• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Два годика реформочек

26 февраля Виктор Янукович отмечает двухлетие со дня официальной инаугурации на пост президента. Этим сроком время, отведенное для реформ, судя по все
Реклама на dsnews.ua

26 февраля Виктор Янукович отмечает двухлетие со дня официальной инаугурации на пост президента. Этим сроком время, отведенное для реформ, судя по всему, и ограничится. Преобразования, которые не завершены на сегодняшний день, скорее всего, не будут завершены и до следующих президентских выборов. 2012-й год — избирательная кампания, 2013-й — переформатирование власти под новый состав парламента, 2014-й — снова избирательная кампания. Уже просто не до того будет. Так что обойдемся двумя годиками маленьких реформочек.

В нынешнем украинском правительстве сложилась забавная традиция. О своем увольнении министры и главы других госведомств узнают за пару часов до публикации указа на сайте президента. Ну а люди из их команды — и вовсе из прессы. Так случилось и с президентским подарком в День влюбленных. Утром 14 февраля первый вице-премьер Андрей Клюев пришел на работу в Кабмин, еще не подозревая об отставке. Назначение на пост главы СНБО явно застало его врасплох — пресс-служба Клюева просто не могла дать никаких внятных комментариев, отсылая журналистов к президентскому сайту.

Политологи тут же заговорили, что к этому кадровому решению все шло уже несколько месяцев, на ходу придумывая, в чьих интересах оно принято. На самом же деле об истинной подоплеке "влюбленной" отставки не знает почти никто. И, возможно, не узнает. Даже сам Клюев, в чем он признается в неформальных беседах с приближенными. Факт лишь в том, что главный рулевой украинской экономики ушел на должность, с которой будет однозначно более удобно руководить избирательным штабом Партии регионов — до выборов в парламент лишь полгода.

И это очень символично. По любопытному совпадению, повышение Клюева совпало с двухлетним сроком президентства Виктора Януковича. И это был единственный период, когда глава государства имел все для проведения обещанных в 2010 году реформ — послушный парламент, проверенное правительство, достаточно качественное интеллектуальное ядро в администрации на Банковой и какой-никакой запас доверия избирателей. Следующие полгода будут посвящены выборам — и здесь уже не до реформ. В ход пора пускать повышение зарплат бюджетникам и пенсий, возобновление и введение льгот и, конечно же, выплаты по легендарным вкладам Сбербанка СССР.

Реклама на dsnews.ua

Обновленный парламент наверняка уже к зиме инициирует формирование нового состава правительства. У Партии регионов пока крайне сомнительные перспективы сохранить большинство в Верховной Раде. Последние социологические опросы отдают регионалам 15-20% голосов. А это означает два варианта: либо назначение правительства без опоры в парламенте (такая ситуация была стандартной в период грустно завершившегося президентства Леонида Кучмы), либо формирование коалиции (этот формат запомнился распрями в Кабмине в период президентства Виктора Ющенко). Оба этих сценария исключают проведение решительных реформ. "Не до жиру — быть бы живу". Чем же запомнились два года президентства Виктора Януковича, в которые он мог себе позволить серьезные структурные перемены в экономике, политике и социальной сфере?

Информационный вакуум

Президент явно недооценил важность постоянной разъяснительной работы среди украинцев по сути задуманных им реформ. Граждане попросту не в курсе, какие перемены в их жизни задумала власть. А ведь таким политикам, как Юлия Тимошенко или Владимир Путин, умелый PR зачастую заменял реальные действия. В случае с Януковичем все наоборот. Многие реформы реально стартовали (подробнее — см. "Президентские реформы", с. 14), но их цели, этапы и содержание толком никто не знает. "Сегодня более 50% граждан не понимают сути реформы в сфере образования и медицины. 65% ничего не знают о реформах в сфере трудовых отношений и ЖКХ. Шокирующие цифры", — эти слова вовсе не из заявления оппозиционного политика. Таким признанием еще декабре 2011 года начал одно из заседаний правительства премьер-министр Николай Азаров. Чуть раньше исследовательское агентство IFAK обнародовало не менее конфузные цифры: 38% врачей и пациентов украинских больниц не понимают сути медицинской реформы, а 44% — о ней не слышали. Как же на эти показатели отреагировал премьер? В своем духе. Он просто ограничился поручением министрам "в 2012 году сделать приоритетом своей работы разъяснение сути реформ населению". Ничего удивительного. Азаров, как и Янукович, по своей сути технократ и к тонким решениям в гуманитарной сфере особо не приспособлен.

Можно не сомневаться, что полученное поручение министры передадут своим пресс-секретарям, а те продолжат делать то, что и раньше. В случае с Минздравом, например, это пресс-туры в райцентры по случаю открытия амбулаторий семейной медицины с очередным перерезанием ленточки. Качественный PR-штаб политических и социально-экономических реформ у Виктора Януковича отсутствует. Ядро из 5-10 профессионалов наверняка без проблем могло бы найти что-то общее между проводимыми реформами и вложить эту обобщающую идею в головы украинцев, подобрав оптимальные инструменты коммуникации. Но такой заказ со стороны президента не сформирован до сих пор. Да и появление его уже во многом лишено смысла. Дальнейшая PR-работа в штабе президента сфокусируется на выборах, а это уже совсем другой контент.

