• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Игорь Мирошниченко: Человек, который возглавлял коррупционные схемы, не должен выиграть конкурс на должность главы ГАСИ

Депутат Киеврады о том, почему стала возможной авария в ТРЦ Ocean Plaza, насколько высокий уровень коррупции на строительном рынке и что нужно сделать для ее преодоления
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

"ДС": Из-за хаотичной застройки города Киев становится эпицентром катаклизмов, и трагедия в Ocean Plaza - яркий тому пример. Это чудо, что там не погибли люди. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать новой власти в первую очередь, чтобы изменить ситуацию?

И.М. Генеральный план грубо нарушается в течение последнего десятилетия - вопреки ему утверждались детальные планы территорий, которые его подменяли и которые легитимизировали значительную часть жилого строительства в промышленных зонах. Это самая главная проблема. Мы загружаем инфраструктуру и увеличиваем плотность населения настолько, что это противоречит даже новым государственным строительным нормам, утвержденным, но еще не вступившим в силу.

По новым нормам плотность населения не может превышать 650 человек на 1 га, по старым - 450. Но мы уже сегодня имеем районы, где плотность населения превышает 1 тыс. человек на гектар. Это значит, что люди живут в дискомфорте, при отсутствии социальной инфраструктуры, а транспортная инфраструктура не позволяет этим людям легко передвигаться по Киеву. Это позволили делать детальные планы территорий, которые утверждаются Киеврадой вопреки закону и подменяют генплан.

Очень часто строительство происходит даже без детальных планов территорий. Например, одна из компаний построила многоэтажки на улице Дзержинской, вплотную к аэропорту "Киев". При этом было нарушено целевое назначение земельных участков - для обслуживания и строительства усадебных домов не более четырех этажей.

Кроме того, что были нарушены санитарно-защитные зоны, строительство не согласовано с "Украэрорухом". Это угрожает как жителям этих домов, так и аэропорту, который может потерять лицензию на международные перевозки, потому что в зоне, где не может быть жилой застройки, находятся десятиэтажки.

"ДС": Что же нужно делать в такой ситуации?

И.М. Я считаю, что нынешняя власть должна разработать закон, который даст полномочия - или городскому коммунальному предприятию, или Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) - физически останавливать незаконные строительства. Например, ведется строительство на улице Сосюры, 6, где строит компания "Галжитлобуд". Это санитарно-защитная зона государственного предприятия "Эластик", там строить нельзя. Нам удалось совместными усилиями запретить строительство, но оно продолжается, и построено уже 16 из 26 этажей. Потому что ни один орган власти, по сути, не имеет полных прав физически остановить такое строительство. Поэтому по документам оно запрещено, а по факту - ведется. Полиция может следить лишь за порядком, ГАСИ свою функцию выполнила, когда вынесла предписание о запрете, и потому остается только общественное сопротивление, которое блокировало бы строительство. Но это не выход, когда громада блокирует незаконные застройки. Должен быть орган, который имеет право физически остановить строительство.

Реклама на dsnews.ua

Второе, что нужно от власти, - неотвратимость наказания. Нужно законодательно обеспечить, чтобы каждый, кто нарушает закон в сфере строительства, был привлечен к уголовной ответственности.

В-третьих, следует вернуть ГАСИ право проводить проверки без присутствия ответственных лиц. Сегодня инспекторы выходят на проверку незаконной застройки и видят там заказчика, подрядчика, субподрядчика, прораба и еще кого угодно. Но пока они не показали бумажку и не доказали, что являются ответственными лицами, такая проверка не считается законной. И поэтому в Архстройинспекции ограниченные возможности выносить предписания, налагать штрафы до тех пор, пока сам застройщик не признает, что он является ответственным лицом. Это абсурд. На мой взгляд, Архстройинспекция должна иметь право выходить на проверки по заявлениям депутатов или общественности, проводить проверки без присутствия ответственных лиц. Она должна иметь право выносить предписания, по которым должна быть жесткая ответственность и немедленная уплата штрафов. А если застройщик считает, что штраф наложен незаконно, тогда в судебном порядке он должен оспаривать, и только после получения позитивного решения средства ему вернут. Но сначала он должен их заплатить. Тогда у застройщика будет меньше соблазнов строить незаконно.

"ДС" В последние месяцы вы вместе с активистами ряда общественных организаций, которые активно борются за сохранение Киева, сосредоточили свое внимание на Госархстройинспекции. В частности, требовали отстранения бывшего временного руководителя и других чиновников ведомства. Могли бы вы рассказать об этом подробнее? Какие основные претензии у общественных организаций к предыдущему руководству ГАСИ? В каких схемах вы подозреваете экс-руководителей ГАСИ?

И.М. В Госархстройинспекции есть жесткая коррупция. Могу привести примеры, что как предыдущая, так и нынешняя власть не смогли ее преодолеть. Мало того, у меня впечатление, что нынешняя власть пользуется имеющимися схемами.

