• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Эффект фикции

Налоговый кодекс расширил подопечным Александра Клименко горизонты работы с бизнесом
Реклама на dsnews.ua

Налоговый кодекс расширил подопечным Александра Клименко горизонты работы с бизнесом.

Одним из самых распространенных в последнее время методов выбивания дополнительных налогов стало признание сделок недействительными и обращение в суд за возмещением причиненного государству ущерба.

В ГНС уверяют, что таким способом борются с теневыми операциями. Однако под каток настойчивых инспекторов все чаще попадают не только минимизаторы, но и законопослушные предприниматели.

Полное ничтожество

Отечественное законодательство оговаривает два случая, в которых налоговые органы могут в судебном порядке взыскать недополученные бюджетом доходы с фиктивных сделок.

Согласно Гражданскому кодексу сделка считается недействительной, если проведенная операция нарушила конституционные права и свободы человека либо нанесла урон имуществу юридических и физических лиц или государства (например, в виде недоплаченных налогов).

В такой сделке все документы могут быть идеально оформлены и даже осуществлена поставка товаров.

Реклама на dsnews.ua

Однако налоговые органы имеют право доначислять по их результатам налоги (в счет неправомерно полученного налогового кредита или искусственно уменьшенной налогооблагаемой прибыли).

Если злой умысел имели оба участника сделки, то они должны перечислить полученное по договору государству.

"Если предприниматели не согласны с трактовкой проведенной фискалами транзакции, они могут в суде оспорить решение налоговой инспекции о признании сделки ничтожной. И уже судьи решают, является ли она таковой", — говорит юрист АК "Соколовский и Партнеры" Андрей Боднарчук.

Согласно Налоговому кодексу фиктивной считается сделка, проведенная с целью минимизации налогов, а не получения коммерческой выгоды.

В этом случае фиктивность сделки должен установить суд. Если служители Фемиды подтвердят подозрения фискалов, участники сделки должны доплатить налоги.

"Если органы ГНС усомнились в реальности сделки, они могут провести встречные проверки контрагентов и по их результатам доначислить обязательства по НДС и налогу на прибыль. Кроме того, инспектор может наложить на предприятие штраф в размере до 50% от суммы доначисленных обязательств и взыскать пеню в размере 120% учетной ставки НБУ за просроченные платежи. В судебном порядке все полученное сторонами по договору можно взыскать в доход государства. А в отношении должностных лиц предприятий — участников сделки возбудить уголовные дела за фиктивное предпринимательство или уклонение от уплаты налогов", — говорит старший менеджер отдела налогово-юридических услуг Ernst&Young в Украине Игорь Чуфаров.

Фискалы выработали целый ряд критериев, по которым сделка может вызвать подозрение в фиктивности. Например, у предприятия-поставщика недостаточно (или вовсе отсутствуют) основные средства, налоговые органы зафиксировали нарушения у контрагента по цепочке поставки товаров, один из поставщиков пребывает в стадии банкротства, ликвидации, его свидетельство о регистрации аннулировано (даже после проведения сделки).

Одним из признаков фиктивности сделки может стать отсутствие лицензий на ведение хозяйственной деятельности, транспорта, персонала, необходимых помещений для реализации условий контракта. И это вполне объяснимо.

Однако юристы уверяют, что зачастую под пресс фискалов попадают и те предприятия, контрагентов которых шерстят на предмет фиктивности по совершенно иным контрактам.

"Если наличие такого рода подозрений — это главный аргумент налоговиков, в суде будет достаточно легко доказать его несостоятельность. Ведь если чистоплотность самих контрагентов моего партнера по сделке еще можно проверить, то чистоплотность его договоров, юридическую и финансовую их сторону проверить практически невозможно", — отмечает Андрей Боднарчук.

Суд в помощь

Поддержку налоговой в накатанных схемах признания сделок недействительными оказывает Высший административный суд. Знающие люди говорят, что такой слаженный тандем вполне объясним.

Служителям Фемиды на самом высоком уровне дали понять: если бюджет будет наполняться плохо, расходы на суды урежут. И судьи решили не играть с огнем.

В конце минувшего года ВАСУ обобщил практику судебных разбирательств фискального ведомства с налогоплательщиками по этому вопросу и по большинству позиций истолковал законодательство в пользу фискалов.

Чтобы выяснить, собирались ли стороны в принципе зарабатывать на сделке, ВАСУ рекомендует подопечным смотреть на то, как изменились активы сторон после подписания договора, были ли у контрагентов технические возможности осуществить поставку.

Если структура активов и собственного капитала компаний после сделки не меняется, возможностей осуществить поставку (например, транспорта) нет, отсутствуют нужные лицензии и разрешения, а выгода может быть получена только путем уменьшения налогов, сделку рекомендовано признавать несостоявшейся.

ВАСУ отмечает, что в таком случае и первичные документы (контракты, накладные, декларации, акты приема работ), даже если они были выписаны по всей строгости закона, не могут считаться первичными и не несут никакой юридической нагрузки.

А поскольку все налоговые расходы и налоговый кредит по НДС должны быть обязательно подтверждены первичными документами, то и право на расходы и налоговый кредит предприниматель теряет автоматически. Это значит, что сумму налогов, которая должна была быть перечислена в бюджет, необходимо увеличить.

По мнению судей, в налоговых отношениях не может применяться ст. 204 Гражданского кодекса, согласно которой сделка является правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если она не признана судом недействительной.