Сопротивление жертв

Проигранная информационная битва за реформы спровоцировала глобальное поражение в столкновении с миллионами льготников и другими жертвами реформ. Налоговый майдан, акции протеста пенсионеров, атаки чернобыльцев и афганцев на парламент — этого можно было если не избежать, то как минимум достойно противостоять. Власть оказалась не готова к столь организованному сопротивлению со стороны населения.

Пенсионный возраст в Украине давно было пора поднимать, упрощенную систему налогообложения — отделить от уплат пенсионного сбора, и уж тем более странным выглядит наличие льгот у здоровых мужиков, которым по силам прорвать заграждения отрядов "Беркута", чтобы ворваться в парламент. Но сопротивление было вполне прогнозируемым. И опытные политики из Партии регионов были просто обязаны за­­ранее интегрировать своих людей в соответствующие общественные организации, чтобы провести разъяснительную работу. В итоге же даже в родной для регионалов Донецкой области до сих пор продолжаются акции протеста "афганцев".

Административный тормоз

Еще одной причиной пробуксовывания президентских реформ стала… реформа. Административная. Стартовала она довольно оптимистично — Виктор Янукович еще в 2010-м вернул старую Конституцию, получив полномочия времен Леонида Кучмы. С точки зрения демократии эта новость не сулила ничего хорошего, но для решительных реформ сильная рука — то что нужно. Затем глава государства решил сократить количество чиновников и министерств на 30%. И да­­же продвинулся в этом направлении достаточно далеко. Но ценой этих преобразований стала длящаяся до сих пор неопределенность в работе всех без исключений органов власти. Органов, которые теоретически и должны заниматься реформами в своих отраслях.

Но до реформ ли чиновникам, над которыми висит угроза сокращения и даже ликвидации всего ведомства? К примеру, между ликвидацией Министерства жилищно-коммунального хозяйства и появлением положения о новом Министерстве регионального развития и ЖКХ прошло более полугода!

Все это время должна была идти обещанная избирателям коммунальная реформа. А се­­годня переполнены слухами о грядущем объединении Налоговая и Таможенная службы, которые якобы перейдут в управление Минфина. Не исключается и объединение с Минфином и Министерства экономического развития. В таких условиях наивно рассчитывать на слаженную и энергичную работу всех ведомств, что является обязательным условием для масштабных преобразований, задуманных президентом.

В начале февраля Виктор Янукович объявил о переходе админреформы на региональный уровень. Сокращение штата ожидает областные и районные администрации. В 2012 году изменятся их полномочия и субординация. Очередная волна перемен ожидает и центральные органы власти. Президент внес в парламент законопроект "Об административных услугах". По грустной традиции, его суть неясна тем, кто эти услуги будет оказывать. Но уже понятно, что и в нынешнем году чиновникам снова придется думать о сохранении рабочего места, а не о реформах.

Админреформа, которая должна была стать основой для более глубоких преобразований, постепенно превращается в "вещь в себе". Ее нужно и можно было уместить в полгода, а вместо этого начало ее второго этапа на третьем году президентства преподносится как достижение, как свидетельство неизменной нацеленности Януковича на реформы. Хотя давно пора прекратить нацеливаться и просто завершить начатое.

Правительство консерваторов

Еще одним тормозом для реформ стала кадровая политика президента. Правительство он сформировал из давно сложившихся и беспросветных консерваторов. Исключением стал разве что министр социальной политики Сергей Тигипко (стоит напомнить, это вынужденное назначение президент сделал в политических интересах). Но именно в его сфере ответственности реформы прошли, пожалуй, наиболее далеко. Остальные министерские посты — за достаточно опытными и системными технократами. Во главе с самым опытным и системным Николаем Азаровым.

Следует признать, что если бы Виктор Янукович поступил по-другому, противостоять экономическому кризису пра­вительству было крайне сложно. Ведь в 2010 году страна оказалась на грани бюджетного коллапса. В этой ситуации глава государства сделал ставку на людей, чье шаблонное мышление позволяет быстро вернуть любую ситуацию в прогнозируемую систему — и заморозить ее.

Ядро реформаторов сконцентрировалось не в правительстве, а в Администрации президента. Это Ирина Акимова (экономический блок), Андрей Портнов (админреформа) и Анна Герман (гуманитарный сектор). Но и у них, судя по всему, не было изначального плана преобразований в своей сфере. Их планы рождаются на ходу, а после начала реализации на ходу же модернизируются. В этой связи примечательно признание Ирины Акимовой на недавнем расширенном заседании Кабмина, посвященном ходу реформ: "Принятые на скорую руку акты нуждаются в существенной доработке. Такой подход очень рискован". Критика эта была формально адресована правительству, но на самом деле кто, как не Акимова, должен был обеспечить максимальную прозрачность и соблюдение графика реформ? Она, похоже, оказалась просто неспособна совладать с руководством правительства.

Мало кто знает, что Николай Азаров при ежедневном контроле над расходованием бюджетных средств пользуется огромными картонными листами. Он раскладывает их на столе и долго изучает. Мелкие цифры и множество условных обозначений — запутаться запросто. Любой, кто способен разобраться в этих листах, достоин восхищения. Но точно недостоин называться реформатором. Просто потому, что в XXI веке есть компьютеры.  

    Реклама на dsnews.ua