Например, на улице Бережанской, 15, строится жилой комплекс "Бережанский" в санитарно-защитной зоне. Архстройинспекция выносит в октябре прошлого года предписание о запрете строительства на основании невыполнения земельного и градостроительного законодательства. Но при этом в январе этого года инспекция выдает сертификат готовности одного из домов. То есть Архстройинспеция одной рукой запрещает строить, а другой, не имея возможности физически остановить строительство, вводит дом в эксплуатацию. Это коррупция чистой воды. Мы указали на это новому руководителю ГАСИ Елене Костенко, и я надеюсь, что она привлечет к ответственности виновных. А кто виновен? Господин Александр Строкач, который исполнял обязанности главы Архстройинспекции и выносил вместе с инспекторами предписание, а потом ввел в эксплуатацию этот дом.

Другой пример: улица Кудряшова, 8 и 10, где расположены два пятиэтажных общежития Академии внутренних дел. Эти земельные участки (это я утверждаю как депутат Киеврады) предназначены под обслуживание общежитий, и никакого жилищного строительства там не предусмотрено. Но Академия внутренних дел обращается с просьбой о реконструкции общежитий в жилые дома. Им Архстройинспекция отказывает, ссылаясь вполне резонно на генплан, отсутствие детального плана территорий, целевое назначение земельного участка, которое не предусматривает жилищного строительства.

Но через 10 дней без смены каких-либо обстоятельств ГАСИ уже не отказывает, а выдает разрешение. Как следствие, общежития сносят и начинают возводить два жилых дома по 24 этажа. Это означает, что без реконструкции коммуникаций нагрузку на инженерные сети будет увеличено в пять раз. Кроме того, семьи, которые купят там квартиру, столкнутся с тем, что для их детей нет мест в садиках и школах или они будут перегружены, как у нас в Дарницком районе, где садики заполнены на 150%.

У меня было предложение - внести изменения в законы, которые обяжут выполнять градостроительные условия в части создания социальной инфраструктуры в первой очереди строительства и без создания объектов инфраструктуры не вводить в эксплуатацию объекты жилья. Потому что имеем пример жилищного комплекса "Патриотика" на Осокорках, где построено 12,5 тыс. квартир и где должны были построить также три детских садика и три школы. Но поскольку очередность строительства не предусмотрена, застройщик оставляет социальные объекты на потом, а когда жилье построено и введено в эксплуатацию, то он уже не несет ответственности за то, что не ввел в эксплуатацию социальные объекты. Застройщики должны сначала построить садики и школы и только потом вводить в эксплуатацию жилые дома.

Пока не будет верховенства права и неотвратимости наказания для каждого чиновника и застройщика, который хотя бы на йоту нарушил закон, у нас и дальше Киев будет застраиваться хаотично.

"ДС" О реформе ГАСИ говорят уже много лет. О ней говорили все последние руководители - и Алексей Кудрявцев, и Сергей Кузьмин, и Александр Строкач. Были, на ваш взгляд, хоть какие-то подвижки в этом направлении за последние несколько лет?

И.М. Коррупция появляется потому, что застройщик, у которого есть существенные нарушения, хочет их решить не путем приведения строительства в соответствие с законами, а путем коррумпирования инспектора, который закроет глаза на эти нарушения. Поэтому надо исключить нарушения законов застройщиками и наконец начать наказывать инспекторов. Инспектор должен нести уголовную ответственность за документы, которые он подписывает. В случае с Ocen Plaza чиновник подписал документ, позволив строить на трубе отопления. Этот ТРЦ никогда бы не залило, если бы застройщик не коррумпировал инспектора, а тот - не подписал документ, позволив это строить. Поверьте, один, второй, третий инспектор сядет за решетку - следующие будут бояться брать взятки.

Мы обращались к министру развития общин и территорий Алене Бабак с предложением, чтобы над инспекторами, которые вводят объекты в эксплуатацию, был контроль. Мы предлагали, чтобы комиссии, на которых в ГАСИ рассматриваются заявления застройщиков о выдаче разрешений и о введении в эксплуатацию домов, были открытыми. Чтобы разрешить присутствовать на этих комиссиях в качестве наблюдателей представителям общественных организаций, специалистам и депутатам. Госпожа Бабак сказала "да", но ничего для этого не сделала. А господин Строкач, которого она горячо лоббировала, эти комиссии закрыл полностью, сделал их кулуарными, назначал заседания на ему удобное время, а повестка дня заседаний комиссий была закрыта для граждан.

"ДС" Что нужно сделать, чтобы побороть коррупцию в ГАСИ и в сфере выдачи разрешений на строительство?

И.М. Я недавно встречался с Еленой Костенко, исполняющей обязанности председателя ГАСИ, и предложил ей эту же идею - чтобы громада контролировала заседания комиссий. Она согласилась. Если они будут нам предоставлять повестку дня, общественные организации будут давать рекомендации относительно того или иного строительства, насколько оно законно.