Следовательно, так называемая "презумпция правомерности сделки" просто нивелирована. Но у предпринимателей есть возможность "забронировать" законность сделки через хозяйственный суд.

"Согласно ч. 1 ст. 72 Кодекса административного судопроизводства обстоятельства, установленные судебным решением в административном, гражданском или хозяйственном деле, вступившим в законную силу, не доказываются при рассмотрении других дел, если в них участвуют те же лица, относительно которых установлены эти обстоятельства. Поэтому одна из сторон сделки может обратиться в хозсуд с иском о признании сделки недействительной к другой стороне такой сделки. И если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении исковых требований, это будет подтверждением действительности данной сделки и аргументом в будущем споре с налоговой", — говорит юрист ООО "Профит-Консул" Ярослав Сокуров.

Правда, налоговая пытается лишить бизнес и этой возможности для защиты, оспаривая решение хозсуда в качестве третьей стороны, не привлеченной к делу.

По мнению правоведов, в выработанной ГНС схеме признания сделок фиктивными есть существенное упущение, которое предприниматели могут обернуть в свою пользу.

"По Конституции органы власти обязаны действовать на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Основным и другими законами. Положения Налогового кодекса, регулирующие полномочия фискального ведомства, не наделяют его правом осуществлять контроль за соблюдением другого законодательства, кроме налогового. То есть оценка деятельности налогоплательщиков по договорам и постановка под сомнение возможности фактического исполнения этих сделок находится вне полномочий органов ГНС. И свидетельствует о нарушении контролирующим органом соответствующих статей Конституции", — добавляет Ярослав Сокуров.

Как обезопасить себя от нападок налоговой

Для того чтобы у инспектора не возникло даже тени подозрения в фиктивности проведенной сделки, нужно заранее оценить благонадежность контрагентов.

Проведение такой проверки и выбор законопослушного партнера снижают риски не только налоговые, но также мошенничества и связанные с общей эффективностью закупок.

"Например, к низкорисковым можно отнести дочерние предприятия, госорганы, международные, публичные компании, естественные монополии. К высокорисковым — оффшоры, компании, которые оказывают консультационные, маркетинговые, юридические услуги, компании-посредники. Далее проверяется наличие негативной информации о контрагенте в открытых источниках, наличие данных о нем в реестрах судебных решений, отрицательных отзывов в СМИ. Высокий уровень рисковости предполагает "выездную" проверку контрагента, чтобы удостовериться в наличии производственных мощностей, основных средств, достаточного количества персонала. Немаловажно проанализировать финансовую отчетность", — говорит менеджер отдела по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях Ernst&Young в Украине Елена Исаева.

Неблагонадежность аффилированных контрагентов можно выявить, проверив на совпадение фамилии учредителей, руководителей контрагента с фамилиями сотрудников компании, имеющих отношение к закупкам, продажам, управлению, для установления родственных взаимосвязей. Подозрения у добропорядочного налогоплательщика должен вызвать и факт контактов с контрагентом только через одного сотрудника предприятия.

Некоторые признаки рисковых компаний, на которые стоит обратить внимание при выборе контрагента

1. Адрес массовой регистрации (кроме бизнес-центра), регистрация в жилом доме

2. Телефон является контактным для нескольких компаний

3. Физлицо является учредителем/руководителем 10 и более компаний, учредитель и руководитель компании — одно и то же лицо

4. Частая смена руководителя юрлица

5. Учредитель — оффшорная компания, отсутствуют данные о конечном бенефициаре

6. Компания проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности в КВЭД

7. Отсутствует лицензия на деятельность, которая должна быть лицензирована

8. Минимально допустимый уставный капитал

9. Стоимость основных средств компании незначительна или равна нулю

10. Суммы дебиторской задолженности значительно превышают величину выручки

11. Суммы привлеченных займов и кредитов значительно превышают величину выручки

12. Несоразмерность расходов и доходов компании по данным бухгалтерской отчетности

13. Компания преимущественно отражает убытки в бухгалтерской отчетности

14. Компания выступала ответчиком в суде и привлекалась к ответственности

15. Высшее руководство компании привлекалось к уголовной или административной ответственности

Как налоговая определяет фиктивность сделок

•не достаточно или отсутствуют первичные документы

•при сверке обязательств и кредита по НДС данные расходятся

•есть акт о нарушениях по цепочке поставки товаров

•контрагент отсутствует по месту регистрации или есть другие отклонения от нормального состояния

•один из участников сделки пребывает в стадии банкротства, ликвидации, аннулировано свидетельство о регистрации (даже после сделки)

•у поставщика нет персонала, офиса, транспорта

•в отношении должностных лиц — участников сделки возбуждены уголовные дела, ведется ОРД (преимущественно по статьям об уклонении от уплаты налогов)

Данные: исследование Ernst&Young

Признаки нереальных сделок по мнению Высшего админсуда

•структура активов и собственного капитала компаний после сделки не меняются

•нет физических, технических возможностей совершать сделку

•отсутствие соответствующих лицензий, иных разрешительных документов для ведения данного вида хоздеятельности

•получение имущественной выгоды исключительно путем уменьшения базы налогообложения

•отражение расходов по полученным услугам/товарам без их фактической поставки

•отражение расходов по услугам/товарам, поставленным

не тем лицом, которое указано в первичных

документах

•"временная поставка товара" (с возвратом) для целей оптимизации НДС

•последующая продажа приобретенного товара по цене ниже цены приобретения

•приобретение товаров (услуг) у посредников при наличии прямых контактов с производителями этих товаров

    Реклама на dsnews.ua