стороны на первом этапе наказать виновных в гибели и избиении людей, виновных в реализации любых репрессий. А также провести перевыборы парламента и президента, добиться люстрации ПР и КПУ в полном составе.

Алексей Филановский, маркетинг-директор компании "Лидер-снек". На Майдане занимался снабжением, вывозом людей. Вне Майдана организовывал патрулирование в своем районе, 39 лет

Если говорить о Майдане, то, очевидно, что это тренд, в основе которого лежат: соблюдение прав человека, невозможность злоупотреблений со стороны власти, невозможность применения насилия против граждан, восстановление судебной системы как основы обеспечения прав, невозможность обогащения чиновников за счет плательщиков налогов.

Соответственно, проводниками этого тренда в обществе, с одной стороны, стали наиболее активные, с другой — образованные люди. Немудрено, что многие из них собственники бизнеса и топ-менеджеры. Естественно, владеющие управленческими навыками.

Поэтому если откровенно говорить о самоорганизации, то низовая самоорганизация далека от вопросов, которые приходится решать в рабочее время. В нормально работающей компании эти вопросы давно решены. Однако знание принципов работы помогает.

В то же время тренд, в основе которого лежит гражданское самосознание, относительно нов для Украины. Долгое время у нас господствовал патернализм. И свободные люди старались разграничить свою жизнь и существование государства (так же как советские диссиденты).

В определенный момент ситуация изменилась, и люди, желающие защищать свои гражданские права, столкнулись с необходимостью создавать новый общественный договор. Классический общественный договор и был реализован на Майдане, когда каждый взял на себя работу и ответственность. Естественно, затем это нашло развитие и в иных формах самоорганизации.

Такое стало возможным, потому что воздействие Майдана достаточно мощное, и "захватило" уже все общественные группы. А это значит, что вектор развития страны определен, и эмоциональный подъем не будет решающим фактором. Пошли глубинные общественные преобразования, которые уже не зависят от настроений.

Но многое зависит и от власти. Поэтому от нее я ожидаю выполнения задач, поставленных обществом. А именно реформирование государственной системы с целью обеспечения: прав человека, независимости судебной власти, невозможности злоупотребления властью, развития реального свободного предпринимательства.

    Реклама на dsnews.ua