ГАСИ должна стать прозрачной для общественности и депутатов, должна реагировать на обращения депутатов не отписками и тем, что они якобы не имеют возможности проверить, потому что нет ответственных лиц на стройке, а реальными поступками и реакцией на эти обращения. Если есть нарушения, надо делать предписания и останавливать строительство. Если есть нарушения в выдаче градостроительных условий и ограничений, то в ГАСИ есть полномочия отменить эти документы.

"ДС" После отстранения от должности Александра Строкача в СМИ появилось много противоречивой информации. Одни называют его реформатором, который боролся со строительной мафией и за это пострадал, другие - преемником Кудрявцева и "держателем теневой кассы". Как вы оцениваете работу Строкача в ГАСИ? Были основания для его увольнения?

И.М. Что касается Строкача, то я скажу, что никаким новым человеком в этой структуре он не был. Строкач работал в системе ГАСИ еще во времена Кудрявцева, руководителя ГАСИ в течение трех лет. Коррупционная схема при Кудрявцеве работала по полной программе. Жена Строкача работала в разрешительной системе, они работали в этой коррупционной схеме и выдавали разрешения.

Когда Алена Бабак назначила и. о. председателя ГАСИ господина Строкача, я имел большой скепсис относительно его порядочности, о чем сообщил в обращении к Бабак. Но она не отреагировала, поэтому мы были вынуждены исследовать его деятельность на посту руководителя ГАСИ и нашли еще множество фактов нарушений. Например, компании, построившей возле аэропорта "Киев" четыре многоэтажки, прекратили выдавать разрешительные документы даже на строительство жилых домов в четыре этажа, потому что знали, что они нарушают нормы и строят по 10 этажей. Но Строкач эти разрешения выдавал. Он выдал разрешения на начало строительных работ на дома, которые уже существуют. Это незаконно. И есть много других примеров.

"ДС" Последние недели ГАСИ возглавляет новый руководитель, Елена Костенко, в статусе и. о. Удалось ли вам наладить с ней контакт? Оцените ее инициативы.

И.М. Это человек новый, она не была в системе, и это в определенной степени позитив. Сейчас у меня нет оснований не доверять Костенко, потому что она только начала работать. Мы будем внимательно следить за тем, какие документы выдает ГАСИ, и если они будут выдавать документы, свидетельствующие о коррупции, то будем это обнародовать.

Посмотрим, как будет работать Костенко. У нее очень короткий срок работы, к ней нет замечаний. Если она сделает открытыми для общественности заседания комиссии, которая выдает разрешения и сертификаты готовности, это будет очень большой прогресс. Преодолеть коррупцию в ГАСИ за один день невозможно, но чтобы коррупция исчезла, надо максимально делать публичными шаги инспекторов, надо сделать возможным сотрудничество инспекторов с общественными организациями и депутатами.

"ДС" 20 января состоялся конкурс - на должность руководителя ГАСИ претендуют и Елена Костенко, и Александр Строкач. Что вы думаете по этому поводу?

И.М. Я думаю, что на любом конкурсе должны быть прозрачные условия, но все же надо изучать и прошлое конкурсантов. Потому что когда на конкурсе может победить человек, который был во главе коррупционных схем, то в чем тогда заключается смысл этого конкурса? Чтобы легитимизировать эти схемы и продолжить бороться с ними и руководителем, который их благословлял? Я подозреваю господина Строкача в содействии коррупции, я указываю на конкретные примеры. Строительство на улице Бережанской, 15, - мы добились, чтобы инспекторы ГАСИ при Строкаче вынесли предписания на его запрет.

Другой пример - улица Сосюры, 6: я лично добился, чтобы они вынесли предписания на запрет строительства. Но в итоге на Бережанской, 15, господин Строкач вместе со своими инспекторами, несмотря на предписание о запрете строительства, выдает сертификаты готовности. Это коррупция чистой воды. Есть прямые императивные нормы законодательства, которые запрещают вводить в эксплуатацию дома, по которым не отменены предписания на запрет. Получается, что и сам человек сначала запрещает строительство, а затем при действующем запрете выдает сертификат готовности. Это похоже на коррупцию и криминал, и я написал заявление о преступлении.

По Сосюры, 6, ГАСИ написала запрет на строительство, но оно уже два месяца после этого продолжается, и ГАСИ абсолютно ничего не делает: не пишет заявлений в прокуратуру и полицию, не употребляет других мероприятий, которые могли бы предотвратить строительство жилого комплекса "Днепровская мечта ", который угрожает государственному предприятию и нарушающий санитарно-защитные зоны.

Если такие люди будут выигрывать конкурсы, тогда я окончательно потеряю веру в то, что в нашей стране кто-то может быть честным и что-то может меняться к лучшему.

    Реклама на dsnews.ua